Наша цель – формирование воина-государственника

Главный военно-политический орган Вооружённых Сил – век на службе Отечеству.

Его название менялось неоднократно, но главное предназначение оставалось неизменным – организовывать в армии и на флоте работу по поддержанию высокого морального духа войск, политическому и воинскому воспитанию личного состава.
Фундаментальные научные идеи о природе и значении морально-политических факторов, определяющих судьбу любого военно-силового противоборства, подтверждены всей мировой историей, и особенно убедительно – историческим опытом нашего государства. Ярчайшими тому примерами являются победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, результаты боевых действий в Афганистане, на Северном Кавказе, а сегодня – в ходе борьбы с силами международного терроризма на территории Сирийской Арабской Республики.
Беспримерный подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны является сегодня духовной скрепой нашего общества. Для современных командиров и их заместителей по военно-политической работе очень важна историческая память о высочайшей самоотверженности и стойкости советских солдат, офицеров и генералов, в жестоких боях отстоявших нашу Родину.
При этом наши противники порочат, извращают самое дорогое для народа России – память о Великой Отечественной войне, стремятся доказать, что подвиг старших поколений – победителей фашизма уценён историей. Приоритетной целевой аудиторией при этом является молодёжь – будущее России.

Создавая новую систему, мы стремимся взять лучшее из опыта Русской и Советской армий, войн и военных конфликтов, в которых наши воины продемонстрировали высочайшие морально-политические качества защитника Отечества

Внимание к людям особенно ценится в боевой обстановке. Сирия.

В интернете распространяется экстремистская идеология, основанная на идеях неонацизма и радикального ислама. Результатом такой смычки стало то, что формы и методы осуществления право- и левоэкстремистскими группировками акций зачастую становятся неотличимыми от терактов, проводимых радикальными исламистами.
Вывод из сказанного очевиден: требуется на систематической основе переходить к формированию у личного состава Вооружённых Сил (да и у всего российского социума в целом) политического сознания, высоких нравственных и волевых качеств, иммунитета к чуждым нашему обществу идейным и культурным ценностям.
Осознание острой необходимости усиления защиты традиционных ценностей российского общества, важности его духовного единства в сложных условиях мировой нестабильности привело военно-политическое руководство страны к решению о коренной перестройке системы работы с личным составом Вооружённых Сил.
Создавая новую систему, мы стремимся взять лучшее из опыта Русской и Советской армий, войн и военных конфликтов, в которых наши воины продемонстрировали высочайшие морально-политические качества защитника Отечества.
Особенно пристального внимания заслуживает опыт, накопленный в годы Великой Отечественной войны.
Напомню: в тяжелейшей ситуации начального периода Великой Отечественной был востребован родившийся ещё в 1918 году институт военных комиссаров. Его возрождение 16 июля 1941 года было вынужденной мерой, направленной на укрепление морального духа личного состава, стойкости и упорства солдата в бою, воодушевление его на подвиг во имя Отчизны, наведение порядка и дисциплины в условиях оборонительных боёв и вынужденного масштабного отступления.
Характерно, что такие действия военно-политического руководства страны были правильно поняты и поддержаны самими командирами.
Маршал Советского Союза С.С. Бирюзов в книге «Когда гремели пушки» пишет: «Как раз в это время мы получили сообщение о том, что в Красной Армии снова вводится институт военных комиссаров. Хорошо помню, с каким удовлетворением была встречена эта весть. Ведь каждый командир чувствовал тогда, насколько было необходимо усилить политическое руководство в войсках».
Военные комиссары сыграли огромную роль в укреплении Красной Армии и Флота, в повышении боеспособности войск, улучшении политико-воспитательной работы с личным составом в первый, наиболее трудный период войны. Во многих случаях в бою политработники показывали личному составу пример героизма, стойкости, самопожертвования, нередко, в случае гибели командира, брали на себя командование. Потери среди них были ничуть не меньше, чем других категорий командно-начальствующего состава.
В годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза были удостоены 411 политработников в звене от члена Военного совета фронта до заместителя политрука роты. Только в начальный период войны погибло около 10 тыс. политработников.
Богатый опыт последующей, вплоть до 1991 года, многогранной деятельности большого отряда политработников Советской Армии содержит не только позитивные начала.
Так, политорганы в советских Вооружённых Силах и проводимая ими партийно-политическая работа являлись инструментом безраздельного влияния Коммунистической партии на всю их жизнедеятельность. Постоянная партийно-политическая работа в массах военнослужащих строилась на основе их сплочения вокруг Коммунистической партии и Советского правительства, воспитания личного состава в духе беззаветной преданности делу коммунизма.
Следует прямо сказать, что огромный патриотический потенциал, с которым Вооружённые Силы СССР вышли из Великой Отечественной войны, постепенно растрачивался. Партийно-политическая работа приобретала всё больший формализм, слабо отзывалась на вызовы времени. В итоге она оказалась практически безоружной перед социальными и национальными проблемами, вставшими во второй половине 1980-х и в 1990-е годы, системным кризисом как государственных институтов, так и идеологии.
Постсоветский период характеризовался активной департизацией, деидеологизацией и декоммунизацией всех сфер общественной жизни, и в первую очередь системы работы с личным составом армии и флота. Надо признать, что это было компромиссное решение, вызванное условиями переходного периода.
Теперь, спустя многие годы, стало понятным, что деполитизация была ошибочным шагом. Ведь Вооружённые Силы являются не только военно-силовым, но и политическим институтом. Другое дело, что в правовом и демократическом обществе они должны поддерживать не ту или иную партию, а законно избранную народом власть, обеспечивать защиту конституционного строя и порядка, что позволяет сохранить стабильность и устойчивое развитие всей политической системы общества.
Сегодня, как никогда, стало очевидно, что без эффективной системы формирования политического сознания военнослужащих решать задачи обеспечения военной безопасности невозможно.
Вот почему, как отмечал Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Владимир Владимирович Путин: «…В современных условиях политическое сознание военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала непосредственно зависит от мировоззрения, в основе которого должна лежать государственно-патриотическая идея…»
Развивая эту мысль, хочу выделить основополагающие духовные ценности, составляющие каркас воинского служения современной России, основу политического сознания личного состава Вооружённых Сил:
государственность как оплот суверенитета, гарант социально-экономического прогресса и духовного расцвета всех народов России;
гражданственность как принадлежность к великому российскому народу и ответственность за его историческую судьбу и социальное благополучие;
патриотизм как чувство любви к Родине, заботу о её интересах и готовность к защите своего Отечества от агрессоров;
воинский долг как обострённое чувство личной ответственности перед собой и своим коллективом, выражающееся в стремлении наилучшим образом исполнять профессиональные обязанности, своим отношением к делу завоёвывать авторитет у сослуживцев, контролировать свои поступки, проявлять сдержанность и самообладание в любых критических ситуациях;
мужество и героизм как твёрдость характера, последовательная верность своим нравственным принципам в случае опасности, а также поступки, совершаемые во имя возвышенных идеалов;
воинскую честь как исполнение личностью воинского долга, единство слова и дела, способность принимать самостоятельные решения и отвечать за них, умение идти на разумный деловой риск;
жертвенность как готовность в случае необходимости пойти на риск и самопожертвование;
силу воли как способность не отступать перед трудностями, доводить начатое дело до конца; это преодоление самого себя, своей слабости и неуверенности;
святость и соборность как религиозно-духовное освящение российской идеи, защита прав и свобод верующих военнослужащих в процессе выполнения ими воинского долга и другие.

Человечество вступает в новый этап борьбы, где главным объектом поражения и уничтожения являются не сами люди, а определённые типы сознаний

С учётом изложенных обстоятельств в марте – апреле 2018 года Коллегия Минобороны, а затем Совет Безопасности Российской Федерации вышли с предложением о создании в Вооружённых Силах системы военно-политической работы. А 30 июля 2018 года соответствующее решение было принято Президентом Российской Федерации – Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Владимиром Владимировичем Путиным.
Главная цель создания военно-политических органов заключается в формировании воина-государственника – надёжного и преданного защитника Отечества, носителя традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества.
С учётом этого мы видим свою задачу в организации системной военно-политической работы, которая позволит поднять моральный потенциал личного состава на новый, соответствующий современным угрозам и вызовам уровень, сформировать у наших подчинённых политическое сознание и политическую культуру, безусловную поддержку государственной политики в области обороны, высокие идейные и морально-боевые качества, патриотизм, преданность своей Родине, постоянную готовность к выполнению поставленных задач.
Принципиально важно, чтобы органы военно-политической работы Вооружённых Сил умели влиять не только на умы и сердца военнослужащих, но и на массовое сознание граждан России. А для этого необходим профессионально подготовленный военно-политический работник, являющийся первым помощником командира в области управления моральным духом солдата и офицера. При этом в реализуемых мерах по созданию военно-политических органов в Вооружённых Силах нет и тени попытки поставить под сомнение единоначалие. Оно было, есть и будет краеугольным принципом военной организации.
К сегодняшнему дню работа по формированию военно-политических органов в Вооружённых Силах в целом завершена. Системная военно-политическая работа организуется во всех сферах деятельности Вооружённых Сил и на всех уровнях военного управления.
Сформировано Главное военно-политическое управление Вооружённых Сил Российской Федерации. В органах военного управления, в соединениях, воинских частях и подразделениях выстроена структура военно-политических органов, которая включает воинские должности заместителей главнокомандующих, командующих, командиров и начальников по военно-политической работе, подчинённые им военно-политические управления, отделы, отделения и группы, военные учреждения культуры и периодические издания. Всего в военно-политических органах всех уровней работают более 11 тысяч военнослужащих и гражданских специалистов.
С нового учебного года в Вооружённых Силах введена военно-политическая подготовка для всех категорий личного состава. Она становится одним из основных предметов оперативной, боевой и профессионально-должностной подготовки и важнейшей формой военно-политического, государственно-патриотического и воинского воспитания. Издан приказ министра обороны, определяющий порядок её организации.
Опыт выполнения задач в Сирийской Арабской Республике и на манёврах войск (сил) «Восток-2018» показал, что военно-политическая работа должна проводиться постоянно, со всеми категориями военнослужащих, при выполнении любых задач, в том числе непосредственно в боевых порядках подразделений, в ходе освобождения населённых пунктов невоенными методами, а также в рамках взаимодействия с местными органами власти и населением.
Эти требования находят своё отражение в боевых уставах и наставлениях. Важнейшим из них является разъяснение личному составу причин, справедливого характера, законности и военно-политических целей применения Вооружённых Сил, формирование морально-политической и психологической устойчивости своих войск и морального превосходства над войсками противника, уверенности в своей способности успешно выполнить поставленные задачи.
Основным содержанием военно-политической работы в Вооружённых Силах в 2019–2020 годах является подготовка к 75-летию Победы в Великой Отечественной
войне. Её задачи определены в Указе Президента Российской Федерации от 9 мая 2018 года. Уже спланирован и проводится широкий комплекс мероприятий, в том числе совместных с государствами – участниками СНГ и их вооружёнными силами.
Центральными событиями 2019 года, уже состоявшимися и планируемыми, являются 75-летие полного снятия блокады Ленинграда, освобождения Крыма и Севастополя, Белоруссии, Карелии и Прибалтики, других важнейших наступательных операций Советской Армии 1944 года.
Темой Победы в Великой Оте­чественной войне пронизаны все знаковые события в войсках: учения, походы, мероприятия боевой подготовки, спортивные соревнования, турниры, армейские игры. Все мероприятия стремимся проводить в форме военно-историко-патриотических операций, воссозданных по фактическим событиям тех лет с широким привлечением «Юнармии», общественности, ветеранов и всего общества.
Особое значение в период подготовки к 75-й годовщине Победы приобретает военно-патриотическое воспитание молодёжи. В качестве центральной видится задача развития Всероссийского военно-патриотического детско-юношеского движения «Юнармия».
Во всех военных городках, в воинских частях будут функционировать парки «Патриот». Уже спланировано создание 138 парков в 55 территориальных гарнизонах.
Одним из важнейших событий в ходе всенародного празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне станет открытие на территории подмосковного Военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» собора в честь Воскресения Христова, который после его освящения обретёт статус Главного храма российских Вооружённых Сил.
Особое внимание сегодня уделяется модернизации системы подготовки военно-политических кадров в вузах Минобороны с учётом перспективной модели военно-политического работника.
Министром обороны 24 декабря 2018 года принято решение о сетевой форме реализации образовательной программы «Военно-политическая работа в войсках (силах)». Ведётся её тщательная проработка по многим направлениям: организационному, нормативно-правовому, ресурсному, методическому и другим.
Речь идёт о подготовке такого офицера-политработника, который вместе с решением задач военно-политической работы должен обладать знаниями, связанными со спецификой выполнения боевых задач.
Опыт формирования военно-политических органов в Вооружённых Силах, безусловно, будет востребован в ходе дальнейших мероприятий по развитию военной организации Российской Федерации.
В завершение хочу ещё раз подчеркнуть: идейным фундаментом воспитания российских военно­служащих в духе истинного патриотизма и верности воинскому долгу, системным фактором противодействия негативным духовным явлениям современности и тем самым основой обеспечения безопасности нашей страны выступают духовно-нравственные ценности российских воинов-патриотов. Именно на этой базе вновь созданные военно-политические органы российских Вооружённых Сил выстраивают эффективную систему формирования политического сознания военнослужащих во имя обеспечения военной безопасности России.

_______________
Генерал-полковник Андрей Валериевич Картаполов, заместитель министра обороны Российской Федерации – начальник Главного военно-политического управления Вооружённых Сил РФ.

Источник