Федор Пашин: НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПУТИНА – 2024

Политика

К сожалению, вряд – ли может идти речь о радикальном обновлении власти

По сложившейся традиции новый состав правительства РФ может быть обнародован после инаугурации президента страны 7 мая и необходимых согласований с палатами Федерального Собрания РФ. Уже в середине мая Владимир Путин  во главе делегации, в том  числе с новыми членами правительства, должен совершить официальный визит в Китай, где предстоит не только обсудить перспективы всеобъемлющего двустороннего сотрудничества, но и – пути урегулирования украинского кризиса, укрепления международной безопасности. Несмотря на то, что российский президент не склонен к кардинальным переменам и ему присущ известный консерватизм в государственных делах, решение долгосрочной проблемы обеспечения преемственности власти в стране требует уже на этом этапе безотлагательной перенастройки правительства страны.

К сожалению, вряд – ли может идти речь о радикальном обновлении власти и, в частности, освобождении ее рядов от «чиновничьего наследия» 90-х гг., когда страна была поставлена на разграбление. Однако без «точечных» назначений в структурах и руководстве федеральной исполнительной власти дальше уже не обойтись. И хотя к нынешнему главе правительства особых претензий нет, но с учетом того, что вторая по значимости должность в государстве является наиболее удобным трамплином для последующего баллотирования в президенты, преемником должен стать абсолютно доверенный человек президенту. К тому же желательно, чтобы он по возрасту был моложе, чем нынешний глава правительства, так работа в этой должности в условиях СВО требует огромных сил, энергии и энтузиазма.

Нынешний глава государства мог бы «временно передохнуть» на другом влиятельном посту, например, глава Счетной палаты, а еще лучше – ЦБ, все еще находящегося под немалым внешним влиянием. Таким образом, можно было бы попытаться окончательно выйти из-под внешнего влияния в финансово-экономической сфере, восстановить финансовый и экономический суверенитет страны.

Как известно, влиятельные «башни» Кремля лоббируют разные кандидатуры и одна из них – зампредсовбеза. Дмитрий Медведев уже исполнял обязанности премьера, его хорошо воспринимают элиты и, прежде всего, корпоративные кланы и олигархические группировки. Несмотря на его нынешнюю агрессивную антизападную риторику, на Западе имеют опыт «лояльного» сотрудничества с ним. Да и с президентом нынешнего зампредсовбеза связывают давние связи. Однако продолжения курса – «долгое государство Путина» в интересах страны и большинства народа явно нужен другой преемник. Недавняя встреча в Кремле президента с тульским губернатором и другими достойными VIP-персонами вселяет надежду, что на одном «Димоне» «свет клином не сошелся».

Кстати, среди губернаторов немало потенциальных кандидатов в правительство, в том числе – на укрепление его руководства. Другое дело, что их лоббируют в правительство конкурирующие «башни Кремля», продвигающие корпоративные и другие интересы, что явно не ведет к консолидации правительства под единым руководством. Между тем, нельзя забывать и о президентском обещании двигать во власть фронтовиков, выходцев из Донбасса и других прифронтовых территорий. Явно “устала” от своего “авторитета” Чечня, который созрел на “выдвижение наверх”. Особняком стоит мэр Москвы, который в свое время при действующем главе государства возглавлял и аппарат правительства, и администрацию президента. Он еще тот «ставленник «семьи» (ближайшее окружение Б.Ельцина) во власти. Однако, что лучше – на переходный период поставить нового, но «своего человека» на Москву, которая нередко выступала в оппозиции к федеральному центру, или вывести альтернативную «московскую команду» на федеральный уровень – это большой вопрос с точки зрения обеспечения преемственности власти в РФ.

Немалые амбиции, в том числе президентские и премьерские амбиции сохраняют отдельные высокопоставленные чиновники администрации президента, которая хотя и не является конституционным органом, но фактически остается теневой структурой управления государством и обществом. Уже притчей во языцех стала конкуренция между собой «башен Кремля», что не способствует консолидации и укреплению власти на всех уровнях. В связи с этим уже на нынешнем этапе целесообразно ограничить роль администрации сугубо бюрократическими функциями, сократив численность аппарата. Вопрос о сокращении, в целом, численности чиновников на федеральном и региональном уровнях давно перезрел. 

