Утверждена Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года
Стратегия разработана в соответствии с целями, принципами и задачами государственной культурной политики, определенными в Основах государственной культурной политики
1. Утвердить прилагаемую Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года (далее — Стратегия).
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и других программных документов.
3. Установить, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Стратегии, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти, принимающим участие в реализации Стратегии, в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счет внебюджетных источников.
4. Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.
5. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации учитывать положения Стратегии при разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и иных программных документов.
6. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 11, ст. 1552);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 551-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 15, ст. 2202).
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 11 сентября 2024 г. N 2501-р
Стратегия
государственной культурной политики на период до 2030 года
I. Общие положения
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (далее — Стратегия) разработана в соответствии с целями, принципами и задачами государственной культурной политики, определенными в Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (далее — Основы государственной культурной политики).
Нормативно-правовую базу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее — Стратегия национальной безопасности Российской Федерации), Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. N 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации», а также международные договоры, соглашения и конвенции, участницей которых является Российская Федерация, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы развития сферы культуры в Российской Федерации.
При разработке Стратегии учтены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 — 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 г. N 505 «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 — 2030 годы», Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. N 1105-р.
При разработке Стратегии также учтены положения и целевые показатели государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», государственной программы Российской Федерации «Информационное общество», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество», государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, национального проекта «Культура» и входящих в его состав федеральных проектов «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура», положения Указа Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации», Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. N 611 «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом», других документов стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу и оказывающих влияние на государственную культурную политику.
Основаниями для разработки Стратегии являются закрепленный в Конституции Российской Федерации статус культуры как уникального наследия многонационального народа Российской Федерации, поддерживаемого и охраняемого государством, и наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по обеспечению проведения единой социально ориентированной государственной политики в области культуры.
Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие в качестве основы экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны, укрепление общероссийской гражданской идентичности, единства и сплоченности российского общества, повышение качества жизни в Российской Федерации.
Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания по межотраслевому принципу.
Такой подход базируется на положениях Основ государственной культурной политики, согласно которым:
государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России;
государственная культурная политика понимается как широкое межотраслевое явление, охватывающее все виды культурной деятельности, социальные и гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, вопросы поддержки и продвижения российской культуры за рубежом, международного гуманитарного и культурного сотрудничества, воспитания и самовоспитания граждан, просвещения, развития детского и молодежного движения, информационного пространства страны.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что происходящие в современном мире изменения затрагивают не только межгосударственные отношения, но и общечеловеческие ценности. Достигнув высокого уровня социально-экономического и технологического развития, человечество столкнулось с угрозой утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов.
Кроме того, отмечается, что все более разрушительному воздействию подвергаются базовые моральные и культурные нормы, религиозные устои, институт брака, семейные ценности. Абсолютизируется свобода личности, осуществляется активная пропаганда вседозволенности, безнравственности и эгоизма, насаждается культ насилия, потребления и наслаждения, легализуется употребление наркотиков, формируются сообщества, отрицающие естественное продолжение жизни. Проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений становятся предметом геополитических игр и спекуляций, порождающих вражду и ненависть.
Также в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указывается, что насаждение чуждых идеалов и ценностей, осуществление без учета исторических традиций и опыта предшествующих поколений реформ в области образования, науки, культуры, религии, языка и информационной деятельности приводят к усилению разобщенности и поляризации национальных обществ, разрушают фундамент культурного суверенитета, подрывают основы политической стабильности и государственности.
Пересмотр базовых норм морали, психологическое манипулирование наносят непоправимый ущерб нравственному здоровью человека, поощряют деструктивное поведение, формируют условия для саморазрушения общества. Увеличивается разрыв между поколениями. Одновременно нарастают проявления агрессивного национализма, ксенофобии, религиозного экстремизма и терроризма.
При этом традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности подвергаются активным нападкам со стороны Соединенных Штатов Америки и их союзников, а также со стороны транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих неправительственных, религиозных, экстремистских и террористических организаций, которые оказывают информационно-психологическое воздействие на индивидуальное, групповое и общественное сознание путем распространения социальных и моральных установок, противоречащих традициям, убеждениям и верованиям народов Российской Федерации.
В связи с этим ключевыми факторами формирования духовно-нравственного фундамента страны являются вопросы защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, соблюдения конституционных прав граждан в сфере культуры, в том числе права на доступ к культурным ценностям, сохранения исторического и культурного наследия, выполнения задач в области национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.
Российская культура является неотъемлемой частью глобального культурного пространства, обогащает его своим уникальным мировидением. Посягательства со стороны недружественных государств в целях подрыва общемирового влияния российской культуры наносят непоправимый ущерб справедливому, равноправному и открытому международному культурно-гуманитарному сотрудничеству.
II. Современное состояние, основные проблемы, перспективы развития российской культуры и государственной культурной политики
Как отмечается в Основах государственной культурной политики, обеспечение дальнейшего развития страны как социального государства возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в сохранение и укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, научной обоснованности предпринимаемых преобразований, приоритетного развития социальных и гуманитарных наук, тесного взаимодействия государства и общества.
В целях достижения национальных целей развития Российской Федерации на системной, комплексной основе разработаны и действуют государственные программы, национальные проекты, федеральные проекты, ведомственные и региональные программы и проекты, направленные на обеспечение всех видов культурной деятельности, развитие культуры, укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений, поддержку российской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, развитие образования и гуманитарных наук, просвещение, воспитание и самовоспитание граждан, развитие детского и молодежного движения, формирование медийного и информационного пространства страны, патриотическое воспитание молодежи.
По состоянию на конец 2023 года в Российской Федерации действуют организации культуры различной ведомственной принадлежности: театры — 718, в том числе 204 — детские (театры юного зрителя и театры кукол), музеи — 3177, библиотеки — 42034, цирки — 69, учреждения культурно-досугового типа — 42376, концертные организации и самостоятельные коллективы — 380, научные организации — 5, образовательные организации высшего образования — 75, среднего профессионального образования — 270, детские школы искусств — 5123, парки культуры и отдыха — 299, зоопарки — 34, кинотеатры — 2818 с 6429 кинозалами. В 76 регионах созданы и действуют 439 виртуальных концертных залов.
Количество учреждений культуры, действующих в сельской местности, в 2023 году составило около 72,7 тыс., или 78 процентов общего количества учреждений культуры. При этом за период с 1995 по 2023 год количество сельских клубных учреждений уменьшилось на 39,1 процента (с 59,9 тыс. учреждений в 1995 году до 36,5 тыс. учреждений в 2023 году), что объясняется следующими объективными причинами: сокращение числа сельских поселений (за последние 12 лет — на 4,4 тыс.); укрупнение сельских населенных пунктов и объединение в рамках реформы местного самоуправления нескольких сел в сельские поселения на фоне снижения числа сельских населенных пунктов с численностью населения менее 2 тыс. человек; оптимизация части сельских учреждений культуры путем объединения клубов, музеев и библиотек в единые многофункциональные учреждения; слабая материально-техническая база сельских учреждений культуры, являющихся муниципальными (значительная часть из них была сформирована в 1970 — 1980-е годы — здания, помещения, строения, досуговые объекты) и находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта.
