Битва за Козельск в «Злом городе»: история, которая потрясет

Культура

Фильм «Злой город» вторую неделю подряд возглавляет кинопрокат в России

МОСКВА, 15 фев — РИА Новости, Павел Сурков. Эпическая сага Константина Буслова о несгибаемости русского духа ворвалась в прокат с размахом голливудского блокбастера. Действие происходит в 1238 году, когда крошечный Козельск продержался семь недель против монгольской орды. Зрителя ждут кровавые сечи, любовные страсти и герои, чьи имена войдут в историю кино — даже если их судьбы оборвутся под стенами «злого города».

Любовь на фоне войны

Военные подвиги — не единственная тема фильма. Все строится вокруг почти классического любовного треугольника: десятник Лютобор (Владимир Любимцев) сватается к девушке Весняне (Леонела Мантурова), но та влюблена в богатыря Могуту (Александр Метелкин). Естественно, вмешивается коварный враг. Подошедшие к стенам Козельска монголы пленяют Весняну, и наши герои оказываются в самом эпицентре исторических событий. Добавим сюда других, не менее колоритных персонажей — монаха Ратшу (Алексей Гуськов), разбойника Улыбу (Максим Белбородов) — и картина получается окончательно наполненной яркими образами.

Кадр из фильма Злой город - РИА Новости, 1920, 14.02.2025

© RB Production (2024)

Фрагмент киноленты «Злой город»

Режиссура и монтаж: между эпическими сценами и клиповыми вставками

Режиссер Константин Буслов пытается создать настоящее батальное полотно, но упорно держится за откровенно клиповый монтаж, постоянно переключаясь между планами, так что задержаться на сценах боев у зрителя не получится. Тем не менее эффект знатной сечи складывается, и за приключениями героев следить интересно. К тому же костюмы яркие, вооружение выполнено довольно точно и сюжет в целом лихо закручен.

Перегруженность персонажами и путаница в сюжете

Правда, с количеством персонажей, их родственными и дружественными связями сценаристы несколько переборщили. Всю первую половину фильма приходится лихорадочно запоминать, как кого зовут. Новые персонажи все прибывают и прибывают (доживут до финала, естественно, не все), и поневоле возникает некоторая сюжетная путаница. Ну и главной темой картины становится все-таки любовная, а не историческая линия.

Кадр из фильма Злой город
Кадр из фильма Злой город
Кадр из фильма Злой город

Кадр из фильма «Злой город»

© RB Production (2024)

Сравнение с «Александром Невским» и мелодраматическая линия

«Злой город» уже сравнивают с «Александром Невским»: мол, и там тоже была любовная перипетия. Но все-таки эта линия для Эйзенштейна скорее фрагментарна — это был необходимый оттенок общего масштабного повествования, проникнутого высочайшим уровнем гражданского пафоса. Здесь же у нас — в большей степени мелодрама, втиснутая в антураж древней битвы с ощущением предопределенности: защитники Козельска бьются отчаянно, но не верят, что откуда-то может прийти помощь. Полагаться можно только на себя (и, возможно, на чудо), но уж точно сдавать родимый город врагу никто не собирается.

Кадр из фильма Злой город
Кадр из фильма Злой город
Кадр из фильма Злой город

Кадр из фильма «Злой город»

© RB Production (2024)

Сценарий и его завершение

Наплодив многочисленных персонажей, сценаристы должны были каким-то лихим образом завершить историю, не погрешив против исторических фактов и одновременно сохранив зрительскую надежду на хеппи-энд. Все это получается, хотя, конечно, несколько натужно. Сами наводнили экран героями, сами закрутили клубок событий и интриг, а потом в прямом смысле рубим сплеча этот гордиев узел. И остается ощущение, что над нами несколько поиронизировали.

Режиссерская версия

Впрочем, сам Буслов уверяет, что есть режиссерская версия фильма, которая длиннее почти на час, и в ней-то уж точно все в порядке с сюжетом: туда неспешно включены все мелочи, расставляющие необходимые исторические и сюжетные акценты. Что ж, будем ждать и ее выхода.

Кадр из фильма Злой город
Кадр из фильма Злой город

Фрагмент фильма «Злой город»

© RB Production (2024)

Великолепные батальные сцены и работа команды

Зато батальные сцены, игра артистов и работа художника-постановщика — выше всяких похвал. «Злой город» — кино дорогое и сложное, Константин Буслов умело обращается и с бюджетом, и с технологиями. Картина не оставляет впечатления недоделки: все декорации созданы с тщанием, саспенс в нужных моментах присутствует, эффект погружения в гущу боя также имеется. Даже надежда на некий сиквел тоже присутствует — и его, наверное, вполне можно ждать, учитывая, что «Злой город» показывает весьма и весьма достойные кассовые сборы.

Прорыв в отечественном кино

Радует, что в России научились не сажать развесистую «клюкву» под видом исторической драмы или приключенческого фильма. Картину на этот раз сняли одновременно и зрелищную, и увлекательную, и умную. Попытка создать наш собственный пеплум — большой фильм с включением древних событий — скорее засчитывается, нежели критикуется.

Так что идем в кинотеатры, смотрим «Злой город» и торопимся в реальный Козельск — набраться исторических впечатлений и эффекта причастности.

Источник