Сокрушить ядерную программу Ирана не удалось. Надо договариваться

АналитикаСобытия

Информация о взрыве на подземном иранском ядерном объекте оказалась «уткой»

Россия крайне не удовлетворена позицией как своих партнеров по «Шестерке», международных посредников по урегулированию иранской ядерной проблемы, так и Тегерана, которые никак не могут выбрать место для проведения очередного тура переговоров. Ранее сообщалось, что новая встреча уже перенесена с конца января на начало февраля.

Напомним, в 2012 году Иран и «Шестерка» (пять постоянных членов Совбеза ООН – Россия, США, Китай, Франция, Великобритания, – и Германия), делегировавшие главе дипломатии Евросоюза Кэтрин Эштон право координировать их позицию, провели с иранцами три встречи – в Стамбуле (14 апреля), Багдаде (23-24 мая) и Москве (18-19 июня). Все они, впрочем, так и не привели к достижению какого-либо соглашения. А до этого переговоры «Шестерки» и Ирана и вовсе не проводились более года. И вот новая встреча тоже откладывается.

«Встречу действительно перенесли, и, к моему огромному сожалению, причина таких задержек совершенно неудовлетворительная: некоторые наши партнеры по «Шестерке» и иранская сторона никак не могут прийти к договоренности о том, где конкретно собираться, в какой стране, в каком городе», – посетовал вчера глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Москве. При этом Россия готова к встрече в любой точке и как можно скорее, добавил российский министр. «Считаем, что суть наших переговоров гораздо важнее того антуража, который тот или иной населенный пункт может создать, и рассчитываем, что все-таки здравый смысл возобладает и мы перестанем капризничать, как, в общем-то, малые дети», – подчеркнул Сергей Лавров.

Еще недавно в качестве места проведения новой встречи рассматривались Египет или Турция, но оба варианта на данный момент отпали. Кроме того, как сообщил вчера глава иранского МИД Али Акбар Салехи, переговоры согласны принять у себя швейцарский Берн и казахстанская Астана. Но окончательное место встречи так и не согласовано.

Али Акбар Салехи заявил вчера, что определению места проведения следующих переговоров мешают западные страны, сообщило агентство АП. В ответ официальный представитель Кэтрин Эштон Майкл Манн опроверг утверждения Тегерана о том, что именно «Шестерка» предложила перенести переговоры на более поздний срок, сообщает «Иран.ру». «Пользуясь случаем, хотел бы отмести все домыслы о том, что «Шестерка» предложила отложить переговоры», – заявил Манн на брифинге в Брюсселе. Он также отметил, что в связи с тем, что Иран отверг предложение «Шестерки» о проведении 28-29 января переговоров в Стамбуле, теперь готовятся новые даты встречи в феврале. «Мы проявили большую гибкость: мы теперь предложили даты в феврале. Но Ираном, к сожалению, выдвинуты новые условия, и мы опасаемся, что речь идет о тактике затягивания», – добавил Манн.

По его словам, через Эштон «Шестерка» постоянно предлагает Тегерану провести переговоры. «С декабря прошлого года мы предлагаем даты. И мы разочарованы, что иранцы до сих пор не согласились на проведение этой встречи. Мы рассчитываем провести переговоры, как только это станет возможным, потому что мы хотим обсудить суть проблемы; мы хотим обсуждать с Ираном его ядерную программу, чтобы были сняты озабоченности международного сообщества в отношении иранской ядерной программы», – сказал пресс-секретарь главы европейской дипломатии. Что и говорить, такая «прелюдия» к встрече представителей «Шестерки» и Ирана явно не настраивает на оптимистический итог предстоящих переговоров.

Иран готов пустить инспекции МАГАТЭ в Парчин

Тем не менее подготовка к встрече вступила, можно сказать, в завершающую стадию. Неделю назад в Иране уже прошла встреча представителей Тегерана и МАГАТЭ. А переговоры в формате Иран – МАГАТЭ, где обсуждаются все технические моменты соблюдения/несоблюдения Тегераном обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), традиционно предваряет политические контакты в формате «Шестерка» – Иран.

И хотя только что завершившаяся встреча представителей Ирана и МАГАТЭ не привела к заключению соглашения, переговоры все же привели к определенному прогрессу, заявил представитель Ирана в МАГАТЭ Али-Асгар Солтание. «Во время серьезных и интенсивных переговоров некоторые расхождения во мнениях по ядерной проблеме Ирана были решены, но некоторые еще остаются нерешенными, поэтому Иран готов к продолжению переговоров», – пояснил он.

Представители МАГАТЭ, вернувшись из Ирана в Вену (там расположена штаб-квартира агентства), также заявили, что, несмотря на то, что им не удалось достичь соглашения с иранскими властями по поводу спорной ядерной программы, проблема сдвинулась с мертвой точки. В основном это касается доступа к иранскому военному объекту в Парчине.

