Атаку на оффшоры организовали основные акционеры ФРС

АналитикаСобытия

“Крестовый поход” против оффшоров продолжается.

На днях международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) обнародовал информацию о том, что располагает данными по 120 тысячам компаний, зарегистрированных на Британских Виргинских островах, считающихся одной из наиболее крупных оффшорных зон мира. Среди первых “разоблачений” появилась информация об оффшорном бизнесе супруги первого вице-премьера Игоря Шувалова, а также ряда топ-менеджеров крупных компаний, таких, как “Газпром”. По мнению экспертов, вряд ли такую информацию смогли получить “независимые журналисты” самостоятельно. По всей вероятности, здесь не обошлось без участия серьезных финансовых структур или спецслужб.

Запад продолжает развивать наступление на оффшорные активы и демонстрировать “ловкость рук” в области манипуляций с финансами и активами. Тем временем доверчивое российское правительство продолжает надеяться на благо либерализма. Практически одновременно с информацией о рассекречивании оффшоров, Дмитрий Медведев проводил заседание правительства, на котором были одобрены поправки, либерализующие законодательство об иностранных инвестициях.

В частности, речь идет о том, что не нужно будет согласовывать с правительственной комиссией сделки, если доля государства будет оставаться свыше 51%, о согласовании приобретения акций в промежутках от 25% до 50%, от 50% до 75% и от 75% и выше. Кроме этого с контроля уходят внутрихолдинговые сделки, потому что “если там иностранные инвесторы, то они и так лучше знают, что там и как делать”.

По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, уже было много сделано для того, чтобы российские граждане, действующие через фирмы, зарегистрированные за рубежом, и желающие через них инвестировать деньги в свои предприятия, не имели никаких административных барьеров. А Медведев на совещании упомянул, что было сокращено количество отраслей, называемых стратегическими, потому что “стратегическим что только не называли”.

Тем временем, Запад начинает весьма активную кампанию против глобальных конкурентов в финансовой сфере. За первыми атаками, вполне вероятно, могут стоять спецслужбы и “основные акционеры ФРС”, могущество которых может пошатнуться в результате “атаки на доллар”.

В таких условиях либерализация законодательства об иностранных инвестициях в стратегические отрасли – действия “пятой колонны”, способные нанести огромный ущерб стране. А над многими чиновниками все более угрожающе нависает дамоклов меч, подвешенный “рукой Запада”. Об этом Накануне.RU рассказал экономист, доктор экономических наук, президент Русского экономического общества Валентин Катасонов.

Вопрос: На днях правительство поддержало поправки, внесенные Федеральной антимонопольной службой по либерализации в ФЗ -57 об иностранных инвестициях в стратегические отрасли. Насколько значительные это изменения, особенно если принять в расчет, что правительство сейчас так называемую большую приватизацию готовит?

Валентин Катасонов: Фактическая либерализация режима иностранных инвестиций, касающаяся объектов, находящихся в стратегически важных отраслях – это, с моей точки зрения, подрыв национальной безопасности, я называю вещи своими именами. Ведь для того, чтобы развалить какую-то серьезную структуру, необязательно обладать, скажем, контрольным пакетом акций. Ни для кого не секрет, что иностранный инвестор приходит в страну не для того, чтобы что-то созидать, а чтобы, например, уничтожать своего конкурента, для того, чтобы заниматься, скажем, научно-технической разведкой, шпионажем. В конце концов, просто что-то украсть. В этом смысле, к стратегически важным отраслям относятся и добыча природных ресурсов, и военно-промышленный комплекс. Там достаточно иметь чисто символический процент участия в капитале, чтобы иметь доступ к стратегически важной информации. Я, честно говоря, немножко торопею, когда слышу вот такие решения, потому что они не просто непродуманные, они являются антироссийскими, антинациональными и я бы не побоялся их назвать даже предательскими.

