Ситуацию нужно срочно исправлять информационно-просветительскими мерами

Новости движения

В Институте стран СНГ состоялся круглый стол, посвященный антицерковным протестам в Екатеринбурге …

В Москве, в Институте стран СНГ, состоялся круглый стол представителей православной общественности, посвященный реакции на ситуацию, связанную с антицерковными протестами в Екатеринбурге, сообщает наш корреспондент. 

Открыл круглый стол публицист, глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ Кирилл Фролов. Тема его выступления была посвящена украинскому следу в екатеринбургских событиях. Он отметил очевидные параллели в событиях антицерковных протестов в Екатеринбурге с тем, что проходило в ходе майдана на Украине. В частности, докладчик говорил об эрозии власти, сравнив действия губернатора Свердловской области Куйвашева с действиями президента Украины Януковича. Он обратил внимание на активную роль в протестных акциях Ельцин-центра, который организовал специальную акцию в поддержку участников «екатеринбургского минимайдана». 

Фролов упомянул в своём выступлении известного журналиста Александра Солдатова, который в последнее время живет в Киеве, продолжая редактировать известный антицерковный портал Сredo.ru. По мнению Фролова, «щупальца агентов Солдатова» распространились и на Урал. Публицист опасается, что происходящее на Урале угрожает целостности и будущему России. По его мнению, если удалось искусственно создать идентичность украинцев, то вполне возможно создать идентичность уральцев, сибиряков, поморов, – тенденции к этому уже просматриваются сегодня. Ситуация в Екатеринбурге развивается по лекалам украинства, убеждён докладчик. Если сейчас не остановить эти опасные процессы, майдан расползется по всей России, полагает Кирилл Фролов.

Выступавшая следом организатор круглого стола председатель Фонда по установке памятника Патриарху Гермогену, сопредседатель Союза православных женщин, председатель Женского православно-патриотического общества, кандидат исторических наук Галина Ананьина остановилась на вопросах просвещения и обращения к исторической памяти в связи с событиями в Екатеринбурге. Она напомнила, что сам город назван не только в честь великомученицы Екатерины, на что часто обращается внимание, и многострадальный храм, который хотела восстановить епархия как раз и должен быть посвящен небесной покровительнице города великомученице Екатерине. Но город был назван и в честь императрицы Екатерины I, в чьё правление он был основан. Но как раз вопросы истории храма, его связи с историей города, к сожалению, оказались в тени в ходе дискуссий и протестов. Ведь храм был освящен даже раньше, чем был построен завод в Екатеринбурге. А ведь до революции день памяти великомученицы Екатерины в Екатеринбурге даже был выходным. 
Епархия только сейчас готовит выставку о соборе. Почему-то этого не было сделано раньше, удивилась докладчица. Она также напомнила, что инициатива уничтожения храма в 1930 году исходила от тогдашней главы города, председателя горисполкома Анны Бычковой, которая в детстве была ученицей Клавдии Новгородцевой – жены известного революционного деятеля и русофоба Якова Свердлова. При этом, что любопытно, Анна Бычкова также происходила из старообрядческой семьи, отметила Ананьина. 

Она также напомнила участникам круглого стола о том, что нынешняя попытка строительства собора является третьей. Еще в 2010 году тогдашний правящий архиерей митрополит Викентий предложил восстановить собор на том месте, где он стоял исторически и где сейчас расположен городской фонтан. Однако возникшие уже тогда протесты привели к тому, что этот проект не удалось реализовать. Согласно тогдашним опросам общественного мнения 70% жителей города высказались против восстановления храма на месте любимого им фонтана.

В 2016 году новый глава епархии митрополит Кирилл окончательно отказался от первоначального проекта и был создан новый проект строительства собора на насыпном острове на Стрелке. Однако, снова возникли протесты, и от этого проекта епархия вновь отказалась.
И вот теперь третий проект (а ведь каждый проект стоит немалых денег!) строительства собора в сквере, который профинансировали и готовы были реализовать известные уральские православные предприниматели Игорь Алтушкин и Андрей Козицын, которые, как отметила докладчица, являются, по сути, преемниками строителей первого храма, поскольку они возглавляют предприятия медной и металлургической промышленности Урала.

