Путин рассказал о принципиально новой модели высшего образования в России

Образование

Россия меняет систему высшего образования: «экономистов» и «юристов» перестанут готовить даже на платной основе

Россия готовится перейти на принципиально новую модель высшего образования. В ней не будет программ бакалавриата без конкретной специализации и с одинаковыми для всех сроками обучения. А магистратура станет доступна преимущественно  для людей с опытом работы, нуждающихся в получении углубленных специализированных знаний. При этом даже на платной основе станет затруднительно освоить специальности, в которых не нуждается экономика и отсутствует спрос на рынке труда. В первую очередь под сокращение попадут юристы, экономисты и управленцы. 

О реформе высшей школы  говорили на заседании профильного  Совета, который в четверг вечером провел президент. Как пояснил министр науки и высшего образования Валерий Фальков, новые подходы  будут закреплены в законе об образовании и в других нормативно-правовых актах. «Работу над подготовкой изменений мы активно ведем. Все  инициативы мы предлагаем отразить в Стратегии развития образования, которая сейчас разрабатывается, и системно их реализовать», — заявил он. 

Как пояснил министр, от программ бакалавриата «без конкретной специализации с результатом в виде обобщенной квалификации «бакалавр» планируется  перейти к подготовке полноценных специалистов» — например,  инженеров. Они должны обладать понятной квалификацией (например, горный-инженер, инженер-металлург, инженер -строитель и тд) и проходить разные сроки обучения, необходимые для ее получения. Это, значит, что учится студенты в новой модели будут по-разному — кто-то 3 года, а кто-то и 5. По словам Фалькова, открыв диплом, работодатель сразу поймёт какого специалиста, ему подготовил вуз.

Что касается магистратуры, то при таком подходе, потребность в ней  «резко сокращается».  «Она становится способом получения специализированных углубленных знаний для тех, кто имеет практический опыт», — заявил министр. Он добавил, что при подготовке реформы планируется сформировать новый перечень специальностей, которым будут обучать в российских вузах, а также обновить систему государственных образовательных стандартов. 

Стандарт нового поколения, по его словам,  будет построен на трех главных принципах. Ключевой из них — фундаментальность высшего образования — означает, что наряду с профессиональными дисциплинами  (естественно-научного профиля в случае инженеров) студенты должны получать и гуманитарные знания, в частности, по истории, философии и тд. Второй важный принцип — это практико- ориентированность. Иными словами, помимо изучения учебников, прослушивания лекций и решения задач, учащиеся должны будут проходить практику.  И не для «галочки», как это принято во многих вузах сейчас, а по-серьезному. Наконец, третий принцип — гибкость. Помимо разных сроков обучения,  он подразумевает  возможность получения студентами дополнительных квалификаций, в том числе педагогических. 

Такие педагогические модули уже  внедряются в программы классических университетов. (Впрочем, идея не нова. Ещё в советское время в дипломе филологов и журналистов, обучавшихся в МГУ, указывалось, что они имеют право преподавать литературу и русский язык в школах). Владимир Путин заявил, что предлагает подключить к этой работе и все технические вузы: уже с 2026 года, по мнению президента, в них нужно открыть курсы, на которых будущие физики, математики, инженеры и тд смогут при желании освоить профессию педагога. Стимулом для этого должны послужить повышенные стипендии, считает ВВП.

Ждут перемены и платное образование. Валерий Фальков заявил, что платный набор также надо «нацелить на задачи государства». Иными словами: даже за деньги вузы должны учить не тем профессиям, которые выбрали молодые люди и их родители, а тем, которые требуются государству. Сегодня среди востребованных у абитуриентов направлений доминируют право, экономика и управление. «Однако острый дефицит кадров на рынке труда и, самое главное, дефицит инженеров настоятельно требует регулирования платного приема в университеты», — подчеркнул Фальков, попросив Путина наделить  Министерство науки и высшего образования полномочиями по согласованию параметров  платного приема  независимо от ведомственной принадлежности вуза.

Президент сообщил, что полностью поддерживает эту позицию: платный прием в вузы  по новым правилам нужно провести уже в 2026 году. Эти правила  «должны исключить чрезмерный набор по специальностям, на которые отсутствует спрос со стороны экономики и рынка труда»  и тем более «не допустить обучение по таким профессиям в непрофильных вузах и их филиалах». ( Имеется в виду, когда экономистов или юристов  за деньги готовит, например, Бауманка или Станкин). По словам Путина, «это просто некрасиво выглядит», а сами специалисты «в конечном итоге никому не нужны». 

Что касается льготных образовательных кредитов  по ставке 3%, то их предлагается сделать недоступными для обучающих по невостребованным на рынке труда направлениям. Сейчас две трети таких кредитов, по данным министерства, получают экономисты и юристы, что «явно не соответствует запросу на кадры». «Льготные образовательные кредиты должны предоставляться  только по приоритетным для государства направлениям подготовки и специальностям. Такое решение должно быть, безусловно, принято», — заявил Путин.

Елена Егорова

Источник