Глубоко копает
Зачем Дональду Трампу понадобились редкоземельные металлы
Дональд Трамп пообещал Украине поддержку в обмен на доступ к её месторождениям редкоземельных металлов. Вот только зачем они вдруг стали ему нужны?
К редкоземельным относятся 17 элементов таблицы Менделеева. Сфера их использования очень широка – от микроэлектроники до металлургии и медицины. Сейчас Штаты зависят от импорта редкоземельных металлов. В 2024 году в стране было произведено концентратов редкоземельных металлов на 260 млн долларов, а импортировано на 170. При этом американская государственная Геологическая служба в своём обзоре «Критически важные минералы 2024» концентрируется на четырёх – неодиме, празеодиме, диспрозии и тербии (химики относят их к группе лантаноидов).
Волшебные кристаллы
Использование редкоземельных металлов рассматривается в контексте так называемого энергетического перехода. При этом прогнозируется бурный рост спроса на эти вещества независимо от сценария, по которому пойдёт энергетический переход. Упоминается два сценария. Первый – нулевого уровня выбросов углерода к 2050 году. Второй сценарий – объявленных обязательств (по-видимому, речь шла о выполнении международных соглашений по климату, из которых США при Трампе уже начали выходить). Как бы то ни было, согласно отчёту Геологической службы США, спрос на лантаноиды к 2050 году вырастет в разы со стороны производителей электромобилей и ветровой энергетики. Впрочем, одновременно говорится об увеличении их использования «в других сферах». Потому заявления экспертов о том, что редкоземельные элементы нужны США в первую очередь для развития альтернативной энергетики, возможно, следует рассматривать как устаревшие и однобокие.
Также в отчёте Геологической службы США отмечается, что основным видом конечного использования редкоземельных элементов в Штатах в последнее время были катализаторы. Катализаторы используются в самых разных химических производствах. Сейчас вопрос использования лантаноидовых катализаторов активно разрабатывается учёными. Одно из направлений – создание молекулярных магнетиков. В научно-популярной литературе эти вещества описывают как кристаллы, которые дышат, обратимо меняют цвет и шевелятся. Перспективной областью применения молекулярных магнетиков являются системы высокоплотного хранения информации и логические ячейки в квантовых компьютерах. Последние предполагается использовать в том числе для создания сверхмощных систем искусственного интеллекта. Именно они сейчас рассматрвиаются учёными в качестве нового супероружия, которое по своим возможностям превзойдёт даже ядерное.

(фото: АР-ТАСС)
Исходя из вышесказанного предположим, что Трампа интересуют не все подряд редкоземельные элементы, а в первую очередь лантаноиды. Где он может их найти? Геологическая служба США посчитала, что крупнейшими странами-добытчиками лантаноидов являются Китай (54%), Австралия (18%) и Мьянма (9%). Крупнейшими переработчиками – Китай (77%), Малайзия (12%) и Австралия (3%). Как видно из приведённых цифр, Китай уже успел получить контроль над потоками этого стратегического сырья. Поднебесная не просто перерабатывает свою руду – она импортирует руду и концентрат из других стран. Вторым по значимости переработчиком является Малайзия. Малайзия – давний торговый партнёр США, но в 2023 году местное правительство объявило, что готовится запретить экспорт редкоземельного сырья. Речь шла о том, чтобы развивать собственную переработку. О запрете на вывоз концентратов или чистых элементов речь не шла. Но уже понятно, что власти держат этот вопрос на контроле. И, вероятно, доступ к лантаноидам станет предметом внешнеполитического торга. А торг этот, похоже, уже начался. В феврале Дональд Трамп включил Малайзию в список стран, против которых он начал торговую войну. США вводят пошлину «в 25% и выше» на полупроводники из Малайзии. Таким образом, удар наносится по микроэлектронике, то есть как раз по отрасли, которая потребляет редкоземельные элементы в Малайзии.
Австралия, возможно, играет на стороне Вашингтона. По данным международных СМИ, страна сейчас пытается перетянуть на себя часть потока редкоземельного сырья в Тихоокеанском регионе из Китая. Но, как видно, получается это пока в совершенно незначительных масштабах.
Скрытые запасы
Удастся ли Трампу найти что-то из лантаноидов на Украине? Пока американские эксперты заявляют, что им-де неизвестны объёмы извлекаемых запасов редкоземельных металлов в украинских недрах (конкретно о лантаноидах в американской прессе вообще никто не говорит). «Я не знаю ни о каких существенных запасах редкоземельных элементов на Украине. Это просто ещё одна фантазия, что мы волшебным образом решим нашу проблему доступа к критическим полезным ископаемым за счёт страны, ведущей военные действия. Ближайшая аналогия, которая приходит мне в голову, – очень похожее преувеличение насчёт полезных ископаемых на триллионы долларов, якобы находящихся в недрах Афганистана», – сказал агентству S&P директор института Пейна Горной школы Колорадо Морган Базилиан. Также американские СМИ цитируют независимого консультанта в области геологии Тони Мариано, заявившего, что «на Украине нет экономически жизнеспособных редкоземельных месторождений». Но, возможно, американская сторона наводит тень на плетень. Согласно утечкам, Киев предложил западным партнёрам совместное освоение трёх конкретных месторождений редкоземельных металлов. Два из них – Азовское и Мазуровское – сейчас контролируются Россией. Третье – Новополтавское – остаётся в распоряжении Киева. Есть ли там лантаноиды? Есть!
Вот какую новость мы нашли в архивах прессы за 2009 год. «Министерство охраны окружающей природной среды Украины выставило на аукцион специальное разрешение на добычу апатитов на Новополтавском месторождении (Пологовский и Черниговский районы Запорожской области) сроком на 20 лет. Месторождение является комплексным и помимо апатитов содержит стронций, тантал, фтор, иттрий и иттриевые лантаноиды».
Можно предположить, что с 2009 года разработчики месторождения уже провели разведку и подтвердили наличие того или иного сырья. И хотя в свободном доступе эти данные найти не удалось, главное сказано – лантаноиды в украинской земле есть. И, возможно, именно о них шла речь во время обсуждения предложенной Трампом сделки.
А что в России?
В конце февраля стало известно, что Владимир Путин предложил американским правительственным структурам и компаниям заняться совместными проектами по добыче редкоземельных металлов. При этом он подчеркнул, что запасы этого сырья в России на порядок больше, чем на Украине. В ответ Дональд Трамп заявил, что США заинтересованы в «огромных запасах» редкоземельных металлов России.
Месторождения редкоземельных металлов разбросаны по всей территории РФ. При этом их добычей занимается лишь одно предприятие – Ловозерский ГОК, расположенный в Мурманской области. Вот что сказано о нём на сайте «Страна Росатом»: «Ловозерский ГОК – единственное в России действующее предприятие по добыче редкоземельных металлов. Из ловозерских концентратов на Соликамском магниевом заводе ценные компоненты извлекают и производят коллективные карбонаты редкоземельных металлов (главные – лантан, церий, неодим и празеодим) и оксиды тантала и ниобия». То есть речь идёт о тех самых элементах, которые так нужны Трампу. Найти точные данные по объёмам производства стратегического сырья нам не удалось.
Сергей Слон