На прибалтийском «фронте»
В регионе разгорается антироссийская информационная война
Те, кто представляет сегодня военные действия в виде глубоких прорывов танковых колонн по тылам противника, – безнадежно застряли в XX веке. В наше время войны стали гибридными, дистанционными, бесконтактными, информационными. Никто не станет отрицать, что в настоящее время между Россией и странами НАТО и ЕС кипит самый настоящий конфликт. И особенно жаркие «боевые действия» происходят на прибалтийском участке фронта.
В наше время талантливый журналист, политтехнолог, эксперт (Виктор Пелевин придумал для обозначения подобных «властителей дум» собирательный термин «дискурсмонгер») равен по своему значению боевому офицеру высокого ранга. Писатель иронизирует: «Враждебного дискурсмонгера, как ракету с разделяющимися боеголовками, целесообразней всего уничтожать на стадии запуска. Вместо того, чтобы выяснять огненную суть его силлогизмов и прикладывать их к своей жизни и судьбе, надо прежде всего поинтересоваться источниками его финансирования и стоящими перед ним задачами – то есть вопросом, кто это такой и почему он здесь. Этого практически всегда достаточно, ибо появление открывающего рот тела перед объективом телекамеры никогда не бывает спонтанным квантовым эффектом. Как не бывает им и сама телекамера».
В настоящий момент именно страны Балтии стали ареной противоборства «дискурсмонгеров» противоборствующих сторон.
Прибалтика интересна тем, что представляет собой своеобразную «точку входа», через которую можно успешно «вторгнуться» на «вражескую территорию». Тут находится самый русскоязычный регион Европейского союза – русским здесь, в той или иной мере, владеет подавляющее большинство жителей.
Эти люди активно перемещаются по территории всего ЕС: одни ездят в Западную Европу на заработки, другие путешествуют ради собственного удовольствия. При этом прибалты активно общаются с англичанами, ирландцами, немцами и жителями иных государств и, разумеется, транслируют «западникам» российскую версию украинских событий. Ее жители Балтии прекрасно знают благодаря регулярному просмотру российского телевидения.
Тут стоит отметить, что телепрограммы восточного соседа в Эстонии, Латвии и Литве смотрят почти все, от мала до велика: причем не только местные русские, но и представители «титульных наций», в том числе и националисты. Причина проста: здешнее ТВ крайне уныло, поставляемый им продукт совершенно неконкурентоспособный. Вот и приходится, хоть и с зубовным скрежетом, включать «московскую пропаганду». Ярчайший пример: недавно спикер Сейма Латвии Инара Мурниеце (состоит в радикально-националистической партии VL-ТБ/ДННЛ, яро обличает «агрессивный режим Путина») публично проговорилась, что в частной жизни очень много читает на русском, а также смотрит русскоязычные телеканалы и знакомится с содержанием российской прессы. Ее предшественница на посту главы парламента Солвита Аболтиня тоже признавалась, что редко включает латышские телепередачи. Если уж даже высшие государственные чиновники не в силах выйти из-под «информационного зонтика» Москвы, то что говорить о простых жителях?
Естественно, сложившаяся ситуация очень беспокоит политиков стран Балтии. «Россия усиливает пропаганду, призванную поддержать политические и военные действия и амбиции Москвы», – жалуется министр иностранных дел Эстонии Кейт Пентус-Розиманнус. Дискуссии о том, как вырваться из сферы воздействия российских СМИ (в первую очередь телевидения) ведутся здесь уже давно, но легко догадаться, что особенно они обострились с начала прошлого года. Первоначально гордиев узел пытались рубить с плеча: в Литве и Латвии разные российские каналы обвиняли в распространении «настроений ненависти», временно отключали их вещание, обкладывали штрафами местных ретрансляторов. Так, литовцы в прошлом году на три месяца «вырубили» «НТВ-Мир» за показ документального фильма, «намеренно распространявшего ложь» о событиях января 1991 года в Вильнюсе. В том же 2014-м там запретили за «разжигание войны» «РЕН-ТВ Балтию». Латвия временно отключила на своей территории «РТР-Планету» и наложила, в сущности, символический штраф в размере 7200 евро на популярный Первый Балтийский канал, ретранслирующий российские программы. При этом, по словам представителей властей, ПБК наказали за «однобокую позицию и попытки оправдать российскую агрессию в Украине».
Впрочем, даже сами авторы запретительных мер признавали, что идут на это, скорее, с отчаяния. В наш век интернет-технологий подключиться к «вражеским» каналам несложно. К тому же, благодаря появившемуся у него имиджу скандальной запретности, российское телевидение могло лишь прибавить в популярности на территории Прибалтики. Опять же страдал имидж самих стран Балтии – ведь их власти раньше так много разглагольствовали о своей приверженности идеалам свободы слова, а тут такое… Даже в Полиции безопасности Латвии дали понять, что одними запретительными мерами ограничиться нельзя: «Необходимо, чтобы наши СМИ предлагали зрителям конкурентоспособные информационные программы».
Короче говоря, у прибалтов довольно давно появилось понимание того, что сидеть в глухой обороне бесполезно, следует самим идти в атаку. Пошли разговоры о необходимости создания большого общеевропейского телеканала на русском языке, который начнет транслировать «правильную точку зрения».
К тому же появилась возможность убить двух зайцев разом: наличие подобного канала дало бы возможность не только отформатировать мозги «своих русских», но и перейти в решительное информационное наступление на территории самой Российской Федерации.
С некоторых пор эта идея превратилось в излюбленное детище властей Прибалтики. Еще в апреле прошлого года премьер Латвии Лаймдота Страуюма сообщила, что правительства всех трех государств поддерживают предложение о создании нового масс-медиа. Руководитель «Латвийского телевидения» Ивар Белте пояснил, что эфирное время этого канала предполагается заполнить специально подготовленными новостными передачами, ток-шоу, а также украинскими и российскими фильмами и сериалами «без пропаганды и темы войны» (легко представить, что основное внимание уделялось бы творчеству авторов всевозможных «левиафанов»). В общем, замахнулись соперничать с ВГТРК и Дмитрием Киселевым. Предполагалось, что затраты на содержание такого СМИ эстонцы, латыши и литовцы поровну разделят между собой. Однако, потом все же возобладала жадность и партнеры погрузились в бесконечные споры: каждый вдруг захотел переложить основную долю расходов на другого. Появилась спасительная мысль, что основную часть необходимых денег можно выпросить у Брюсселя. В процессе обоснования претензий наверняка не обошлось без воспоминаний о временах, когда советские граждане приникали к приемникам, дабы послушать «Голос Америки», «Би-Би-Си» или «Немецкую волну». Руководство ЕС пока медлит с ответом. Окончательное решение планируется принять на саммите «Восточного партнерства», который пройдет в мае этого года в Риге. В своей борьбе за «правильный» русскоязычный телеканал прибалты заручились и поддержкой Украины. Президент Петр Порошенко после январской встречи с главой МИДа Латвии Эдгаром Ринкевичем теперь и сам активно выступает за создание нового СМИ. Оба политика в совместном заявлении подчеркнули «необходимость объединения усилий для противодействия информационной войне со стороны России». При этом Порошенко подчеркнул, что «общеевропейский канал на русском языке в качестве источника объективной информации» должен вещать не только в Восточной Европе, но и на территории «коренных» стран ЕС, вроде Великобритании и Дании.
«Зная Прибалтику, и зная «прибалтизирующуюся» Украину, можно представить, что это будет за телеканал, раз инициативу его создания продвигают именно эти родственные души. На нем Арсений Яценюк предастся рассуждениям о том, что Советский Союз напал на Германию и Украину во время Второй мировой войны, шеф литовской криминальной полиции будет рассказывать о своем общении с «зелеными человечками» (когда экс-главу полиции Литвы Альгирдаса Матониса задержали недавно пьяным за рулем, он на полном серьезе рассказал, что мчался в Вильнюс, дабы предупредить о грядущем вторжении из России), а глава МИД Латвии станет делать каминг-ауты (как известно, недавно Ринкевич объявил о своей гомосексуальной ориентации)», – иронизирует журналист Александр Носович.
Если брюссельская бюрократия решится-таки «отстегнуть» необходимую пачку кредиток, то, как можно предположить, основную аудиторию новый канал обретет именно в России. Русские Прибалтики гораздо менее восприимчивы к информационной обработке, потому что имеют возможность наблюдать ситуацию в ЕС собственными глазами, в том числе и с изнанки. Так что, если свежеиспеченное масс-медиа станет игнорировать больные вопросы, с которыми эти люди сталкиваются в повседневной жизни: существование института неграждан, языковую дискриминацию, экономические проблемы – то оно быстро растеряет их доверие.
Совсем другое дело – многочисленные российские «креаклы», знающие жизнь в «просвещенной Европе» лишь с парадной стороны. Вот они-то как раз очень обрадуются появлению мощной «медийной пушки», из которой западные «цивилизаторы» начнут «расстреливать» власти РФ.
Более того, российская несистемная оппозиция, не дожидаясь обещанных средств противодействия «коллективному Киселеву», сама мастерит на коленке подобные проекты.
Прошлой весной совладелец «Rambler & Co» Александр Мамут уволил редактора информационного портала Lenta.ru Галину Тимченко. Сделано это было после того, как данный ресурс получил предупреждение от Роскомнадзора за публикацию экстремистских материалов. Вслед за уходом Тимченко, в знак солидарности, уволилась и большая часть коллектива, разделявшая ее взгляды. Прошло совсем немного времени, и Тимченко, как и кое-кто из ее бывших сотрудников, всплыли уже в Прибалтике. Минувшим летом в рамках старейшего и наиболее читаемого русскоязычного информационного портала Латвии Delfi (его собственники находятся в Швеции, Финляндии и США) был запущен особый проект «Спектр», начавший публиковать статьи таких «матерых» либералов, как Алексей Венедиктов, Ольга Романова, Артемий Троицкий, Валерий Панюшкин и прочих представителей «креативного класса». Поддерживаемый «Спектром» накал разоблачений «кровавого режима» зашкаливает. Редактором этого ресурса стал бывший зарубежный корреспондент «Ленты.ру» Антон Лысенков. По его словам, представители Delfi сами предложили ему сделать проект для российской аудитории. Одновременно свое собственное видение нового политического масс-медиа под названием «Медуза» воплотила в жизнь и Г. Тимченко. Штаб-квартира данного интернет-СМИ располагается в Латвии – здесь «Медуза» чувствует себя в полной безопасности. Характерно, что хотя в Прибалтике работает много местных русскоязычных журналистов, их Тимченко в качестве возможного кадрового резерва почти не рассматривала: не понимают, дескать, всей специфики предстоящей работы. В итоге, штат нового портала укомплектовали, главным образом, бывшими работниками «Ленты». Интересно проследить, как решался вопрос финансирования «Медузы».
Первоначально речь шла о том, что требуемые деньги даст не кто иной, как Михаил Ходорковский. Как объяснял экс-олигарх, он собирался стать пассивным инвестором, а контроль над деятельностью нового источника информации намеревался получить Борис Зимин, сын основателя телекоммуникационной компании «Вымпелком» Дмитрия Зимина.
Но в итоге Тимченко так и не сумела столковаться с Зиминым, а вслед за ним от участия в проекте отказался и Ходорковский. Впрочем, Галина Тимченко договорилась с другими спонсорами, имена которых «светить» не пожелала. «Это не публичные люди, некоторые из них из России, другие – нет, они не имеют отношения ни к политике, ни к медиа», – пояснила она. Проект открылся 20 октября 2014 года и за прошедшее время сумел завоевать большую популярность у россиян, придерживающихся западническо-либеральных взглядов. Надо полагать, что и «Медуза», и «Спектр» являются всего лишь первыми ласточками. Ведь по мере усиления противостояния в «бой», судя по всему, станут вводится все новые информационные «танки», «дальнобойные установки» и «авианосцы».