Этот объект Иран считает своей военной базой, где никогда не проводилось «атомных экспериментов», и потому Парчин, дескать, никак не подпадает под юрисдикцию МАГАТЭ. Тем не менее, как сообщает «Голос России», в последнее время из Ирана прозвучало несколько противоречивых сообщений о возможности допуска инспекторов МАГАТЭ на ключевой военный объект Парчин, где якобы испытывались нейтронные детонаторы для ядерного взрывного устройства. Это произошло за несколько дней до визита в Иран представителей МАГАТЭ.

По словам представителя МИД Ирана Рамина Мехманпараста, инспекторы агентства могут получить доступ к военному объекту в Парчине, но при условии, что агентство признает за Тегераном право на полный ядерный цикл в мирных целях. Правда, почти одновременно шеф иранской Организации по атомной энергии Ферейдун Аббаси заявил, что это – не задекларированный ядерный объект, а военная база, и по Договору о нераспространении ядерного оружия Иран не обязан ее открывать и не сделает это. Если же у МАГАТЭ есть данные, что там велись запрещенные ДНЯО ядерные разработки, эти материалы следует представить для ознакомления Тегерану.

И хотя заявление Аббаси фактически дезавуировало выступление представителя МИД Ирана, слова о возможном допуске наблюдателей МАГАТЭ в Парчин не могли просто так сорваться с уст высокопоставленного иранского чиновника. Значит, Тегеран подумывает о допуске туда (конечно, на определенных условиях) инспекторов МАГАТЭ. Как считает эксперт Института Ближнего Востока Сергей Серёгичев, мнение которого приводит издание, Тегеран откроет Парчин лишь в обмен на встречные шаги США и Евросоюза: «Маловероятно, что Иран, не получив серьезных уступок в вопросе санкций, пойдет на допуск инспекторов. Либо обставит допуск такими условиями, что он станет бессмысленным». Но на отмену или послабление антииранских санкций, судя по всему, Запад не пойдет.

Хотя настойчивое стремление МАГАТЭ пробраться в Парчин и последовавшие за этим санкции, признал даже авторитетный американский внешнеполитический журнал Foreign Policy, привели лишь к тому, что на пути прогресса ядерных переговоров Ирана были созданы проблемы. Сделав акцент на том, что Иран не нарушил ни одного соглашения с МАГАТЭ, издание пишет, что в настоящее время нет ни единого документа и доказательства, которое бы свидетельствовало об обратном. На сегодняшний день инспекторы МАГАТЭ дважды посетили Парчин без предварительного объявления и не обнаружили там чего-либо, что могло бы вызвать тревогу.

Непосредственным поводом, спровоцировавшим настойчивость МАГАТЭ, напоминает издание, стал некий секретный документ, который якобы предоставили неизвестные спецслужбы третьих стран и которые одновременно заявили, что существует вероятность того, что в Парчине прошли испытания традиционного взрывчатого вещества, связанного с созданием ядерного оружия. При этом МАГАТЭ не представило Ирану данные документы, а Иран утверждает, что они являются поддельными. «Двойственный подход Америки в отношении ядерной программы других стран обречен на поражение, и до настоящего момента единственным результатом такого подхода было то, что Иран продолжает процесс обогащения урана», – пишет американский еженедельник, резюмирует Foreign Policy.

Взрыв в Форду: сенсации не состоялось

Тем временем некоторые СМИ поспешили вчера сообщить о взрыве в подземном иранском ядерном объекте Форду. По данным jewish.ru, там расположены 2700 центрифуг для обогащения урана. Для сравнения: на главном уранообогатительном предприятии Ирана в Натанзе установлены 10 000 центрифуг.

«Сенсация» о подрыве самого защищенного ядерного объекта Ирана пошла гулять по мировым СМИ от американского сетевого ресурса WorldNetDaily, который сообщил о «взрыве», ссылаясь на информацию, полученную от одного иранского перебежчика – Реза Кахлили.

Этот тип, думается, вполне достоин того, чтобы сказать о нем пару слов. Как рассказывает jewish.ru, в своей автобиографической книге «Время, чтобы предать» («A Time To Betray») Кахлили рассказывает историю молодого иранца, получившего образование в США и вернувшегося на родину вскоре после победы Исламской революции 1979 года. Он верит, что режим Хомейни сможет произвести в обществе позитивные перемены. Однако, столкнувшись с новой иранской действительностью, герой скоро разочаровывается в ней и становится агентом американских спецслужб. Передав американцам немало ценных сведений, в конце 80-х он вместе с женой оказывается в США.

Учитывая такое реноме автора «сенсации», неслучайно, что ведущие мировые СМИ проигнорировали информацию о взрыве в Форду, хотя, будь это правдой, она бы, несомненно, стала настоящей сенсацией. Прежде всего это бы означало, что врагам Ирана удалась крупнейшая диверсия против его ядерной программы. Высшие должностные лица Израиля вчера уже успели выразить свое удовлетворение «взрывом», но официальный представитель Ирана вчера же решительно опроверг сообщения о взрыве на ядерном объекте Форду. Какие-либо сейсмические и прочие наблюдения тоже не выявили никаких отклонений, которые неизбежно бы имели место после подрыва данного подземного объекта.

Сенсации не состоялось, «сокрушить» иранскую ядерную программу не удалось. Так что, судя по всему, придется договариваться.

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula