Гибнущие храмы Русского Севера нуждаются в срочной реставрации

КультураСобытия

Уникальным памятникам, ставшим жертвой антирелигиозной борьбы начала и середины XX века, необходима масштабная господдержка…

Архитекторы, священнослужители и активисты, восстанавливающие деревянные церкви и часовни, обратились в российское правительство, Совет Федерации, Госдуму и Министерство культуры с просьбой разработать ряд специальных законов, а также ввести налоговые льготы для бизнеса, участвующего в восстановлении объектов культурного наследия.

Деревянные храмы северных регионов России продолжают гибнуть из-за безразличия местного населения, проблем с законодательной базой и отсутствия финансов на их реставрацию; ситуацию исправят только совместные усилия властей и энтузиастов, уверены участники круглого стола, который прошел вчера в Российском православном университете в Москве.

Поводом для проведения этого мероприятия стало не только аварийное состояние многих памятников деревянного зодчества России, но и те сложности, с которыми приходится сталкиваться волонтерам при попытках спасти уникальные культовые сооружения.

Участники круглого стола уверены, что антирелигиозная борьба начала и середины XX века сильнее всего ударила именно по Русскому Северу. Если до революции только в одной Архангельской области было около 600 деревянных и порядка 250 каменных храмов, то сегодня их количество многократно сократилось. Не исчезли с лица земли лишь те церкви, которые «по счастливой случайности» использовались в советское время в качестве складов или хозяйственных помещений.

Как рассказал архитектор-реставратор Андрей Бодэ, на сегодняшний день по всей России в более или менее приличном состоянии сохранилось чуть больше 130 деревянных церквей, построенных до XIX века. Культовых сооружений деревянного зодчества, созданных в XIX веке и позже, осталось больше — их порядка 200. Сегодня около 90% этих церквей (как каменных, так и деревянных), а также часовен и монастырей требуют срочной реставрации. По его мнению, главная проблема — это разделение уникального культурного наследия на памятники федерального и регионального значения.

«Если объектам федерального значения еще выделяются деньги, и единицы из них получают финансирование на реставрационные работы, то в отношении региональных объектов финансирования практически нет. Сами регионы не обладают достаточным бюджетом для проведения необходимых работ», — цитирует А.Бодэ РИА Новости. Таким образом, как считает архитектор, только за год утрачивается около десяти уникальных памятников духовного и культурного наследия России.

Впрочем, участники нынешней встречи уверены, что проблема заключается не только в отсутствии финансирования, но и в социальном и человеческом факторе. По сравнению с другими регионами России Русский Север относительно мало заселен и труднодоступен. В разные периоды российской истории, и особенно после революции 1917 года, он всегда нуждался в духовенстве.

Иерей Михаил Бузынкин из храма Рождества Иоанна Предтечи города Каргополя считает, что сейчас эта потребность стала более чем насущна.

«У нас есть люди, готовые восстанавливать храмы, есть превосходные мастера, но у нас нет понимания, зачем и для чего это делать. Конечно, это и результат атеистических десятилетий, и недочет государства, но в тоже время и вина духовенства, которого просто не хватает, чтобы активнее работать с людьми в этом плане», — полагает священнослужитель.

В ходе круглого стола эксперты пришли к неутешительному выводу: русская культура и история стали некоторой terra incognita для современного человека. Правда, руководитель добровольческой организации по возрождению деревянных храмов Севера «Общее дело», протоиерей Алексей Яковлев считает, что не все так плохо и надежда есть.

«Сейчас у большинства граждан России потерялось чувство хозяина. Поэтому и простаивают в запустении храмы, церкви, монастыри. Необходимо поменять отношение людей к своей культуре и истории», — заключил священнослужитель.

Напомним, что организация «Общее дело» существует более шести лет. За это время волонтеры и добровольцы провели около 100 экспедиций к находящимся в забвении и запустении северным святыням страны.

За это время активисты провели противоаварийные работы в 34 храмах и часовнях. Некоторые храмы, находящиеся в труднодоступных районах, были практически заново открыты энтузиастами для верующих, историков и искусствоведов, так как даже сама документальная и архивная база об этих святынях после 1917 года была уничтожена.

Источник