Давайте, поможем!

Вернувшиеся из Южной Америки староверы бедствуют.

В наше время повидать «настоящих» староверов доводится не каждый день. В храмах на Рогожском, Павелецкой или Берсеневке, например, в любое время можно увидеть людей, молящихся в сарафанах, кафтанах и косоворотках, но вряд ли среди них найдутся такие, которые без всякой позы, естественно ходят в русской традиционной одежде каждый день.

Вернувшаяся недавно в Россию братья Мурачевы со своими семьями – это дожившие до наших дней «аутентичные» хранители старой веры, словно сошедшие со страниц Лескова и Мельникова (Печерского).

Сегодня эта община, состоящая из двух семей, бедствует и нуждается в помощи.

Огорь – большое село, расположенное примерно в 350 километрах от Москвы по трассе Е101 (Москва – Брянск – Киев). Несколько сотен человек. Колхоз давно разорился, пашни запущены, скот отдан за долги, техники нет.

Староверы живут на окраине. Первой приехала семья Иосифа Мурачева. Сейчас в соседнем доме проживает уже вторая семья – родного брата, Терентия, с женой и семерыми детьми. Состояние жилищ далеко от удовлетворительного, мужики подлатали, что могли, но, конечно же, по-хорошему, надо ставить новые срубы. Но об этом пока нет и речи из-за недостатка средств.

Иосиф и Терентий с сыновьями ходят в домотканых подпоясанных рубахах; правда, по необходимости, надевают и современную одежду – видимо, кем-то пожертвованные джинсы, рабочие спецовки, куртки. Жены и дочери одеты в сарафаны или длинные платья. На подрастающее поколение Мурачевых вообще отрадно смотреть. Потрясающий контраст с нынешним «тинейджерским» стилем. Молодые ребята в рубахах с поясками, девушки в сарафанах – скромные, почтительные к старшим и одновременно хозяйственно-деловитые.

Мурачевы пекут на дому хлеб (мука, правда, пока что не своя), – пекут для себя, как всю жизнь с детства привыкли, но для наших-то замутнённых мест такая выпечка стала шедевром; так вот, преподнес как-то Терентий каравай в подарок некоему чиновнику, тот по случаю угостил друга-предпринимателя, держащего в округе магазин; предприниматель попробовал и заинтересовался; встретился с Терентием и предложил печь хлеб для его магазина. Тот не отказался. Таким образом, включились в местную микроэкономику и стали получать небольшой дополнительный доход. Недавно Терентию удалось очень приобрести десяток кур-несушек, что, конечно, стало существенным подспорьем для многодетной семьи.

…Они – опытные земледельцы, «на ты» с любой сельхозтехникой. Полагали сразу взять несколько десятков гектаров пашни и приняться за дело с размахом, вдохнуть новую жизнь в вымирающую и спивающуюся глубинку. Однако здесь им очень быстро пришлось узнать, что «здесь вам не тут».

Приехавшим из-за океана людям, не имеющим стартового капитала, естественно, для начала деятельности требовалось на первоначальном этапе какая-то помощь, содействие. Вот тут-то и нашла коса на камень…

С начала 2000-х годов новые российские власти, обеспокоенные скверной демографической ситуацией в стране, вдруг вспомнили о ценном кадровом резерве. Южноамериканских староверов стали активно зазывать в Россию. Те могли бы призывы проигнорировать – им на чужбине живется вполне вольготно, а главное, за веру никто не преследует. Однако в сердцах этих людей всегда жила тоска по покинутой родине, тяга к корням, к земле, на которой некогда расцвело древнее благочестие Святой Руси, бережно хранимое ими на протяжении веков. И поэтому настойчивые приглашения нашли свою благодатную почву.

Перед неискушёнными людьми разворачивается завораживающая картина далекой родины, где наконец-то стали у руля умные и честные правители, желающие сделать всё для её возрождения и процветания; возвращающихся трудолюбивых староверов ждут там золотые горы, молочные реки и кисельные берега.

В результате многие стали собираться в дальнюю дорогу. Продавали имущество, готовились к перелету через океан, к началу «новой жизни на старом месте». Прилетали, спускались с трапов и сталкивались с реальностью, весьма далекой от того, что им наобещали краснобаи из диппредставительств.

Дед Иосифа и Терентия в 1930-х годах вместе с семьей бежал от преследований безбожников за границу: первоначально в Китай, затем в Латинскую Америку. Этот материк стал прибежищем для многих русских староверов. Селились, строились, обзаводились хозяйством. Местные власти ценили трудолюбивых переселенцев. Главное, за Веру никаких преследований не было. Однако Мурачев-старший всегда помнил о своей исторической родине; умирая, он завещал детям и внукам: если позовут обратно в Россию, не задумывайтесь – все бросайте и езжайте.

У Терентия в Боливии было 600 гектаров земли, несколько тракторов и комбайнов. Жил небедно. Но завещание деда помнил всегда. Когда от российских дипчиновников прозвучало приглашение, богатое хозяйство было отдано за бесценок, фактически брошено.

Упомянутая госпрограмма полна абстрактных пожеланий и деклараций. Пожалуй, единственное, что в ней есть реального – это т.н. подъёмные: денежная сумма, которую выплачивают переселенцу. Сумма варьируется от 40 до 120 тысяч рублей, в зависимости от региона. Любому «россиянину» очевидно, что сумма – мизер, начинать с ней, например, серьезный сельскохозяйственный проект, если у тебя на шее многодетная семья, просто смешно.

Терентий надеялся, что на родине предков его знания, опыт и трудолюбие окажутся востребованными. Еще в Боливии дипломаты красочно описали ему, в каком плачевном состоянии пребывает сельское хозяйство в России. Терентий представлял, как он будет «делать прогресс» в русской глубинке… Реальность оказалась иной.

Для нормальной деятельности братьям требовались трактор, грузовая машина и комбайн. Получили только трактор. Комбайн через какое-то время также удалось временно заполучить, однако здесь приходится вспомнить народную мудрость о том, что дорога ложка именно к обеду, а не к отбою.

Винить администрацию Калужской области не совсем корректно: программа по переселению в этой области, как оказалось, не действует, однако при этом Мурачевым не отказывают в помощи, стараются сделать что возможно.

Очевидно, что положение Мурачевых следует считать бедственным. Зимой их ожидают суровые испытания, наличных денег у семьи практически нет. Последние недели Мурачевы занимаются тем, что оформляют социальные пособия (по безработности, многодетности и проч.). Они будут получать жалкие гроши, но для них сейчас и это важно. Однако сам процесс оформления связан с преодолением тяжелого препятствия: приходится ездить в районный центр Жиздру (за 40 километров), каждая такая поездка наносит сокрушительный удар по скудному бюджету.

В последний приезд Терентий рассказал, что продукты он сейчас вообще не покупает, семья питается прошлыми запасами риса и муки, все имеющиеся деньги отложены для оплаты поездок. Хорошо ещё, что в рационе есть яйца из-под кур, а куриное мясо Мурачевы могут себе позволить разве что по большим праздникам. На минувшей неделе Терентий возил двоих дочерей в поликлинику: какие-то недомогания, делали кардиограммы. Причина в недоедании.

Горьким упреком всем нам звучат слова Терентия Мурачева: «Я не понимаю. Государство нас пригласило для прогресса, сеять большие посевы, а теперь про нас забыло».

Если помочь этой семье на первых порах, а впоследствии не создавать искусственных препятствий, то можно не сомневаться, что Мурачевы встанут на ноги и прекрасно заживут. Это тот тип людей, который не пропадёт нигде – сохранившийся до наших дней тип древнерусского пахаря, труженика, покорителя дремучих лесов и бескрайних просторов. Их можно сбросить с вертолёта в тайгу – и там они выживут, расчистят место, срубят дом, распашут целину и пустят корни.

Наши действия:

С 31 октября по 9 ноября благотворительный отряд «Добрая воля» будет проводить сбор гуманитарной помощи старообрядцам-переселенцам.

Третьего ноября мы проводим централизованный сбор вещей и продуктов. Место: штаб Московского регионального отделения «Народного Собора», Луков пер. 2/16 (м. Чистые Пруды) с 16.00 до 19.00.

Десятого и одиннадцатого ноября осуществляем отправку помощи в Калужскую область.

Необходимы вещи: зимняя одежда (куртки, шапки), обувь, простенькая одежда для физических трудов.

Необходимы продукты: мука, сахар, масло растительное, рис, мясо. Кроме того, нужно мыло, канцелярские принадлежности для детей.

Ждём вас, надеемся на вас. Не оставим соотечественников в беде в День народного Единства!

Реквизиты сберкнижки Терентия Мурачева:

4230 7810 2221 2002 7347

На данный момент деньги либо посылку можно отправить через любое почтовое отделение. Для отправки в почтовом отделении необходимо сообщить следующую информацию: 249357, П/О Огорь, деревня Гололобовка, улица Малая Гололобовка д. 35. Жиздринский район, Калужская область. Терентий Мурачев.

«Вконтакте»

Источник: Сайт МРО НС