В России может появиться серийное производство экранопланов

Нижегородская RDC Aqualines планирует изготовить опытные образцы экранопланов для дальнейшего запуска в серию

В Нижнем Новгороде идет конструкторская разработка, цель которой — серийное производство грузопассажирских экранопланов, то есть гидросамолетов, которые способны при этом передвигаться по снегу, а также лететь на высоте до 5 м. В течение 2015 года планируется произвести двухместный прототип, который будет выполнять роль витрины для заказчиков больших типоразмеров. Компания-оператор проекта, RDC Aqualines (ООО «ОКБЭ Эрдиси Аквалайнс»), планирует сборку на ООО «НПО «Аэротехнологии» (предприятие при авиастроительном заводе «Сокол», который собирает МиГи).

— Результатом наших разработок стала линейка проектов экранопланов от 2 до 400 пассажиро-мест, спроектированных с учетом требований серийного производства на базе существующих в России авиастроительных предприятий. Это очень важно, поскольку разрабатываемые сейчас экранопланы — как российские, так и зарубежные — являются по сути штучными изделиями, не имеющими теоретического проектного обоснования. Этим объясняются постоянные катастрофы опытных образцов. К тому же они не предполагают возможности их массового производства и реальной эксплуатации, — говорит Павел Царапкин, гендиректор и владелец RDC Aqualines.

По словам собеседника, технологии, применяемые в новых машинах, разрабатывались главным конструктором RDC Aqualines Эдуардом Васильевым еще в 1970–1980-е годы. Заявленная особенность его аппаратов — «рикошетирование»: судно, не теряя контакта с волнами, не испытает сопротивления воды, что в итоге обеспечивает стабильный и экономичный полет. Машины разработаны с учетом применения массовых двигателей — автомобильных (на речных экранопланах от 2 до 20 мест) и вертолетных (на морских 50-60 мест), а также винтов вертолетного типа, что позволяет ускорить время старта и разгона. Конструкция любого экраноплана предполагает стартово-посадочное устройство «гидролыжа», которое, отклоняясь от днища, снижает нагрузки от воды и аппарат глиссирует на ней, что позволяет ему перейти в режим полета.

RDC Aqualines фактически входит в нижегородский холдинг RDC Company. Павел Царапкин говорит, что до сих пор Aqualines вкладывала собственные средства в проект, но теперь в качестве источников финансирования рассматривается программа Минпромторга (в рамках сотрудничества с НГТУ) на этапе НИОКР и привлечение инвесторов на этапе серийного производства.

— Можно сказать, что наша работа продолжение дела начатого Ростиславом Алексеевым, построившего самый большой экраноплан в мире «Каспийский монстр», — говорит Алексей Ермолаев, директор бизнес-инкубатора НГТУ (RDC является резидентом этого инкубатора). — Для сотрудничества с RDC мы подключили инженеров, работавших в его команде. Наше участие в проекте предполагает инженерное моделирование в аэротрубах НГТУ, проведение испытаний модели в открытых и закрытых бассейнах зимой и летом, испытание материалов аппарата на прочность. Могу предположить, что опытный образец будет готов во второй половине 2015 года, в худшем случае к концу года.

Коммерческий директор «Аэротехнологий» Александр Зайцев подтвердил, что предприятие примет участие в проекте.

— Думаю, в начале года будут достигнуты конкретные окончательные договоренности. Для RDC мы должны разработать рабоче-конструкторскую документацию, дальше изготовить опытный образец для летных испытаний, — прокомментировал Зайцев.

По словам Царапкина, разработка первого опытного образца займет 11 месяцев и обойдется в 30 млн рублей, пока планируется изготовить три двухместных образца. Их себестоимость планируется уже составит примерно по 8 млн каждый. При серийном производстве от 50 штук себестоимость экраноплана обещают довести до 1,1 млн рублей. Для создания 20- и 50-местных экранопланов, которые являются приоритетным направлением проекта, требуемый объем инвестиций в разработку и изготовление прототипа оценили по меньшей мере в 350 млн рублей. К сроку окупаемости проекта, на 6-й год продаж, планируется выйти на 1250 проданных экранопланов различных типоразмеров.

Источник