Всё и все под контролем

Спецслужбы

Как работает Управление собственной безопасности, и кто следит за УСБ

Недавно в Татарстане арестован полицейский, подрабатывавший наркокурьером. Сработали службы собственной безопасности МВД двух регионов. Расскажем еще несколько свежих эпизодов работы Управления собственной безопасности (УСБ) по поимке «оборотней в погонах».

Часто в отечественных детективных сериалах можно услышать, как полицейские в разговорах между собой не очень лестно отзываются об Управлении собственной безопасности (УСБ), что «у них там свой план по раскрываемости оборотней, вот и цепляются без повода». Что тут сказать… Известны и случаи злоупотреблений полномочиями уэсбэшниками, о них тоже расскажем. Но, в целом, подобная структура имеется в полицейских ведомствах всех стран. Не будем забывать, что при ФСБ еще существует отдел «М» (еще от милиции), который также разрабатывает оборотней не только в полиции, а вообще во всех силовых структурах РФ – от ФСИН и Минюста, до прокуратуры и следкома. Поведаем о некоторых случаях арестов недобросовестных сотрудников полиции, которые разрабатывались УСБ и ФСБ. Выбрали примеры, когда разработка шла значительное время, задействовались как специальные технические инструменты, так и человеческие агентурные связи.

Курьер в погонах

Итак, на днях задержан, позже арестован в Татарстане полицейский, оперуполномоченный РУВД Али В. Его поймали при провозе 7,5 кг наркотиков. Это особо крупный размер. Гаишники остановили его машину, а наркоту обнаружили в багажнике. Естественно, была наводка. Имеются данные, что совместная операция согласована между службами безопасности МВД двух регионов. Есть подробности, которые не попали еще в СМИ: раз – данный арест лишь элемент большой спецоперации УСБ, а также отдела «М», вскрыта целая цепочка поставки наркотиков в разные регионы страны – данная партия предназначалась для Оренбурга; два – полицейские (есть и другие, пока имена не разглашаются) обеспечивали логистическую «красную крышу» гражданским наркокурьерам – остановить и обыскать авто человека с «корочкой» почти нереально, если нет четкой наводки и конечного приказа; три – общий объем наркотрафика именно данной ОПГ с «красной крышей» еще только подсчитывается, но речь точно идет о распространении (продаже) наркотиков, а значит, всем участникам банды грозит до 20 лет лишения свободы.

«Мы работаем в отношении коллег-профессионалов»

24 февраля Октябрьский районный суд Петербурга огласил приговор в отношении двух экс-руководителей окружного управления материально-технического снабжения МВД Сергея Лисового и Сергея Елисеева, признанных виновными в превышении должностных полномочий. Экс-полицейские осуждены на 3,5 и 3,3 года лишения свободы, соответственно. Данная статья звучит казенно, а если проще – по версии фемиды полицейские банально «коррупционировали» (ныне модное слово у силовиков), выдавая госконтракты на обеспечение разным оборудованием для полицейских «проверенным» двум фирмам. Ущерб для ГУ МВД оценивается в 8,1 миллиона рублей. В данном случае можно открыть карты полнее: в УСБ поступил сигнал от неравнодушного коллеги (его имя по понятным причинам не внесено в протоколы судебного процесса), который, видимо, разбирался в системе госзаказа, а это запутанная для обывателя схема; за подозреваемыми стражами порядка были установлены как человеческие, так и технические средства наблюдения и прослушки. Один из офицеров УСБ рассказал корреспонденту «Нашей версии»: «В чем сложность нашей работы, основная? В том, что мы работаем в отношении коллег, то есть знающих, что такое оперативная работа, в целом полицейская, потому данные оборотни весьма осторожны, бдительны, умело заметают следы. Их разработка занимает целые годы порой. Потому так важна техническая работа – прослушка, наружка, и то — оборотни часто «секут» эти вещи, потому что проходили специальную подготовку. Не буду говорить про мораль, честь офицера, это в человеке либо есть, либо нет, скажу, что если на тебе погоны, это не повод ставить себя выше других людей, зарабатывать на них, это же наоборот – ответственность перед людьми, на деньги которых, налогах, ты живешь».

Участковые делились данными о покойниках похоронщикам

По оценке заместителя министра иностранных дел России Сергея Рябкова, в первую очередь в рамках восстановления численности персонала американской и российской дипмиссий необходимо нормализовать работу нынешних сотрудников посольств и генконсульств.

Перечислим еще несколько случаев, когда сотрудники УСБ задерживали оборотней в последнее время: участковые за взятку информировали ритуальное агентство о, простите за цинизм, свежих покойниках в своем районе, ведь ритуальные агенты за ними буквально охотятся, похороны – большие деньги; два сотрудника отдела по Выборгскому району содействовали вымогателям-рэкетирам, ОПГ, состоящей из этнических азербайджанцев; двое полицейских были осуждены за «крышу» наркоторговцам в Василеостровском районе; также в прошлом году следователи Следкома проводили обыски сразу в половине РУВД Петербурга при информационной поддержке УСБ – процессуальное решение по этим действиям еще впереди, а уголовные дела — про «красную крышу» для нелегальных таксистов; в 2024 году был арестован силами УСБ оперативник РУВД по Пушкинскому району, который, по версии следствия, курировал трафик контрафактных сигарет из Азербайджана.

Общая статистика по осужденным «оборотням в погонах» не предъявляется, но, если грубо подсчитать по открытым источникам, то где-то 14-18 человек в год. Это данные только по Питеру и Ленобласти. Но в целом по стране показательный есть факт: если в СССР существовала только одна исправительная колония для проштрафившихся силовиков (в Нижнем Тагиле), то сейчас в России их 23! Среди таких колоний есть и смешанные, где экс-полицейские находятся в отдельных отрядах.

«Командировочные»

Автор несколько раз общался с подполковником МВД в отставке Андреем Пименовым, более известным как Андрей Кивинов, автором «Улиц разбитых фонарей», «Каникул строгого режима». Он, в частности, сказал: «Сотрудники УСБ носят полицейские погоны, но формируется служба, во многом, из так называемых «командировочных», то есть чекистов. Это частая практика. Потому у них нет корпоративной или моральной связи с МВД, нет какой-то ведомственной или личной пуповины. Могут действовать свободно, ну и вот. Конечно, все в теме знают такое определение – «красная крыша». Да, такое есть, что скрывать, касается многим «вкусных тем» — от рынков до борделей – но это явление в сравнении с 90-ми уменьшилось в разы. УСБ, нет спору, этому поспособствовало, но при поддержке уголовного розыска главка, отмечу. Да и денег в Питере меньше, чем в Москве в разы – у нас полковник Захарченко с его девятью миллиардами, наверное, невозможен в принципе».

Справедливости ради расскажем и о громком аресте высокопоставленного сотрудника как раз УСБ ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. В 2024 году сотрудники отдела «М» питерской ФСБ задержали подполковника Дениса Хрупина – ему вменяется мошенничество в особо крупном размере по переводу земельного участка из одного статуса в другой во Всеволожском районе Ленобласти. «Наша версия» подробно освещала эту историю в прошлом году – ознакомиться можно здесь. Ожидается, что суд над ним пройдет уже в этом году. Эта история говорит о том, что на всякое УСБ найдется свое УСБ, всё и все под контролем.

Евгений Колесников

Источник