Вопрос: Когда Медведев открывал совещание, он с удовлетворением упомянул о том, что количество “стратегических” отраслей было сокращено, отметив, что “стратегическим у нас что только не называли”. Это уже тенденция?

Валентин Катасонов: Это действительно опасная тенденция. Ни для кого не секрет, что Медведев – либерал, а мы уже натерпелись от либералов. Достаточно вспомнить либерала Гайдара, который в начале 90-х годов говорил, что пока мы не уничтожим военно-промышленный комплекс, у нас экономики не будет. Понимаете, “профессиональный” экономист заявлял на всю страну, я помню эти его заявления, о том, что нам необходимо уничтожать это наследие советского прошлого – военно-промышленный комплекс. Это вещи страшные, их нужно переводить на понятный русскому человеку язык. Тогда сразу становится ясно, что это либо сумасшедшие, и тогда возникает вопрос, как люди сумели попасть на такой уровень государственной власти, либо это предательство – в любом случае, это требует серьезного расследования. Поэтому, подобного рода формулировки я оцениваю категорически негативно. Я и раньше следил за этими вещами, смотрел разные документы и могу сказать, что враг невидимо, но постоянно расшатывает нашу национальную безопасность, наш суверенитет и особенно через внесение разного рода “поправочек” в законодательство об иностранных инвестициях.

Вопрос: После того, как немного отошел шок от “грабежа награбленного” на Кипре, многие ведущие мировые СМИ заявили о том, что в их руки попала информация о более чем 100 тысячах оффшорных компаний из десятков стран мира. Судя по всему, речь идет о спланированной акции, но кто за ней стоит?

Валентин Катасонов: Это спланированная акция, она готовилась профессионально. Прикрытием этой операции является некая международная журналистская организация. Но журналисты решить такие масштабные задачи просто не могут, потому что информация говорит, что все это международная организация, в которой насчитывается примерно 160 человек. А если разбираться, откуда там “ноги растут”, она появилась на основе организации Center for Public Integrity. Это некая общественная организация, которая получает гранты от фонда Форда, ряда других, и, что особенно важно, миллиардера Джорджа Сороса. Поэтому, я думаю, что это просто некое прикрытие.

Вопрос: А как вообще можно получить такого рода информацию?

Валентин Катасонов: Давайте вспомним, как борются с налоговыми уклонистами в Германии. Они покупают информацию – они прагматики. Сотрудники банков совершают преступление – добывают эту информацию по своим оффшорным клиентам, дальше они ее предлагают налоговым службам Германии. Было сказано о том, что журналисты накопали информацию на 130 тыс. человек. Я прикидывал по тем сделкам, которые совершали в Германии с такими вот сотрудниками банков. Там информация об одной такой “грешной душе” оценивается в несколько тыс. долларов. Так вот, я не думаю, что там какие-то Робин Гуды, которые добровольно внутри банков добывают, передают информацию.

По моим оценкам, вся эта операция обошлась бы в $1 млрд, я думаю, что тут есть поддержка спецслужб, либо неких финансовых структур, которые ее проплатили.

А дальше возникает вопрос: кому это надо. И это вопрос гораздо более серьезный, я пока не готов на него дать ответ.

Вопрос: То есть это плановая работа?

Валентин Катасонов: Идет плановая работа. Сначала проходила зачистка Швейцарии, потом началась зачистка Кипра. В Швейцарии долго возились, а с Кипром разобрались буквально за две-три недели. А сейчас, собственно говоря, идет наступление на Британские Виргинские острова.

Справка: Британские Виргинские острова – одна из крупнейших оффшорных зон мира. На БВО отсутствует налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, также отсутствует НДС и налог с продаж. Однако коммерческая компания должна уплачивать ежегодную пошлину, в зависимости от максимального объёма акций, разрешённого к выпуску, и даты регистрации компании.По некоторым данным, на настоящий момент там зарегистрировано более 650 тысяч компаний: до 40 % всех оффшорных компаний в мире. Население островов составляет около 25 тыс. человек.

