Впервые память о Первой мировой войне увековечена в образе священника

КультураСобытия

В Царском Селе открывается мемориал, посвященный духовному подвигу русского солдата

В Царском Селе вскоре будет открыт памятник воинам Первой мировой войны, установка которого приурочена к 100-летней годовщине одной из самых драматичных страниц мировой истории. Планируется, что торжественное открытие монумента состоится 4 августа в присутствии временно исполняющего обязанности губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко и представителей Администрации города. Об этом «Русской народной линии» сообщил один из инициаторов проекта Алексей Владимирович Аранович, ведущий научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры и президент Санкт-Петербургского военно-исторического общества.
Проект памятника был разработан и выполнен петербургским скульптором Владимиром Эмильевичем Горевым. Монумент представляет собой собирательный образ полкового священника, благословляющего воинов на ратные подвиги перед боем. Священник опирается на импровизированный аналой, сложенный из трехлинейных винтовок. Фигура священника, вылитая из бронзы, вместе с постаментом составит 4 метра в высоту. Памятник будет установлен на центральной площади Царского Села, напротив Екатерининского собора.
В начале июля мастерскую скульптора посетил Георгий Сергеевич Полтавченко. Он одобрил идею памятника, отметив, что русский солдат в Первую мировую войну шел умирать за все человечество с чистой душой благодаря силе духа, которую в нем воспитывала православная вера. «Я надеюсь, что этому памятнику быть в нашем городе. Именно полковой священник и вдохновлял воинов на подвиги», — сказал врио губернатора Петербурга.
Инициаторы проекта уверены в чрезвычайной важности возвращения общенациональной памяти о событиях войны, которую часто называют «забытой». «Людям необходимо, чтобы память эта была осязаема, потому что человек воспринимает мир зрительно, — отметил Алексей Владимирович — Слава Богу, что недавно открыт памятник героям Первой мировой войны в Калининграде, но он отражает шаблонное восприятие войны современным человеком. Не вина наших современников, а наша беда, что та война почти обезличена. В Москве, в свою очередь, тоже вскоре будет открыт памятник солдатам, сражавшимся в Первой мировой войне, но его установят на той площади, где уже стоят памятники героям Второй мировой войны. Этакое столичное поле памятников — может, с точки зрения официального патриотизма это и правильно, но с точки зрения христианского восприятия жизни это не верно.
Первая мировая война — это война, которой нужна наша любовь и память. Война, изменившая сознание не только русского общества, но и сознание всего мира. Чтобы понять, что происходит в XXI веке, корни надо искать в событиях, предшествовавших Первой мировой. Не просто так русский мужик пришел в революцию, истоки этого лежат в 1914 году и раньше. С одной стороны, на фронтах сражались полковые священники, которые как пастыри наставляли солдат и офицеров на христианский подвиг, а с другой стороны, с какого-то момента произошел массовый отход солдат от веры».
Нам важно разобраться в уроках прошлого еще и потому, что события столетней давности, как в зеркале, отражаются в трагедии, происходящей на Украине, заметил президент Санкт-Петербургского военно-исторического общества: «Тут и петлюровщина, и слабый гетман Скоропадский — все на поверхности. Самое страшное, что иностранным враждебным силам удалось ввергнуть Украину в самый кровавый и беспощадный из возможных конфликтов — в гражданскую войну. Мирные жители и помыслить не могли, что дойдет до такого, и уж тем более, не дай Бог, чтобы подобное вспыхнуло в России. Ненароком вспоминаешь Государя Александра Третьего, который говорил, что у России есть только два союзника — ее армия и флот».
А.В.Аранович особо подчеркнул, что единство духовной и технической составляющей тяжелой военной работы солдата эпохи Первой мировой войны с трудом воспринимается современным утилитарным сознанием: «Современный мир построен на других ценностях, чем мир до переворота 1917 года. У современного человека духовность и быт, даже военный, утилитарно разобщены. Что для тех солдат означало явление в небе над Августовым Божией Матери?! Современному рациональному мышлению это не понять. Но, чтобы постичь ту эпоху, нам прежде всего надо ощутить, как воспринимали себя те офицеры и солдаты в окопах. Жизнь рядом со смертью, под пулями, естественным образом делает человека более религиозным. Русский человек был с рождения глубоко верующим. Трагедия в том, что русские люди сами обрекли себя на катастрофу, массово отойдя от веры».
В конце статьи приведены две картины с выставки «За веру, Царя и Отечество», сделанные художниками на фронтах Первой мировой войны в 1914-1918 годах, на которых запечатлены богослужения, совершаемые военными священниками в перерывах между боями. Первая картина — «Молебен у зарядного ящика» неизвестного художника, вторая — «Всенощная в лесу» художника М. Авакова.
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»

Источник