Численность работников в сфере культуры по состоянию на 2023 год составляет 763,6 тыс. человек.
Кроме того, по состоянию на 31 декабря 2023 г. в Российской Федерации находятся 154,2 тыс. объектов культурного наследия, из них объектов федерального значения — 71,6 тыс. (в том числе объектов археологического наследия — 56 тыс.), объектов регионального значения — 78,5 тыс., объектов местного (муниципального) значения — 4 тыс.
На период до 2024 года включительно одним из ключевых инструментов достижения целей и задач государственной культурной политики остается национальный проект «Культура», состоящий из 3 федеральных проектов — «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура».
Данные федеральные проекты направлены на обеспечение доступности культурных благ, развитие творческого потенциала, в том числе через модернизацию инфраструктуры культуры, развитие гастрольной и выставочной деятельности, поддержку самодеятельного народного творчества, гражданских творческих инициатив, добровольческого движения в сфере культуры, непрерывное повышение квалификации, внедрение цифровых технологий в культурное и образовательное пространство страны.
Федеральный проект «Культурная среда» является основой для комплексной модернизации сферы культуры, создания современных учреждений культуры, строительства и проведения капитального ремонта федеральных, региональных и муниципальных учреждений культуры, оборудования новых культурных пространств в уже существующих учреждениях культуры, приобретения передвижных многофункциональных культурных центров (автоклубов), оснащения модельных библиотек, муниципальных музеев и кинозалов специальным оборудованием, а также детских школ искусств и училищ музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами.
В рамках реализации федерального проекта «Творческие люди» создаются условия для творческой самореализации, развития знаний и компетенций в сфере культуры и искусства, большое внимание уделяется разработке и продвижению различных творческих проектов, создаваемых в том числе некоммерческими организациями, оказанию государственной поддержки лучшим сельским учреждениям культуры и их работникам.
Федеральный проект «Цифровая культура» направлен на развитие цифровых сервисов в сфере культуры и предполагает создание виртуальных концертных залов, интерактивных выставок и мультимедийных гидов, онлайн-трансляцию мероприятий ведущих учреждений культуры, оцифровку книжных памятников и фильмовых материалов.
В целях расширения возможностей для использования потенциала культуры в достижении национальных целей развития действует программа социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры «Пушкинская карта». По состоянию на 1 января 2024 г. участниками программы являются более 11 тыс. организаций культуры. Возможностями, предоставляемыми «Пушкинской картой», воспользовались 7,6 млн. молодых людей указанной категории.
В 2024 году завершается реализация федерального проекта «Придумано в России», в рамках которого в субъектах Российской Федерации будет создано более 90 школ креативных индустрий, 26 центров прототипирования на базе подведомственных Министерству культуры Российской Федерации образовательных организаций, 420 творческих лабораторий «Гений места» на базе библиотек.
В Российской Федерации в целях приобщения и расширения доступа к культурному наследию, произведениям культуры и искусства созданы мультимедийные порталы и сервисы, включая базовые информационные ресурсы «Культура.РФ», «История.РФ», «Госкаталог», «АРТЕФАКТ».
Для осуществления максимально быстрого и полного доступа к информации, а также сохранения национального культурного наследия, находящегося в библиотеках, создана федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» (далее — Национальная электронная библиотека). В настоящее время в нее включено более 5 млн. документов, действуют более 15 тыс. электронных читальных залов на базе региональных библиотек (за последние годы число региональных пользователей ресурсами Национальной электронной библиотеки возросло в 3 раза).
Ежегодно за счет средств федерального бюджета поддерживается выпуск порядка 300 наименований социально значимой литературы (художественная литература, литература для детей и юношества, справочно-энциклопедическая литература, литература по культуре и искусству, учебная и учебно-методическая литература, научная и научно-техническая литература, литература на языках народов Российской Федерации и прочее), осуществляются переводы на иностранные языки произведений, созданных на языках народов Российской Федерации, реализуются проекты, направленные на продвижение российской художественной литературы за рубежом, поддерживается выпуск очередных томов многотомной Православной энциклопедии, осуществляются подготовка и выпуск серии антологий литератур народов Российской Федерации, выпуск порядка 1500 наименований книг и учебных пособий, а также номеров периодических печатных изданий для инвалидов по зрению, реализуются проекты, направленные на повышение востребованности за рубежом русского языка и отечественной литературы.
Реализуются следующие мероприятия по модернизации кинозалов: в 81 субъекте Российской Федерации открыто 1277 кинозалов (487 в рамках национального проекта «Культура»), которые посетили более 50 млн. зрителей, создано свыше 260 тыс. новых зрительских мест, более 20 млн. человек получили доступ к услугам современного цифрового кинопоказа.
Расширяется география Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации.
В целях дальнейшего развития театрального, музыкального, циркового и других видов исполнительских искусств принимаются меры по поддержке выдающихся деятелей культуры и искусства, созданию дополнительных условий для их работы в России, включающих формирование диверсифицированной системы государственной поддержки через конкурсные программы и субсидии на реализацию творческих проектов различных уровней: международных, всероссийских, региональных и муниципальных.
При характеристике современного состояния российской культуры и реализации государственной культурной политики необходимо выделить следующие основные проблемы:
неравномерное социально-экономическое развитие территорий, различные уровни обеспеченности населения субъектов Российской Федерации учреждениями и организациями культуры, в том числе экспозиционно-выставочными пространствами. В настоящее время подавляющее количество масштабных выставочных проектов реализуется в основном в гг. Москве (не менее 60 процентов общего числа выставок федеральных музеев, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации) и Санкт-Петербурге (не менее 10 процентов), что обусловлено наличием в этих регионах большого количества современных экспозиционно-выставочных пространств;
недостаточные темпы модернизации и развития инфраструктуры культуры, а также недостаточная ресурсная обеспеченность учреждений и организаций культуры, в том числе современным технологическим оборудованием;
недооценка роли и значения детских школ искусств в системе художественного образования;
наблюдаемое снижение расходов на потребление культурных ценностей и благ, которые становятся все менее значимой величиной в структуре семейного бюджета, что в определенной мере оказывает влияние на сокращение в последующем числа активных участников культурных и общественных процессов;
недостаточная эффективность межведомственной координации и взаимодействия органов власти всех уровней (федерального, регионального, муниципального) по вопросам реализации государственной культурной политики;
осуществление недружественными государствами деятельности, направленной на разрушение базовых моральных и культурных норм, религиозных устоев, института брака, семейных ценностей, подрыв культурного суверенитета Российской Федерации.