Галина Ананьина обратила внимание, что в ходе подготовки строительства собора со стороны епархии, к сожалению, не было организовано должным образом городской дискуссии. И снова возникает удивление – почему этого не было сделано! Не было подготовлено ни популярного фильма о соборе, ни какой-то разъяснительной рекламной продукции, не проводились мероприятия по взаимодействию с населением. И вот мы имеем такой плачевный результат. В итоге всей этой истории Русская Православная Церковь понесла значительный урон для своей репутации. Сегодня необходимо учесть эти ошибки, поскольку принято решение отложить на месяц окончательное решение вопроса. У епархии есть месяц, чтобы исправить эти ошибки и убедить общество в целесообразности восстановления собора.
По мнению Галины Ананьиной, нужно вернуться к первому варианту строительства собора на том месте, где он стоял изначально. Это было бы правильным и исторической, и с духовной точек зрения.
Председатель Союза православных граждан, главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин Лебедев в своем выступлении отметил, что проблема екаеринбургских протестов может рассматриваться в двух плоскостях — в общественно-политической, на которую обратил внимание в своем выступлении Кирилл Фролов, и духовно-просветительской, о чем говорила в своем выступлении Галина Ананьина. 

По мнению Лебедева, нужно поставить проблему Екатеринбурга в общий контекст храмоборчества последнего времени. Он напомнил, что протесты – не единичный случай, вокруг строительства 36 (!) храмов по всей России были те или иные формы протесты со стороны различных политических сил, прежде всего либералов и коммунистов. Это, по мнению Лебедева, говорит об организованном характере этих акций и, по сути, является формой гибридной войны против России.

Он призвал изучить вопрос о влиянии в этих протестах сектантов, обратив внимание на Украину, где сектанты были одной из движущих сил майдана. Местные жители, как правило, используются как щит для организации таких протестов. Лебедев призвал всех помнить, что удар, наносящийся по Церкви, это – удар по России. Он присоединился к мнению Ананьиной, что храм должен стоять там, где он был построен и призвал вернуться к первоначальному проекту.

Выступивший следом, главный редактор Русской Народной Линии, председатель «Русского собрания» Анатолий Степанов отметил, что нам нет нужды разбираться в политической подоплеке событий, в вопросах влияния зарубежных центров и сект на эти процессы. Пусть этим занимаются специальные службы и государственные органы. Это их прямая задача и у них куда больше информации об этом. Мы надеемся, что они справятся со своей задачей. Нам же, православной общественности, нужно извлечь уроки из этих событий и подумать над тем, какие меры можно предпринять для того, чтобы купировать эти протестные акции и мирно отстоять интересы Церкви и интересы нашего государства. 

Анатолий Степанов обратился к двум важным проблемам. Первая – это необходимость уметь различать действия наших противников, пытающихся столкнуть лбами православных с различными политическими силами, прежде всего, с коммунистами. В этом смысле он напомнил о провокационной инициативе бывшего мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана – построить храм на месте, где стоит памятник Ленину в Екатеринбурге, для чего памятник снести. Эту инициативу по неразумию или антисоветскому мировоззрению поддержали некоторые представители православной общественности. Это очень опасная вещь, которая может привести к полноценному майдану в России, о чем в своём комментарии писала Русская Народная Линия

Вторая проблема – это неумелые и неубедительные действия официальных представителей Церкви. А вот это вызывает тревогу и печаль. Все мы видели, что на защиту строящегося храма вышли только спортсмены из секций, которые созданы усилиями одного из строителей храма Игоря Алтушкина. Получается, что в городе нет православной молодежи? В миллионном городе нет православных активистов, которые могли бы противостоять этим акциям протеста? А ведь при каждом храме должны существовать оплачиваемые должности организаторов по работе с молодежью. Даже если их собрать, уже была бы заметная сила.

Но почему-то православных активистов не оказалось на месте предполагаемого строительства собора, а были только полицейские и спортсмены. В результате мы получили невыгодные идеологические картинки, когда спортивного вида молодые ребята выставлялись наемниками, противостоящими «стремящейся ко всему доброму и светлому молодежи». В итоге мы потерпели информационное поражение, которое, к сожалению, использовали наши противники, в том числе, и пресловутый протодиакон Кураев.

Сопредседатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор» Олег Кассин свое выступление начал с напоминания известных слов Бжезинского о том, что главным врагом США после падения Советского Союза является Русская Православная Церковь. Все последние события подтверждают этот вывод известного идеолога глобализма, поскольку именно православная общественность оказалась той силой, которая наиболее активно противостояла внедрению у нас в стране всевозможных технологий разрушения семьи и безнравственности, разрушения образования и т.д. Поэтому сейчас в преддверии подготовки новых потрясений противники России стараются максимально нейтрализовать именно православную общественность, ослабить ее, расколоть, противопоставить другим частям общества.

События в Екатеринбурге, по мнению Кассина, необходимо рассматривать в контексте предстоящих в сентябре выборов, на которых, очевидно, противники власти попытаются активно выступить и проникнуть во властные структуры. А затем после выборов вновь активно начать раскачивать ситуацию в стране, используя «оранжевые технологии». Для этого они стараются максимально расколоть общество по религиозному, политическому и национальному признакам.

В Екатеринбурге и других местах мы наблюдаем попытку соединить левых и либералов как раз на основе противостояния Церкви. При этом либералы обеспечивают информационную поддержку этим акциям, а левые организовывают массовку и активные выступления на улице.

Власть должна понимать, что атакуя Церковь, эти силы атакуют власть, стараясь разрушить и само государство. Это грозит общим потрясением России. За последнее время, по мнению Кассина, отработана и опробована на уровне Москвы при противодействии строительству в столице 200 храмов определенная технология действий, которая сейчас активно реализуется в других городах России, в том числе и в Екатеринбурге. При этом используются слухи, сплетни, регулярно вбрасываемые в интернете в соцсетях, специально подготовленные «летучие бригады» стягиваются из разных точек к месту конфликта, максимально разогревая его, распространяя среди населения зачастую откровенную дезинформацию и активно митингуя на улице, устраивают различные провокации, обостряя конфликты на улице среди населения, прикидываясь то православными, то храмоборцами. Нам, православной общественности, при проведении кампании за строительство храма важно не допустить откровенно грубых выпадов против протестующих, которые могут быть использованы в информационном противоборстве нашими противниками. Мы должны уметь отвечать корректно, адекватно, аргументированно, действовать на опережение. К сожалению, необходимо констатировать, что и в Екатеринбурге, и в других местах либералы переиграли православных, прежде всего, в информационной сфере.
Кассин выступил с категорическим протестом против публикаций, которые иногда проявляются в патриотических средствах массовой информации, где авторы обвиняют жителей Екатеринбурга в том, что они занимают космополитическую позицию. Докладчик, который получил в свое время образование в Екатеринбруге, знает ситуацию, знает жителей города не понаслышке, убежден, что большинство из них является искренними патриотами, им надо просто грамотно объяснять ситуацию. Нужны фильмы, листовки, пикеты с информационными стендами и сбором подписей за строительство храма, мини-ролики, буклеты, рассказывающие об истории храма и его значении для города. Нужна активная информационная работа в этом направлении, использование правильной риторики при диалоге с населением города, убежден Кассин.

На заседании Круглого стола также выступили заместитель генерального директора Международного Фонда славянской письменности и культуры Леонид Редкий; директор проектов Программы «Добрососедство» Юрий Московский, председатель Краснодарской краевой общественной организации Общество «Хранители наследия» Александр Соловьёв и председатель Краснодарской краевой общественной организации «Творческий союз иконописцев» Софья Мачигина. Последние наградили памятным знаком организатора круглого стола Галину Ананьину

1
1
1
1
1
1

Источник