В силовом блоке правительства ключевым ведомством в условиях СВО выступает минобороны, к которому, несмотря на высокий уровень доверия в обществе к армии, накопилось немало вопросов. «Уход» из минобороны «знакового» заместителя министра Тимура И. воспринят как сигнал к неизбежным «точечным» переменам и перенастройке ведомства на ходу без ущерба фронту. Нельзя исключать того, что и в связи с необходимостью укрепления руководства минобороны может рассматриваться и кандидатура тульского губернатора. Вместе с тем, нельзя не признать, что за годы СВО и в недрах минобороны появилось немало опытных и в тоже время молодых военачальников, что немаловажно было во всех, в том числе современных войнах. В тоже время, нынешнее военное руководство может быть востребовано и дальше, в частности, в структурах, отвечающих за стратегию государственного развития страны на нынешнем этапе, например, Совете Федерации ФС РФ или Совете Безопасности и др.

Назрели перестановки и в других силовых ведомствах, которые непосредственно подчинены президенту страны. Особенно речь идет о министерстве внутренних дел. Достаточно сказать о беспределе «мигрантского нашествия» на просторах России. Россияне буквально “стонут” от неспровоцированной русофобии и агрессии «понаехавших», в то время как ведомство в лучшем случае занимает пассивный нейтралитет, а то и содействует разгулу этнической преступности. В связи с этим можно, конечно, учредить какое-нибудь отдельное ведомство по делам мигрантов и национальностей, но, скорее всего, оно будет укомплектовано представителями малых народностей, что не приведет к стабилизации межнациональных и религиозных отношений.

Кроме обновления руководства силовиков, давно перезрела необходимость взятия под полный контроль информационных и культурных инструментов управления государством и обществом. Не может информационная повестка, навязанная извне глобальным “мейнстримом”, далее преобладать в российском медиапространстве, а “информационные генералы” во главе ведущих теле- и радиоканалов, которые в 90-х  вместе с олигархами крушили Россию, оставаться у своих медиа – штурвалов.  Разве можно далее терпеть засилья в стране массовой культуры вместе с ее носителями – ведущими медиазвездами, в своем большинстве не поддержавшими СВО. Как оказалось, что страна столько лет не имеет идеологического ведомства и это в то время, когда идет война, а коллективный враг развязал против России тотальную инфогибридную агрессию.

Трудно поверить, что у президента не болит голова по вопросу обеспечения информационной и культурной безопасности государства и общества. В  РФ, наконец, должно появиться полноценное идеологическое ведомство, например, министерство информации и культуры, которое могло бы проводить в жизнь государственную политику в сфере информационных и межкультурных коммуникаций, общественных связей, как внутри страны, так и в расчете на зарубежные аудитории. Профильный вице-премьер в ранге члена Совета Безопасности, кроме того, мог бы курировать и другие сферы идеологического уровня (общественные связи, просвещение, спорт и др.). Аналогичным образом следует консолидировать и все информационные ресурсы Вооруженных сил страны при ведущей роли минобороны. В его составе целесообразно образовать самостоятельную объединенную службу информационных коммуникаций в статусе по аналогии с Главным политическим управлением Советской Армии и Военно-Морского флота (ГлавПУ СА и ВМФ), но при ведущей роли информационных структур. Общую координацию деятельности гражданского министерства и военной профильной структуры целесообразно осуществлять по линии Совета безопасности, так как речь идет об информационной, культурной, общественной безопасности государства и общества.

Эти и другие преобразования во власти напрашиваются сами собой, об этом давно уже пишут не только «диванные» эксперты, но и обсуждаются «под ковром» в Кремле в окружении главы государства. Хорошо известно, что наш президент, на которого сейчас оказывается разностороннее давление со всех сторон, до последнего момента будет определяться. Выбор предстоит сделать нелегкий – или в пользу большинства населения и интересов страны, или в очередной раз на время умиротворить корпоративные кланы, а значить лишить страну долгосрочных перспектив.

Источник