В целях преодоления этих и других выявленных проблем, повышения эффективности межведомственной координации и взаимодействия органов власти всех уровней, в том числе при реализации планов мероприятий по реализации Стратегии, предусматриваются:
совершенствование применяемых механизмов координации деятельности субъектов государственной культурной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
разработка механизмов по противодействию подрывной деятельности недружественных государств в российском культурном пространстве;
создание условий для формирования безопасной информационной среды путем популяризации информационных ресурсов, с использованием которых будет распространяться достоверная информация, способствующая культурно-историческому просвещению и воспитанию на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
разработка мер, направленных на сокращение региональных диспропорций в сфере культуры, в том числе посредством приведения в соответствие с нормативами и нормами оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения субъектов Российской Федерации услугами организаций культуры по различным видам культурной деятельности, а также развития гастрольной деятельности, направленной на выравнивание возможностей доступа граждан к культурным ценностям и благам;
обеспечение условий для создания новых и развития существующих современных экспозиционно-выставочных пространств в регионах в целях проведения масштабных выставочных проектов, расширения их культурно-просветительских и образовательных возможностей. Для дальнейшего развития музейной экспозиционно-выставочной деятельности в целом, а также межрегиональной выставочной деятельности субъекты Российской Федерации должны обеспечить создание современных выставочных площадок. Новые точки культурного притяжения в регионах будут способствовать приобщению населения к культурному наследию, в том числе за счет проведения крупных федеральных и региональных выставок, других культурно-просветительных мероприятий, использования этих площадок на постоянной, а не сессионной основе;
развитие театрального искусства, сети государственных и муниципальных театров, совершенствование и укрепление их материально-технической базы, в первую очередь театров юного зрителя и театров кукол;
развитие циркового искусства, в том числе посредством технологического и организационного совершенствования цирковой системы, способствующей созданию качественно новых цирковых программ и спектаклей с использованием возможностей смежных видов искусства (театра, кино и др.), применением современных технологий, принятия мер, направленных на увеличение посещаемости цирковых представлений различными категориями и возрастными группами населения, расширение международных позиций российского цирка;
разработка мер, направленных на увеличение числа мест в концертных залах;
развитие библиотечного дела, в том числе путем создания общероссийской системы координационных центров по работе с фондами библиотек различной ведомственной принадлежности, а также сети региональных центров консервации и реставрации, их материальное и ресурсное обеспечение, усиление федеральной поддержки региональных центров по работе с книжными памятниками;
принятие мер, направленных на преодоление тенденции сокращения количества организаций профессионального образования в сфере культуры и искусства, а также детских школ искусств и сокращения численности обучающихся в данных организациях;
обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий в интересах настоящего и будущих поколений населения Российской Федерации.
На всех этапах реализации Стратегии будут предусматриваться инвестиции, направляемые:
на реставрацию и приспособление для современного использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
на сохранение, развитие и популяризацию нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации, являющегося одним из самых притягательных средств сближения народов России и этнических групп, способствующего утверждению их культурной самобытности, повышению духовно-нравственного уровня подрастающего поколения, формированию национального самосознания, привитию знаний о традициях и культуре народов Российской Федерации;
на сохранение и развитие малых городов и исторических поселений Российской Федерации, в рамках которых предусматриваются установление и утверждение предмета охраны, границ территорий и требований к градостроительным регламентам в границах исторических поселений, комплексные меры по разработке градостроительной документации по вопросам строительства и проектов приспособления и использования исторически ценных зданий на их территориях;
на совершенствование мер поддержки и развития сельской культуры, исторически выполняющей роль хранительницы традиционной культуры и нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Кроме того, в рамках реализации Стратегии будет осуществляться комплекс мер, предусматривающих создание модельных библиотек, комплектование книжных фондов, ремонт и реконструкцию, оснащение оборудованием детских школ искусств, приобретение автоклубов, техническое оснащение музеев, развитие сети учреждений культурно-досугового типа, создание кинозалов, проведение выставочных и обменных гастролей творческих коллективов и организаций в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации.
Следует отметить, что признание культуры значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире благодаря привлекательности российской системы ценностей, позволило за последнее десятилетие существенно увеличить в абсолютных значениях расходы на культуру и кинематографию из консолидированного бюджета Российской Федерации: в номинальных или текущих ценах они возросли почти в 21,5 раза, в расчете на душу населения расходы на культуру и кинематографию за этот же период выросли с 194 рублей до 4174 рублей.
В то же время возможности для роста внебюджетных доходов учреждений и организаций культуры по-прежнему ограничены (вместительность и пропускная способность, а также рост цен могут привести к сокращению доступности культурных благ для широких слоев населения).
При этом стремление добиться максимальных внебюджетных доходов сети учреждений и организаций культуры не должно вступать в противоречие с заявленной целью по укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.
Вместе с тем остается незначительной доля благотворительных и иных пожертвований в общем объеме финансовых поступлений в учреждения и организации культуры (в театры — 1,1 процента, музеи — 1,5 процента, концертные организации — 1 процент, культурно-досуговые учреждения — 0,9 процента, детские школы искусств — 0,2 процента, библиотеки — 0,2 процента).
В связи с этим предстоит разработать дополнительные правовые и институциональные инструменты, направленные на привлечение внебюджетных средств в сферу культуры, с использованием опыта Большого театра России, Мариинского театра, Государственного Эрмитажа и других ведущих учреждений культуры.
В рамках реализации Стратегии будут предоставляться субсидии из федерального бюджета некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества, оказываться государственная поддержка проведению крупных международных музыкальных и театральных конкурсов, фестивалей, таких как Международный конкурс имени П.И. Чайковского, Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова, Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова, Фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» с вручением Всероссийской премии «Легенда», Московский Пасхальный фестиваль, Зимний международный фестиваль искусств, Международный фестиваль «Звезды белых ночей», Международный Тихоокеанский театральный фестиваль.
Кроме того, продолжится практика предоставления субсидий некоммерческим организациям на оказание государственной поддержки (грантов) независимым театральным и музыкальным коллективам для реализации творческих проектов (от 10 до 15 грантов по каждому из направлений — театр, музыка), а также субсидий (грантов) на оказание государственной поддержки творческой деятельности организаций отдельных видов искусств (не менее 10 и не более 15 грантов на реализацию творческих проектов в сфере циркового искусства).
С целью восполнения дефицита профессиональных, творческих и управленческих кадров учреждений и организаций отрасли культуры будет осуществляться подготовка специалистов в образовательных организациях профессионального образования и творческих вузах, сохраняться и развиваться уникальная российская национальная система образования, воспитания и обучения детей, подростков и молодежи в области искусств.
Совместно с субъектами Российской Федерации продолжится работа по проведению мониторинга кадровой потребности отрасли культуры, целевой подготовке специалистов на основе прогнозных значений результатов исследований в этой области, предложений образовательных организаций профессионального образования и творческих вузов, учитываемых при формировании общих объемов контрольных цифр приема на очередной учебный год.
