«Пусть постоят»: можно ли считать пиар на теме «уступать» или «не уступать» место пожилым людоедским?

Общество

Московский психолог призвала не уступать место в транспорте пожилым людям

Вот уже несколько дней в Интернете идут бурные обсуждения информационной кампании, развернутой московским психологом Люцией Сулеймановой против того, чтобы уступать место в транспорте пожилым людям. 15 мая сия уважаемая дама даже сделала соответствующее обращение в адрес Президента РФ Владимира Путина. Мол, нужно даже отказаться от соответствующих публичных призывов. А затем – развила тему в СМИ.

С логической точки зрения посыл Сулеймановой оказался несколько витиеватым. По ее словам, люди старше 50 лет испытывают унижение, когда молодежь под влиянием пропаганды нехотя уступает им место.

«Каждый подобный жест – тяжёлый удар по психике пожилого человека», – пишет она. Немолодые люди, по ее словам, видя отсутствие уважения, вступают в конфликты. Поэтому сами призывы уступать место психолог считает… «дискриминацией пожилых». А если, мол, никто никому уступать не будет – то и повод нервничать пропадает.

Нужно сказать, что обращение Сулеймановой родилось не на пустом месте. Вокруг моральных преференций в адрес пожилых, беременных и пассажиров с детьми вот уже несколько лет ломаются копья в Интернете. Борьба с «уступанием» иногда принимает форму откровенной пропаганды. Многочисленные боты регулярно вбрасывают однотипные, словно написанные под копирку посты о «злых бабках» и «наглых беременных» в городских паблики и форумы по всей стране.

Юридически данный вопрос отрегулирован слабо. Если в муниципальном транспорте, как правило, есть пара специальных мест для инвалидов и пассажиров с детьми, которые они могут занимать по закону, то коммерческие перевозчики этим практически никогда не озадачиваются. Так что тема лежит, по большому счету, сугубо в моральной плоскости.

В государстве под названием Союз Советских Социалистических Республик вопросы морали находились под бдительным контролем партии и государства. Стране нужны были сознательные и ответственные граждане. Поэтому, хотя юридически вопрос «уступания» тоже никак не регулировался, на уровне общественного мнения с ним работали очень плотно, заручившись поддержкой творческой интеллигенции. Давайте вспомним прекрасные строки Сергея Михалкова:

На свободное местечко
Захотелось бабке сесть,
Оглянуться не успела –
Место занято другим.

Пионеру Валентину
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.

Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд.
Валентин сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.

Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
– Старость нужно уважать!

Ну или, в конце концов, вечную «Операцию Ы».

Советское общество хорошо усвоило важность принципов коллективизма и наличия мощных социальных связей.

В обществе, где каждый сам за себя, мало кто оборонял бы Брестскую крепость, ложился бы грудью на амбразуры или кидался бы с гранатами под танк. Да и построить с тачками, лопатами да кувалдами за 20 лет вторую по мощи экономику в мире в условиях либерального эгоизма не получилось бы.

Что традиционная русская община, что классический советский коллектив ощущали себя единым организмом, в котором ставить интересы одного члена выше интересов социума считалось чем-то противоестественным и постыдным. А все процессы жизнедеятельности регулировались сложнейшей динамично развивающейся системой социальных связей.

Уважительное отношение к старикам было заложено тремя тесно связанными факторами, уходящими своими корнями в седую древность.

Во-первых, быть пожилым человеком тяжело чисто физически. Средний россиянин возрастной категории «за 60» обычно страдает сразу несколькими серьезными заболеваниями. И стоять десять остановок в автобусе или метро для него может быть смертельно опасно либо попросту очень больно.

Среднему студенту чаще всего не понять ощущений 70-летней бабушки, страдающей от адской боли в суставах или задыхающейся от перебоев в работе сердца. Конечно, молодые люди тоже болеют, но происходит это с ними на порядки реже, чем с пожилыми. И в среднем (если, даже сделав скидку на исключения) студенту постоять все-таки проще.

Во-вторых, забота социума о стариках – это одна из первых черт, характерных для полноценного человеческого общества как такового. В некоторой мере заботятся о нетрудоспособных членах стаи и отдельные виды животных, но именно у людей пожилые стали живыми носителями знаний и социального опыта. В дописьменных социумах они играли роль и книг, и Интернета, и научно-исследовательских учреждений. Впрочем, создание письменности эту роль особо не умалило.

Текст может передать сухие факты, но не социальные тонкости. Это как в кулинарии, по одному и тому же рецепту торт у опытной хозяйки или высококлассного кондитера получится лучше, чем у человека, который делает его впервые в жизни, даже если он действует досконально по инструкции. И вот именно этот особый жизненный опыт и передается из поколения в поколение.

В-третьих, члены человеческого социума достаточно быстро сообразили, что новые поколения будут, скорее всего, относиться к ним так же, как они сами относятся к пожилым людям сегодня. Учитывая тот факт, что жизнь раньше была не такой спокойной и стабильной, как в наши дни, это было очень актуально. В годы войны старикам без помощи молодежи выжить было, за редким исключением, практически невозможно.

Если же выйти на философский уровень, то пожилые люди – это носители общественной традиции, без которых общество с большой долей вероятности начнет быстро превращаться из живого организма в зависимости от ситуации либо в безжизненный автомат, либо в скопище людоедов, ведущих войну всех против всех.

За примерами далеко ходить не надо. В западной цивилизации старики, хоть и ситуационно прекрасно чувствуют себя в бытовом плане, но лишены в своей массе привычной социальной роли. Западное общество предельно механизировано и формализовано. Да, его эффективность в обычной жизни достаточно велика. Но давайте подумаем, как ведут себя люди Запада в любой экстремальной ситуации? Пусть даже не в самой глобальной – вспомним хотя бы наводнение в Новом Орлеане.

Всего несколько дней понадобилось на то, чтобы добропорядочные граждане превратились в озверевших зомби, стреляющих по полицейским вертолетам и готовым убивать за банку с консервами. Сравните это с поведением наших дедушек и бабушек в годы Великой Отечественной войны. Да, случалось всякое. Но дикий воинствующий эгоизм был, скорее, исключением, на который с отвращением взирали окружающие, но никак не нормой.

Евроатлантическое механистическое общество напоминает дорогую винтовку западного производства – красивая, точная, удобная, но порою достаточно одной пылинки, чтобы она перестала нормально работать…

К сожалению, дети и представители молодежи, которые сегодня не хотят уступать свое место в общественном транспорте старикам и беременным (если, конечно, речь не идет о тех, кто страдает от серьезных болезней), при малейшем катаклизме с огромной долей вероятности сдадут свою страну, продадут собственную мать и перегрызут вам горло за пачку вермишели быстрого приготовления. Это абсолютно нормальное поведение для любого эгоиста. А если они еще и приучены первыми нестись к освободившемуся сидению – точно так же они будут идти по головам окружающих в реальной жизни, например, на работе.

Те, кто с пеной у рта продвигают на Интернет-форумах идеологию «местонеуступательства», – это продукт агрессивной либерализации «лихих 90-х». Сегодня воспитанные в те темные времена молодые мамы и папы учат своих детей так, как их учил «постперестроечный» телевизор – «каждый сам за себя».

Вот только если бы наши далекие предки постоянно руководствовались этим принципом, то человечества со всеми его великими научными и технологическими свершениями на Земле бы не появилось. Его прародителей не взлете поодиночке тихонько съели бы первобытные хищники.

Что же касается маститых психологов, поднимающих такие болезненные темы, то тут все очень смахивает на умную и циничную PR-акцию. Достаточно сделать провокационное заявление – и поисковики выносят определенную фамилию в привязке к профессии в ТОП.

Вот только как сложится судьба такого человека в старости? Не будет ли он сам стоять потом на негнущихся ногах в метро, закусывая губу от боли в суставах? Время покажет…

Святослав Князев

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula