«Спасайся кто может!»

Оборона и безопасность

МЧС хочет возродить советскую систему гражданской обороны

Подробностей о том, что собой будет представлять воссозданная система бомбоубежищ и укрытий, пока нет. Зато известен бюджет проекта – 155 млрд рублей. В связи с чем уже звучат предположения: возможно, цель затеи состоит не в стремлении защитить граждан от атак с воздуха, а в том, чтобы освоить средства?

«Нужно выстраивать систему, способную защитить максимальное количество населения как от военных угроз, так и от чрезвычайных ситуаций. Важно, чтобы люди понимали необходимость убежищ и укрытий, даже если сейчас они кажутся ненужными», – заявил глава МЧС Александр Куренков.

Поспорить с его словами сложно. Ещё лет 10–15 назад казалось, что бомбоубежища – отживший анахронизм, который вряд ли когда-то понадобится. Но сейчас ситуация изменилась и уже никто не смеётся над Израилем, где убежища строятся буквально в каждом дворе.

Показательно, что даже в приграничных регионах, где наличие убежищ является нынче в прямом смысле вопросом жизни и смерти, налаженной системы укрытий до сих пор нет. «Этим вопросом, конечно, нужно заниматься. Я сейчас служу на СВО и могу сказать, что в Курской области, когда началось активное использование дронов со стороны ВСУ, многие районы, в том числе и столица, оказались не готовы к использованию убежищ», – констатирует руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов.

Был паркинг – стал бункер

Согласно действующим нормам убежища разделяются на две группы – защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) и так называемые иные объекты, предназначенные для укрытия населения. К последним в том числе относятся подвалы, подземные паркинги, гаражи и складские помещения, расположенные в подвальных этажах.

Вот только вопрос, насколько обычные подвалы, подземные паркинги и т.п. могут выполнять роль полноценных убежищ, остаётся открытым. «Если изначально помещение не было спланировано и спроектировано как убежище, то, по сути, оно таковым не является. Убежище – это помещение, которое должно иметь несколько выходов, приточно-вытяжную вентиляцию, отвечать определённым характеристикам. А обычный подвал жилого дома, на который наклеили табличку «убежище», как был техническим помещением, так им и остался», – говорит владелец сервисной компании ООО «РЭК», глава комитета по предпринимательству в ЖКХ Тульской ТПП Сергей Костюченков.

Возможно, в МЧС собираются потратить часть из требуемых 155 млрд на то, чтобы превратить паркинги и подвалы в полноценные укрытия? Однако это потребует не только гигантских финансовых затрат, но и вмешательства в конструктивные особенности зданий. К тому же не факт, что вся эта затея понравится жителям – например, многие сочтут, что иметь паркинг намного важнее, чем бомбоубежище. К тому же у многих имеются в собственности машино-места, которые придётся выкупать или конфисковывать. Как бы то ни было, проблем возникнет немало.

Возможно, в МЧС собираются потратить часть из требуемых 155 млрд на то, чтобы превратить паркинги и подвалы в полноценные укрытия? Однако это потребует не только гигантских финансовых затрат, но и вмешательства в конструктивные особенности зданий. К тому же не факт, что вся эта затея понравится жителям – например, многие сочтут, что иметь паркинг намного важнее

Заодно придётся решать другую задачу. Если подходить строго, то бомбоубежище должно быть в каждом доме или ЖК. Советская система гражданской обороны предусматривала строительство убежищ при возведении многоквартирных домов. Сегодня аналогичных требований к застройщикам не существует. «Возможность введения требований о создании бомбоубежищ прописывается в региональных нормативах градостроительного проектирования. С 2024 года такое обязательство действует в Ленинградской области, другие регионы пока не последовали данному примеру, – рассказывает основатель компании SIS Development Ярослав Гутнов. – На федеральном уровне никаких подвижек в данном направлении тоже не происходит». Иногда, поясняет Гутнов, девелоперы по своей инициативе включают убежище в проект, однако такие случаи – большая редкость.

Бесхозные и забытые

Что касается полноценных бомбоубежищ, а именно защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО), то и здесь возникает немало проблем. Большинство из них было построено в советское время и сегодня вряд ли могут быть использованы по назначению, поскольку давно сданы в аренду и перепрофилированы. Здесь, кстати, стоит отметить, что ещё в 2014 году МЧС проводило проверку всех сооружений гражданской обороны. И тогда в отчётах ведомства говорилось о том, что «фонд защитных сооружений в основном сохранён и может быть использован по предназначению».

Вот только эксперты настроены не столь оптимистично. «Очевидно, что сейчас плохо следят за состоянием защитных сооружений, построенных при советской власти. С 1991 года денег на гражданскую оборону практически не выделялось. Когда эти сооружения оказались в зоне ответственности Росимущества, ситуация не улучшилась», – комментировали пять лет назад представители компании «Банвиол», занимающейся строительством и обслуживанием объектов гражданской обороны. «У нас в Туле, по моим оценкам, порядка 80% бомбоубежищ находится в плачевном заброшенном состоянии. Регламентные технические работы по их ремонту, содержанию и обеспечению не проводились», – говорит Сергей Костюченков.

Что же касается строительства новых укрытий, то в начале 2024 года севастопольская компания «Новый дом» приводила расчёт: возведение соответствующего ГОСТу заглублённого убежища-бункера, предназначенного для нахождения 60 человек минимум в течение 48 часов, будет стоить порядка 24 млн рублей. Это без учёта мебели, систем освещения и отопления, установки фильтрационной системы тонкой очистки питьевой воды и т.д. Таким образом, можно примерно подсчитать: создание укрытий на 600 человек (население не самого большого многоквартирного дома) уже обойдётся более чем в четверть миллиарда. На спасение какого количества россиян в таком случае хватит искомых 155 млрд рублей? Понятно, что кардинально ситуацию строительство новых бункеров не изменит.

Кроме того, встаёт вопрос о том, кто будет содержать построенные укрытия. По словам Сергея Костюченкова, бомбоубежища, расположенные в старом жилфонде, нередко оказываются бесхозными: собственники не восприняли их как часть общего имущества, а муниципалитеты к себе на баланс не записали. «При этом Верховный суд РФ ещё пять лет назад, разбирая спор Росимущества и управляющей организации из Волгограда, указал, что расположенное в многоквартирном доме бомбоубежище входит в общую площадь дома, а его собственники обязаны вносить плату за содержание и ремонт наравне с другими владельцами нежилых помещений», – объясняет Ярослав Гутнов. Получается, что если обещанная программа возрождения системы убежищ всё-таки состоится, то расходы на содержание укрытий в домах лягут на плечи жителей.

Кстати

(фото: Алексей Филиппов/РИА Новости)

(фото: Алексей Филиппов/РИА Новости)

Летом прошлого года МЧС направило в органы исполнительной власти рекомендации по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны и иных объектов, предназначенных для укрытия населения. «Помню, как в одной нашей новостройке местные власти во исполнении распоряжений, спущенных из МЧС, начали обустраивать убежище в подземном паркинге. На паркинге прямо среди автомобилей расставили лавки, умывальники, вёдра, сделали фотографии и сказали, что, мол, убежище готово», – поделилась с «Нашей Версией» глава управляющей компании «Управление капитального ремонта и строительства» Полина Давыдова.

По словам управляющих, нередко случается и так, что установленные лавки после фотофиксации демонтируют и переносят в подвал другого дома. В итоге необходимый инвентарь путешествует из подвала в подвал, помогая чиновникам наладить отчётность.

Кира Ремнёва

Источник