В целях дальнейшего развития системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости и всеобщности, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, будут поддерживаться творческие инициативы образовательных организаций отрасли культуры, профильных творческих союзов и общественных организаций — Всероссийского хорового общества, Всероссийского духового общества, Союза композиторов России, Союза театральных деятелей Российской Федерации и других организаций, в приоритетном порядке реализующих конкурсные и фестивальные мероприятия с участием детей и молодежи.
Дальнейшее развитие получит позитивный опыт Образовательного Фонда «Талант и успех», образовательных организаций высшего образования в области искусства в части повышения квалификации педагогических работников в области искусств, организации и проведения международных и всероссийских фестивалей и конкурсов, таких как Всероссийский конкурс молодых музыкантов «Созвездие», Международный студенческий фестиваль ВГИК, Театральный фестиваль стран СНГ «ГИТИС — мастер-класс», Международный студенческий фестиваль дипломных спектаклей «GITIS-fest», Международный фестиваль студенческих фильмов «ПитерКиТ» и другие.
Научными организациями, осуществляющими научные исследования и разработки в сфере культуры и искусства, будут реализовываться мероприятия по приоритетным направлениям государственной культурной политики, научному и методическому обеспечению деятельности по реализации Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой 16 ноября 1972 г. в г. Париже, по вопросам сохранения культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по подготовке научных кадров, по проведению исследований в области культурологии и искусствоведения, народной культуры, национальных традиций и фольклора, по разработке теоретических и методических принципов научной реставрации памятников истории и культуры, а также научных принципов и технологий обеспечения их сохранности и безопасности.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры» продолжатся ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия, а также работы по комплексному улучшению внешнего облика памятников истории и культуры, в том числе в новых регионах Российской Федерации, где за счет средств резервного фонда Президента Российской Федерации уже восстановлены мемориальный комплекс «Саур-Могила», памятник князю Игорю и другие мемориальные объекты.
Важнейшей задачей является интеграция новых субъектов Российской Федерации — Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в российское культурно-гуманитарное пространство.
С начала проведения специальной военной операции украинскими войсками нанесены серьезные повреждения знаковым учреждениям культуры, уникальным памятникам истории и архитектуры, религиозным объектам. Среди них здания Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра имени М.М. Бровуна, Донецкой государственной академической филармонии, Донецкого республиканского художественного музея, Мариупольского республиканского академического ордена «Знак Почета» русского драматического театра, Донецкого государственного академического театра оперы и балета, Луганского краеведческого музея и многие другие.
Кроме того, властями Украины был организован массовый вывоз культурных ценностей из музейных фондов учреждений культуры, а игнорирование базовых нужд сферы культуры привело к хронической их недооснащенности оборудованием, истощению материальных фондов, спровоцировало критический дефицит культурных благ на русском языке, в первую очередь литературы всех жанров и возрастных категорий, что явилось следствием целенаправленной политики украинских властей по «дерусификации» культурной сферы.
Преодоление последствий этой политики будет способствовать скорейшей интеграции новых регионов в российское культурно-гуманитарное пространство при деятельном участии гражданского общества, профессиональных сообществ, творческих союзов и добровольческих (волонтерских) движений в сфере культуры.
III. Цели и задачи Стратегии
Настоящая Стратегия разработана в целях реализации государственной культурной политики по следующим направлениям:
сохранение единого культурного пространства, исторического и культурного наследия народов Российской Федерации и его использование для воспитания и образования;
формирование гармонично развитой личности, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности;
укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития;
укрепление гражданской идентичности;
создание условий для воспитания гармонично развитой личности;
передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев;
создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям;
обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации;
повышение роли Российской Федерации в мировом гуманитарном и культурном пространстве.
В соответствии с Основами государственной культурной политики задачи государственной культурной политики будут реализовываться в следующих областях:
культурное наследие народов Российской Федерации;
все виды культурной деятельности;
социальные и гуманитарные науки;
русский язык, языки народов Российской Федерации, отечественная литература и фольклор;
международные культурные и гуманитарные связи;
образование и воспитание;
просвещение;
научные исследования в сфере культуры и искусства;
детское и молодежное движение;
информационная среда, благоприятная для становления личности;
креативные (творческие) индустрии.
IV. Приоритетные направления реализации Стратегии
Приоритетными направлениями реализации Стратегии являются:
обеспечение государственной поддержки, стимулирование и поощрение культурной деятельности, способствующей достижению целей и задач государственной культурной политики, направленной на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, исторической памяти и защиту исторической правды;
формирование государственного заказа на создание произведений литературы и искусства, оказание услуг, направленных на сохранение и популяризацию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение общероссийской гражданской идентичности, противодействие социокультурным угрозам и экстремизму, а также обеспечение контроля качества выполнения этого государственного заказа;
формирование государственного заказа на создание информационных материалов, распространяемых в средствах массовой информации, кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, соответствующих целям и задачам государственной культурной политики, а также обеспечение контроля качества выполнения этого государственного заказа;
поддержка создания национальных фильмов, отвечающих задачам государственной культурной политики, сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, направленных на повышение качества и конкурентоспособности отечественного кинематографа, укрепление структуры производства национальных фильмов, ориентированных на широкую аудиторию;
содействие в формировании гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностях;
создание федеральной информационно-аналитической системы мониторинга реализации государственной культурной политики;
формирование новых моделей и систем управления культурными процессами;
развитие многоуровневой системы подготовки творческих кадров, создание условий и возможностей для всестороннего развития, творческой самореализации, непрерывности образования;
содействие развитию исполнительских видов искусства, формирование условий дополнительной поддержки для выдающихся и молодых отечественных деятелей искусств;
обеспечение условий для равного доступа к услугам в сфере культуры инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, вовлечения их в культурную жизнь общества;
обеспечение соответствия общеобразовательных программ по русскому языку, языкам народов России, русской литературе и литературе народов Российской Федерации, истории, иным гуманитарным дисциплинам в системе общего среднего профессионального образования и высшего образования положениям Основ государственной культурной политики и Стратегии;
обеспечение условий для совершенствования знания и соблюдения норм современного русского литературного языка, противодействия распространению продукции, в которой содержатся слова и выражения, не соответствующие указанным нормам (включая нецензурную лексику), излишнему использованию иностранной лексики;
повышение престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах благодаря формированию положительного образа военнослужащего, защитника Родины;
осуществление просветительской, патриотической и военно-патриотической работы среди молодежи, в том числе на базе музеев, многофункциональных культурных центров, клубных учреждений;
изучение и популяризация, в том числе через медиапроекты, истории отечественной культуры и отечественной истории, включая военную историю, историю народов России и российского казачества;
создание условий для развития высшего и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусств;
развитие сети образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств);
формирование информационной грамотности граждан, в том числе путем повышения качества материалов и информации, размещаемых в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
повышение этической и эстетической ценности распространяемых государственными телеканалами и радиостанциями продуктов, развивающих способности понимать и ценить культуру и искусство;
поддержка развития организаций в сфере книготорговли (книгораспространения) и распространения печатных средств массовой информации;
формирование единого информационного пространства знаний на основе оцифрованных библиотечных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальной электронной библиотеке, общенационального интерактивного энциклопедического портала, других научно верифицированных источников знания и национальных электронных архивов по различным отраслям и сферам деятельности;
создание национальной российской системы сохранения электронной информации, в том числе ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, в соответствии с целями и задачами государственной культурной политики реализация Стратегии будет осуществляться по следующим направлениям.
В области укрепления общегражданской идентичности, сохранения единого культурного пространства, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия, укрепления культурного суверенитета России как факторов, обеспечивающих устойчивое развитие, территориальную целостность и национальную безопасность страны:
продвижение статуса культуры как национального приоритета;
защита российского общества от деструктивного иностранного информационно-психологического воздействия, распространения псевдогуманистических и иных неолиберальных идеологических установок, создающих угрозы безопасности и суверенитету страны в сфере культурного развития. Недопущение распространения в российском обществе продукции экстремистского содержания, пропаганды насилия, расовой и религиозной нетерпимости, межнациональной розни;
содействие в сохранении и поддержке этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, создание условий для сохранения и развития всех языков народов Российской Федерации, сохранения двуязычия и многоязычия граждан, проживающих в национальных республиках и регионах, использования национальных языков в печатных и электронных средствах массовой информации;
полноценная интеграция Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в российское культурно-гуманитарное пространство;
содействие социальной адаптации участников специальной военной операции, в том числе путем создания условий для посещения культурных мероприятий, приобщения их к культурным ценностям.
В области сохранения культурного наследия народов Российской Федерации:
практическая реализация приоритета права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия над имущественными интересами физических и юридических лиц;
развитие добровольческого движения (волонтерства) в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации, по увековечению памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, поддержка общественных инициатив граждан по участию в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях, изучению фольклора и народного творчества;
принятие мер стимулирующего характера для привлечения частного капитала в культуру, в том числе в строительство и ремонт объектов культуры, реставрацию и восстановление объектов культурного наследия, в целях поддержки образовательных программ и просветительских проектов;
создание условий для повышения заинтересованности физических и юридических лиц в сохранении объектов культурного наследия при передаче их в пользование (аренду) и собственность, повышение ответственности пользователей и собственников объектов культурного наследия за нарушение требований законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере охраны культурного наследия, в том числе при создании историко-культурных заповедников, управление которыми возможно на основе концессионного соглашения, а также в целях привлечения дополнительных ресурсов для сохранения и благоустройства историко-культурных территорий и развития культурно-познавательного туризма;
активизация действий по разработке и актуализации зон охраны объектов культурного наследия, включая определение характерных точек их границ, а также режимов использования территорий и градостроительных регламентов в установленных границах для ранее утвержденных зон охраны объектов культурного наследия, разработку и утверждение границ и предметов охраны объектов культурного наследия;
обеспечение постоянного мониторинга состояния объектов культурного наследия, реализации соответствующих государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, предусматривающих в том числе инвентаризацию, реставрацию объектов культурного наследия, а также разработку проектов зон охраны;
реализация комплекса взаимосвязанных мер, направленных на сохранение культурного наследия, модернизацию инженерных сетей и благоустройство, развитие туристского, культурного и институционального потенциала, создание благоприятных условий жизни в исторических поселениях, привлечение инвестиций, разработку стратегических планов устойчивого развития исторических поселений в целях сохранения их исторической среды как ресурса развития;
популяризация культурного наследия Российской Федерации, в том числе среди молодежи;
активизация работы, направленной на реализацию положений Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой 16 ноября 1972 г. в г. Париже, увеличение количества российских объектов, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В области осуществления всех видов культурной деятельности:
оказание содействия, поддержка, в том числе информационная, профессиональной творческой деятельности в процессе создания и представления обществу произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, драматургии, киноискусства, архитектуры, дизайна, художественной фотографии, иных видов искусства;
создание условий для передачи части функций по регулированию современного художественного творчества и оценке его качества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям;
содействие развитию профессиональной критики и журналистики, освещающей все виды культурной деятельности, проблемы и вопросы реализации государственной культурной политики, сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества;
создание условий для развития национального сектора массовой культуры, повышения эстетического качества культурных продуктов, относящихся к массовой культуре, вовлечения массовой культуры в процесс реализации государственной культурной политики;
повышение эстетической ценности архитектурной среды российских городов, оказание государственной поддержки архитектурному и художественному творчеству, предусматривающему в том числе создание произведений изобразительного искусства для архитектуры;
сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества.
В области креативных (творческих) индустрий:
содействие развитию креативного сектора культуры;
подготовка кадров и повышение квалификации специалистов для развития креативных (творческих) индустрий.
В области активизации и развития культурного потенциала территорий:
развитие системы поддержки межрегиональных выставочных и гастрольных проектов;
разработка и реализация программ поддержки культурной инфраструктуры малых городов и сельских поселений, содействующих развитию городской и сельской культурной среды;
содействие развитию культурного потенциала через подготовку и проведение мероприятий, посвященных празднованию на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации и юбилейных дат выдающихся деятелей культуры и искусства;
сохранение и популяризация мест традиционного бытования народных художественных промыслов как основы этнокультурной самобытности и источника творческого потенциала народов Российской Федерации.
В области повышения роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики:
вовлечение профессиональных союзов, ассоциаций и самоорганизаций профессиональных и творческих сообществ, общественных советов при органах государственной власти, экспертных и художественных советов в процесс отбора и принятия решений по вопросам творческой деятельности;
дальнейшее совершенствование механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций путем предоставления на конкурсной основе субсидий из федерального и региональных бюджетов;
стимулирование и поощрение участия в культурной деятельности институтов гражданского общества, представляющих интересы и права субъектов культурной политики;
использование инновационных информационных и коммуникационных технологий в целях повышения доступности культурных благ, объектов культурного наследия, продуктов креативных (творческих) индустрий.
