Кредитор всегда прав
У должников разрешили арестовывать даже единственное жилье
Вчера вступило в силу постановление пленума Верховного суда РФ, разъясняющее процедуру изъятия долгов. Отныне арестовать можно даже единственное жилье должника, чего ранее делать было нельзя. После ареста неплательщики не смогут продать свою квартиру или прописать в ней других людей, пока не рассчитаются со взыскателями. Если в собственности у должника только часть жилья, то арестуют и ее, а владельцы частного дома рискуют потерять часть земли, которую могут отрезать и продать в уплату долга. По мнению юристов, Верховный суд значительно усилил защиту прав кредиторов, нарушив конституционное право граждан распоряжаться своим имуществом.
Если речь идет о частном доме, то ВС РФ разрешил даже отрезать участки земли и продавать их в уплату долга. Правда, это возможно, если они «превышают предельные минимальные размеры предоставления земельных участков и их фактическое использование не связано с удовлетворением потребностей гражданина-должника и членов его семьи в обеспечении необходимого уровня существования», – уточняется в постановлении.
Тот факт, что Верховный суд РФ разрешил арестовывать единственное жилье и даже отрезать часть земельных участков, находящихся в собственности у граждан, поставит людей в безвыходную ситуацию и, вполне возможно, вызовет социальный взрыв, – отметил «НИ» адвокат Олег Никуленко. – Для людей, по стечению обстоятельств, а также по причине экономического кризиса в стране ставших жертвами кредитных обязательств и оказавшихся в долговой яме, это и без того критическая ситуация, а ее еще хотят усугубить. Более того, в данном постановлении усматриваются нарушения прав человека и их принижение, а этого нельзя допускать».
«У нас в Конституции указано, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а теперь получается, что это не соответствует действительности, – отметил «НИ» адвокат Олег Никуленко. – Люди будут вынуждены отстаивать свои права и свое имущество даже ценой жизни и свободы. И количество бомжей может вырасти в разы при таком раскладе. В итоге мы получим еще и гуманитарную катастрофу».