Вопрос: Глава ФАС на том же заседании правительства сказал о том, что “было много сделано для того, чтобы граждане РФ, регистрирующие иностранные компании, не имели административных барьеров”. Можно ли сказать, что таким образом, фактически стимулировалось развитие использования оффшорных зон российским бизнесом?

Валентин Катасонов: Все взаимосвязано. Те люди, которые лоббируют поправки, подобные тем, о которых мы в начале говорили, о либерализации иностранных инвестиций, это те же самые люди, которые разрушают российскую экономику по многим направлениям. Безусловно, что даже законопослушные предприниматели вынуждены бежать куда глаза глядят, а там уже есть другие, которые только этого и ждут. Понятно, чем все это кончается – конфискациями. Я называю таких людей “пятой колонной”. Они фактически выполняют те заказы, которые дают те же самые ребята, которые заказали вот это журналистское расследование по оффшорам на Британских Виргинских островах.

Вопрос: Так кто, все же, за этим стоит, на Ваш взгляд?

Валентин Катасонов: Ветер дует из одного и того же места, из одного и того же источника. Я считаю таким источником Федеральную резервную систему, даже не саму организацию, а ее главных акционеров. Собственно говоря, они управляют всеми финансовыми потоками, информационными потоками, в том числе и процессами зачистки каких-то оффшоров, и, наоборот, сохранения тех оффшоров, которые находятся под их полным контролем. Конечно, кипрские оффшоры не были под их полным контролем, Швейцария – это тоже была особая зона. Думаю, в этой всей истории очень серьезные силы задействованы.

Вопрос: То есть “крестовый поход на оффшоры”, которым в последнее время Запад активно грозился, начался?

Валентин Катасонов: Да, это так, но нужно сказать, что этот “крестовый поход” очень селективный. Скажем, под боком у США есть Каймановы острова и Обама уже несколько лет грозится, что наведет там порядок, говорит о десятках миллиардов недоплаченных налогов (свыше 68 тыс. оффшорных компаний, – прим. Накануне.RU). Ну и что? Американцы могут перебрасывать за тысячи километров авианосцы, армии, уничтожать население других стран. А какие-то Каймановы острова, которые выглядят как какая-то инфузория-туфелька под боком у США, с ними они справиться не могут. Забавная ситуация. Меня удивляет то, что у нас очень толерантное отношение к этому. Если человек пользуется оффшорами, ну и ладно, пусть пользуется, он же не скрывает, что пользуется оффшором. В Германии, если бы узнали, например, что государственный чиновник пользуется оффшорами, наверное, на него стали бы смотреть косо, как минимум.

А у нас оказывается, что жена первого вице-премьера Шувалова имеет на Британских Виргинских островах оффшорные компании, которые, в свою очередь, располагают активами в десятки и сотни миллионов долларов, то это, вроде как, норма. Но если это норма, то я вообще не знаю, как мы дальше собираемся строить что-либо. Что это за борьба с оффшорами, что за деоффшоризация российской экономики, если ближайший круг президента пользуется оффшорами. Слава богу, недавно дошло до нашего руководства, что нельзя, чтобы во власти были люди с двойным гражданством. Но люди, которые пользуются оффшорами, это де-факто люди с двойным гражданством, неужели это не очевидно?

Вопрос: Видимо, стоит ожидать, что среди владельцев тех ста с лишним тысяч оффшорных компаний всплывет немало фамилий наших соотечественников, в том числе и чиновников?

Валентин Катасонов: Наверное. Главное теперь – это то, что все сейчас под дамокловым мечом. По всем направлениям идет наступление. Расширяется список Магнитского, тут 130 тыс. оффшорных счетов. Не знаю, сколько там русских, но думаю, что более, чем достаточно. Удовольствие растянут надолго. Они сказали, что небольшими порциями будут выдавать эту информацию. Мы находимся в интересный момент истории, когда будет многое сильно меняться. Количество перейдет в качество.

Источник