В области усиления и расширения влияния российской культуры за рубежом:
противодействие искажению российской истории и пересмотру взглядов на историю Российской Федерации, ее роль и место в мировой истории;
использование культурного потенциала Российской Федерации в интересах двустороннего и многостороннего культурно-гуманитарного сотрудничества на основе приверженности Российской Федерации международным обязательствам, вытекающим из универсальных международных правовых актов в области культуры, а также двусторонних договоров;
продвижение международного имиджа Российской Федерации в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, в том числе посредством продвижения российских фильмов, сериалов (включая анимационные), литературы и музыки, технологического оснащения российских заграничных учреждений, отвечающего современным требованиям, в том числе оборудованием для демонстрации фильмов;
отстаивание на международных площадках и в рамках других форматов взаимодействия с иностранными государствами привлекательности общественной модели, в основе которой лежат традиционные духовно-нравственные ценности, а именно жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, традиционные семейные ценности, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
расширение сотрудничества профессиональных научных и культурных сообществ, институтов и организаций в сфере реализации совместных проектов по изучению и представлению в иностранных государствах российской культуры, истории, литературы, кинематографии, а также в сфере совместных творческих проектов;
поддержка международных проектов в области искусств, кинематографии, музейного и библиотечного дела;
расширение изучения и распространения русского языка в национальных системах образования государств — участников Содружества Независимых Государств и других иностранных государствах;
создание благоприятной институциональной среды для расширения сферы влияния российской культуры и русского языка в иностранных государствах, включая деятельность русских школ и культурных центров за рубежом;
поддержка деятельности в иностранных государствах специалистов в области русского языка и литературы, других языков народов Российской Федерации;
содействие организациям соотечественников, проживающих за рубежом, в реализации проектов, направленных на сохранение и развитие российской духовной, культурной и языковой среды;
развитие приграничного и межрегионального культурного сотрудничества в целях укрепления культурных и гуманитарных связей между субъектами приграничного сотрудничества Российской Федерации и субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств;
использование возможностей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для презентации российской культуры, искусства и творчества народов России;
поддержка сетевых образовательных проектов, реализуемых в том числе общественными организациями, а также федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина», иными государственными и негосударственными образовательными центрами;
обеспечение иностранным читателям широкого доступа к российской прессе и современной российской литературе;
содействие расширению сотрудничества российских организаций культуры с организациями культуры иностранных государств.
В области повышения социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российского народа духовно-нравственных ценностей:
возрождение традиций семейного воспитания, утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи, социального престижа многодетности, налаживание диалога между поколениями в масштабах общества;
содействие созданию и распространению произведений искусства, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
стимулирование, в том числе через систему скидок и льгот, семейного посещения музеев, театров и иных организаций культуры;
создание условий для семейного творчества на любительском и профессиональном уровне, популяризация и развитие семейных династий в культуре.
V. Сценарии реализации Стратегии
Стратегия позволяет при разных экономических, нормативно-правовых условиях реализовать один из 3 сценариев.
Инерционный сценарий реализации Стратегии предусматривает сохранение основных тенденций в культурной сфере, проблем и уровня финансирования. При этих условиях положение сферы культуры будет относительно стабильным и устойчивым.
Вместе с тем при реализации инерционного сценария существует вероятность сокращения к 2030 году численности занятых в сфере культуры. Кроме того, инерционный сценарий не позволит качественно изменить ситуацию в области сохранения объектов культурного наследия: фактор значительного физического износа как культурной инфраструктуры, так и объектов культурного наследия будет носить постоянный, самовоспроизводящийся характер.
При реализации данного сценария к 2030 году долю учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, можно будет увеличить по сравнению с 2014 годом только на 16 процентов, а долю объектов культурного наследия федерального значения, состояние которых является удовлетворительным, — на 12 процентов. Одновременно при существующих объемах финансирования и количестве проводимых мероприятий будет сохраняться тенденция к снижению количества объектов, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии.
Без существенного увеличения финансирования мероприятий по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия можно прогнозировать дальнейшее ухудшение состояния объектов культурного наследия вплоть до их утраты.
Инерционный сценарий в целом не ухудшит положения федеральных учреждений и организаций культуры и существенно не повлияет на осуществляемую ими культурную деятельность.
Однако в регионах и муниципальных образованиях реализация инерционного сценария может привести к сокращению числа сетей учреждений культурно-досугового типа, библиотек, в первую очередь в сельской местности. Кроме того, региональная обеспеченность организациями культуры в соответствии с нормативами и нормами оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры будет оставаться на уровне около 40 процентов, а доля региональных объектов культурного наследия, находящихся в руинированном и неудовлетворительном состоянии, будет увеличиваться.
При этом сценарии региональные диспропорции будут сохранять тенденцию к росту, продолжится отток профессиональных кадров из села и малых городов в центральные регионы.
Базовый сценарий определяется постепенным развитием имеющихся позитивных тенденций и постепенным преодолением существующих проблем, увеличением совокупных расходов на культуру за счет всех источников, в которых доля внебюджетных поступлений будет постепенно возрастать, повышением эффективности государственного управления и привлечением к реализации государственной культурной политики иных субъектов культурной политики, обеспечением приоритетного культурного и гуманитарного развития.
При базовом сценарии не произойдет взрывного роста, но продвижение культуры как стратегического национального приоритета, концентрация имеющихся ресурсов и постепенное подключение элементов многоканальной системы финансирования культуры будут способствовать заметному улучшению положения в этой области, повышению качества человеческого капитала и модернизации материально-технической базы сферы культуры.
Базовый сценарий позволит к 2030 году увеличить до 90 процентов долю учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых будет являться удовлетворительным. При этом рост доли объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, за указанный период составит 59 процентов.
Базовый сценарий предполагает реализацию мер, направленных на стимулирование государственно-частного партнерства, существенное увеличение финансирования мероприятий по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия.
При этом сценарии можно прогнозировать вывод объектов культурного наследия из аварийного и руинированного состояния, увеличение количества объектов культурного наследия, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, и соответствующее сокращение количества памятников, находящихся в неудовлетворительном или руинированном состоянии.
К 2025 году должны быть утверждены границы территорий и предметы охраны 45 процентов объектов культурного наследия, мероприятия по государственной охране которых осуществляются на федеральном уровне, а также границы территорий, предметы охраны и градостроительные регламенты 50 процентов исторических поселений федерального значения.
При реализации базового сценария к 2030 году ожидаются следующие результаты.
В области выявления одаренных детей, развития их творческих способностей:
увеличение контингента обучающихся в детских школах искусств по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств;
доведение до 80 процентов количества мест для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств в детских школах искусств в общем количестве мест, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В отношении инфраструктуры культуры базовый сценарий позволит:
обеспечить регионы Российской Федерации организациями культуры на уровне 80 — 90 процентов показателей, установленных нормативами и нормами оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры;
реализовать комплекс программных мер по поддержке культурной инфраструктуры села и малых городов;
утвердить границы территорий, предметы охраны и градостроительные регламенты 100 процентов исторических поселений федерального значения;
обеспечить развитие инфраструктуры современного искусства, включая создание в регионах центров современного искусства;
реализовать комплекс программных мер по улучшению материально-технической базы театров юного зрителя и театров кукол;
организовать виртуальные театральные площадки, виртуальные концертные залы и виртуальные музеи во всех субъектах Российской Федерации.
В области поддержки и продвижения русского языка, языков народов Российской Федерации, российской культуры и литературы базовый сценарий предполагает:
увеличение численности специалистов, прошедших профессиональную переподготовку по программе перевода произведений, созданных на языках народов России, в 3 раза;
увеличение количества качественных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», позволяющих изучать и получать информацию о русском языке, языках народов Российской Федерации, образовании, российской культуре и литературе, в 20 раз к 2030 году;
увеличение доли русских школ (классов) за рубежом, получивших адресную поддержку, включая поставку учебно-методических материалов на разных носителях, в общем количестве русских школ (классов) за рубежом;
увеличение по сравнению с 2014 годом объема продажи книг в Российской Федерации на душу населения (в печатном и электронном виде) с 3 до 5;
сохранение количества книжных магазинов на 1 млн. человек на уровне 14,5;
сохранение количества специализированных объектов розничной торговли периодической печатью на уровне 9,9 тыс. объектов.
В области кинематографии и кинопроката базовый сценарий предполагает сохранение объема производства национальных фильмов для широкой аудитории, увеличение количества кинозалов, оснащенных современным оборудованием, а также доли зрителей российских фильмов в отечественном прокате.
В области циркового искусства базовый сценарий позволит достичь:
повышения до 50 процентов доли федеральных государственных цирков, имеющих современную материально-техническую базу, в общем количестве федеральных государственных цирков;
постановки более 90 новых цирковых программ независимыми прокатчиками (частными цирками).
Инновационный сценарий реализации Стратегии предполагает быстрое достижение качественно нового уровня развития сферы культуры, кратное увеличение совокупных расходов на культуру, в том числе за счет развития государственно-частного партнерства, меценатства, а также использования альтернативных источников финансирования культуры.
Отличительными особенностями инновационного сценария станут значительные инвестиции в человеческий капитал и систему профессионального образования, обеспечивающие лидирующие позиции российского профессионального образования в области культуры, существенные государственные и частные инвестиции в развитие материально-технической базы и инфраструктуру федеральных и региональных учреждений культуры, реализацию крупномасштабных инвестиционных проектов (в том числе в рамках государственно-частного партнерства).
При реализации этого сценария доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, к 2030 году составит 100 процентов, а доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, — 90 процентов.
При этом численность занятых в сфере культуры и креативных (творческих) индустриях будет возрастать.
Реализация этого сценария позволит достигнуть прорывных результатов фактически на всех ключевых проблемных направлениях, кардинальным образом изменить ситуацию с сохранением объектов культурного наследия и культурной инфраструктурой, в том числе в регионах Российской Федерации, к 2030 году достигнуть, а в ряде регионов превысить показатели нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры в субъектах Российской Федерации, существенно расширить сеть учреждений культуры и искусства (включая профессиональное образование) с учетом меняющихся демографических, социально-экономических особенностей и сокращающихся региональных диспропорций, а также обеспечить распространение русского языка и российской культуры в мире.
Наиболее реалистичным и обеспечивающим приоритетность развития сферы культуры является базовый сценарий.
VI. Новая модель государственной культурной политики
В Российской Федерации существует закрепленное нормами права многообразие субъектов культурной политики. В то же время государство по-прежнему остается основным стратегическим инвестором культуры и культурных институтов в Российской Федерации, и в ближайшие годы ситуация, видимо, кардинально не изменится.
С одной стороны, это делает государство ключевым субъектом культурной политики, обязанным четко формулировать инвестиционные задачи в сочетании с ценностно ориентированным подходом.
С другой стороны, в условиях существующих бюджетных и ресурсных ограничений уже в краткосрочной перспективе потребуется повысить эффективность и адресность инвестиций в человеческий капитал и инфраструктуру культуры.
Таким образом, государство выступает как:
инвестор, для которого важны эффективность инвестиций и управленцев учреждений и организаций культуры;
меценат, финансирующий культурную деятельность исходя из ценностно ориентированного подхода (культура — это ценность и общественное благо, а не услуга) без ожидания экономической отдачи;
соинвестор — в части софинансирования мероприятий и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, если сам механизм субсидий или межбюджетных трансфертов предусматривает показатели эффективности и целевой характер расходов;
соинвестор, выступающий в рамках государственно-частного партнерства, и стратегический партнер, стимулирующий приток инвестиций в важную для государства и общества сферу (охрана объектов культурного наследия, кинематография и др.).
Новая модель государственной культурной политики предусматривает:
проведение регулярного мониторинга состояния общества и его культурного развития на основе специально разработанной системы целевых показателей, в которой должны превалировать качественные показатели;
совершенствование системы управления процессами культурного развития, постепенное и целенаправленное включение профессионального сообщества и институтов гражданского общества в реализацию государственной культурной политики;
обеспечение межведомственной координации деятельности органов власти и организаций по выработке, обеспечению реализации и мониторингу достижения целей государственной культурной политики;
создание и применение новых механизмов и инструментов реализации ценностно ориентированной государственной культурной политики, информационно-аналитического обеспечения разработки и реализации государственной культурной политики, а также комплекса мер, связанных с сохранением, укреплением и распространением традиционных для российского общества духовно-нравственных ценностей;
разработку современных механизмов и инструментов, в том числе нормативно-правового характера, расширяющих возможности для привлечения внебюджетных средств, развития государственно-частного партнерства, стимулирования благотворительной деятельности, меценатства, применения иных механизмов финансирования в сфере культуры;
разработку мер, направленных на развитие креативной экономики в области культуры;
формирование информационного пространства знаний с использованием ресурсов Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, обеспечивающих доступ к ним широкого круга пользователей.
VII. Механизмы реализации Стратегии
Для достижения целей и приоритетных направлений реализации Стратегии будут применяться следующие основные механизмы:
разработка планов мероприятий по реализации Стратегии;
совершенствование законодательства, принятие иных мер нормативно-правового характера, направленных на повышение ресурсной базы реализации государственной культурной политики, создания институтов развития, использования цифровых ресурсов, повышения качества управления;
реализация мер, предусмотренных планом мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, а также инициативой «Наука как искусство» в рамках Десятилетия науки и технологий как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, обеспечения единения науки, образования и искусства, популяризации современного научного знания и технологических достижений через художественные формы и средства креативных (творческих) индустрий;
поддержка фундаментальных и прикладных научных исследований в области социальных и гуманитарных наук, повышение качества подготовки научно-педагогических кадров в этой сфере, развитие подготовки преподавателей русского языка, повышение качества его преподавания, применение иных механизмов поддержки научно-исследовательской и методической деятельности, в том числе в рамках государственных программ за счет субсидий некоммерческим организациям на условиях государственного заказа;
совершенствование системы формирования и использования кадрового потенциала на федеральном и региональном уровнях;
совершенствование системы формирования кадрового резерва в сфере культуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
осуществление оценки состояния и контроля эффективности реализации государственной культурной политики, включающей показатели эффективности работы руководителей в сфере культуры;
совершенствование мер государственной поддержки, действующих и планируемых к созданию структур, деятельность которых направлена на развитие инфраструктуры культуры, выравнивание региональных диспропорций, привлечение корпоративных и частных инвестиций, развитие креативных (творческих) индустрий, развитие мер государственно-частного партнерства в сфере культуры.
При положительной динамике макроэкономических показателей российской экономики и (или) реализации всего комплекса институциональных и законодательных мер будут применяться дополнительные механизмы, направленные на создание иных институтов развития, в том числе для реализации (софинансирования) крупных частных или общественно-государственных инфраструктурных и комплексных проектов, аккумулирования средств, необходимых для сохранения объектов культурного наследия, исторической среды городов и поселений, а также для создания условий для развития культурно-познавательного туризма и развития креативных (творческих) индустрий.
Стратегия предусматривает вовлечение в процессы реализации государственной культурной политики профессиональных союзов, общественных организаций, ассоциаций, представителей экспертных сообществ, на протяжении многих лет успешно взаимодействующих с органами государственной власти, таких как Союз театральных деятелей Российской Федерации, Союз кинематографистов России, Союз художников России, Союз писателей России, Союз композиторов России, Союз архитекторов России, Союз журналистов России, Союз концертных организаций России, Союз музеев России, Российская библиотечная ассоциация, Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, Ассоциация музыкальных образовательных учреждений и др.
VIII. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии
Основным источником, обеспечивающим реализацию Стратегии, является государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры» и иные государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на обеспечение проведения единой социально ориентированной государственной политики в области культуры.
Достижение целей и задач Стратегии осуществляется на основе планов мероприятий по ее реализации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией планов, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти — ответственным исполнителям мероприятий планов, в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счет внебюджетных источников.
Кроме того, в ресурсном обеспечении разработки и реализации государственной культурной политики примут участие созданные в последние годы следующие организации: Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив, Общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры», Фонд Гуманитарных Проектов, автономная некоммерческая организация «Институт развития интернета», Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, Фонд поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России, Ассоциация «Российское историческое общество», Общероссийская общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество» и другие крупные общероссийские организации и движения, инициирующие общественно значимые, опирающиеся на традиционные российские духовные ценности культурные проекты.
IX. Целевые показатели реализации Стратегии
Достижение целей, задач и приоритетов Стратегии оценивается следующими целевыми показателями:
уровень обеспеченности субъектов Российской Федерации организациями культуры — до 85 процентов показателей, установленных нормативами и нормами оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры;
доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, — до 90 процентов в общем количестве зданий таких учреждений;
доля объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в удовлетворительном состоянии, — до 86,75 процента к 2030 году, в том числе объектов, находящихся в новых регионах Российской Федерации;
отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (к среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации — 100 процентов;
увеличение числа посещений культурных мероприятий организаций культуры до 4,5 млрд. посещений или в среднем до 30 посещений в расчете на одного человека в год;
количество реализованных при государственной поддержке творческих инициатив и проектов — 50 тыс.;
увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры — 690 млн. обращений.
X. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Результатами реализации Стратегии должны стать:
обеспечение использования исторического и культурного наследия народов Российской Федерации для воспитания и образования подрастающего поколения, усиления в массовом сознании роли традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, неприятия гражданами навязываемых извне деструктивных идей, стереотипов и моделей поведения;
создание условий, обеспечивающих культурный суверенитет, сохранение единого культурного пространства страны и российской самобытности;
обеспечение максимально широкого доступа населения к объектам исторического, научного и культурного наследия народов Российской Федерации, собранным в Национальной электронной библиотеке и иных государственных информационных системах, в том числе путем подключения государственных и муниципальных библиотек, библиотек образовательных, научных и иных государственных и муниципальных организаций к Национальной электронной библиотеке;
расширение участия профессиональных сообществ, институтов гражданского общества, творческих союзов и объединений, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области культуры, в реализации государственной культурной политики;
создание эффективной и ресурсно обеспеченной системы сохранения объектов культурного наследия, позволяющей снижать долю находящихся в неудовлетворительном или руинированном состоянии объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
увеличение доли внебюджетных инвестиций в совокупных расходах на культуру, в том числе за счет развития государственно-частного партнерства, мер по стимулированию благотворительной деятельности, меценатства, применения иных механизмов финансирования культуры;
расширение регионального охвата стран, представители которых принимают участие в международных мероприятиях в России, а также в государствах, в которых реализованы значимые российские культурно-гуманитарные проекты;
увеличение в 2,5 раза доли российских школ (классов), осуществляющих образовательную деятельность за рубежом, получивших адресную поддержку (включая поставку учебно-методических материалов на разных носителях), в общем количестве российских школ (классов), осуществляющих образовательную деятельность за рубежом;
увеличение числа участников межведомственного проекта «Культура для школьников» до 2 млн. человек к 2030 году;
увеличение количества детей, принимающих участие в тематических сменах по военно-исторической тематике, реализуемых организациями отдыха детей и их оздоровления;
увеличение количества обучающихся в организациях общего и дополнительного образования, вовлеченных в процесс изучения культурного наследия народов Российской Федерации, до 10 млн. к 2030 году, в том числе участвующих в мероприятиях в форме походов и экспедиций не менее 1,5 млн., в форме экскурсий не менее 2,5 млн.
Выработка предложений Президенту Российской Федерации по актуальным вопросам государственной политики в области культуры и искусства осуществляется Советом при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
Оценка хода и результатов реализации государственной культурной политики отражается в ежегодном государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации, представляемом Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации, в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению, а также в докладах и отчетных документах федеральных органов исполнительной власти о социально-экономическом развитии Российской Федерации.
XI. Этапы реализации Стратегии
Реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа:
1-й этап: 2024 — 2027 годы;
2-й этап: 2028 — 2030 годы.
На 1-м этапе утверждается план реализации Стратегии на 2025 — 2027 годы, приводятся в соответствие Стратегии документы стратегического планирования, а также планы по их реализации, осуществляются меры законодательного и нормативно-правового характера, обеспечивающие совершенствование федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в связи с принятием Стратегии, корректировка соответствующих государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации.
Обеспечивается межведомственная и межуровневая координация вопросов реализации государственной культурной политики, совершенствуется система качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии, расширяется программа социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры «Пушкинская карта», реализуется начиная с 2025 года программа «Земский работник культуры», обеспечивается разработка и утверждение программы сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Реализуются программные меры по выравниванию региональных диспропорций в сфере культуры, модернизации и развитию инфраструктуры культуры, в том числе в сельской местности.
На 2-м этапе утверждается план реализации Стратегии на 2028 — 2030 годы, разрабатываются дополнительные меры законодательного и нормативно-правового характера, обеспечивающие повышение ресурсной базы реализации государственной культурной политики, в том числе за счет государственно-частного партнерства, создания институтов развития, использования цифровых ресурсов, повышения качества управления, дополнительных мер организационного и финансового характера, необходимых для достижения целей, задач и приоритетных направлений Основ государственной культурной политики и Стратегии.
Обзор документа
Утверждена новая стратегия культурной политики до 2030 г. Она заменит стратегию, установленную в 2016 г.
В частности. расширят программу «Пушкинская карта», с 2025 г. запустят программу «Земский работник культуры», утвердят программу сохранения ОКН, зарплату работников культуры доведут до средней по региону.