Александр Суворов – разоблачитель преступной политики Англии
О том, как генералиссимус разоблачил на весь мир политику Англии по провоцированию войн и навязыванию долгов
21 сентября 2024 года исполнилось 225 лет со дня начала Швейцарского похода Александра Васильевича Суворова. Эту военную операцию 1799 года совершенно справедливо считают венцом полководческого искусства генералиссимуса. Оказавшись в окружении превосходящих французских сил, лишенный провианта, находясь в незнакомой горной местности и не имея даже карт, он сумел успешно прорваться.
В то же время на Западе Швейцарский поход называют «поражением» Суворова. Так, в канун годовщины университет американского штата Флорида выпустил монографию «Лев русской армии», в которой действия генералиссимуса описываются как «неудачные». Его обвиняют в «недооценке трудностей кампании, вызванной импульсивным и порывистым темпераментом военачальника». Указанное издание суммирует общее мнение западных авторов как о самом Суворове, так и о его походах. И если внимательно изучить текст, то можно понять, с чем связана негативная оценка полководца со стороны англосаксов.
В 1792 году Франция, не без участия Англии, оказалась втянута в войну со Священной римской империей. Последняя представляла собой конфедерацию всех германоязычных стран во главе с австрийскими Габсбургами и с центром в Вене. Это было самое крупнейшее объединение в Европе, включавшее в себя одни из наиболее развитых государств – современные Германию, Австрию и др.
Фото: © Global Look Press
Формально Англия тоже вступила в войну – на стороне антифранцузской коалиции. В то же время британские войска не спешили активно участвовать в военных действиях. Лондону было выгодно затягивать конфликт, т.к. британцы занимались субсидированием воюющих сторон. И каждый выделенный кредит приносил англичанам огромную прибыль.
В этот период взоры Лондона оказались привлечены к России. Во времена Екатерины II Российская империя проводила политику активного внешнего заимствования, погружаясь в долги. Однако император Павел I решил прервать эту линию. Императорским указом от 18 декабря 1797 года провозглашалась политика, направленная на полное избавление от госдолга. И это не могло не обеспокоить англосаксов.
В 1796 году в Османскую империю прибыл французский генерал Обер дю Байе. Целью его миссии являлось оформление военно-политического союза, направленного против России. Вместе с дю Байе прибыла группа военных специалистов, которая занялась модернизацией османской армии. Эти действия были восприняты в Санкт-Петербурге как подготовка Франции к войне с Россией. При этом Павел I явно не проигнорировал то, что Стамбул находился в кредитной зависимости от Лондона. Все, что делал султан, происходило с одобрения короля Англии.
Фото: © Global Look Press/Vladimir Boiko/Russian Look
В декабре 1798 года Российская империя, Королевство Великобритания и Священная Римская империя заключили военный союз. В рамках этого альянса Англия обязалась субсидировать антифранцузские действия России. Это означало возврат последней к политике внешнего заимствования. Предполагалось, что втягивание Российской империи в войну с Францией приведет к затягиванию конфликта. Но дальше события пошли «не по плану».
Весной 1799 года на театр военных действий, а именно – в Северную Италию, прибыл корпус во главе с Суворовым. Русский полководец действовал стремительно. В течение всего нескольких недель он разбил все вражеские войска и поставил Францию на грань поражения. Но такой вариант не устраивал англосаксов, т.к. вместо дополнительной прибыли грозил им потерей бизнеса. Именно в этот момент появился план «завоевания» Швейцарии.
В соответствии с ним предполагалось отправить 20-тысячный корпус во главе с Суворовым в альпийскую страну. Военачальнику обещалось, что там его будут ждать союзные войска, которые помогут выбить французов. Также гарантировалось бесперебойное снабжение. Однако в действительности Суворова заманили в ловушку. Когда русский военачальник двинулся в Швейцарию, дислоцировавшиеся там войска Священной Римской империи спешно покинули свои позиции и… ушли в Германию. Не было организовано и снабжение армии Суворова.
Фото: © Global Look Press
План Швейцарского похода был разработан по поручению председателя придворного военного совета («гофкригсрата») Священной Римской империи барона фон Тугута. Он считался агентом Англии и лоббистом ее интересов.
Ни Александр Суворов, ни Павел I не простили подлости. Россия разорвала союз с Англией и вывела свои войска. По возвращении на Родину генералиссимус опубликовал отчет, в котором разоблачил сущность британской политики – провоцирование конфликтов с целью навязывания кредитов. Относительно Швейцарского похода Суворов писал: «Нет, это уже не измена, а явное предательство – чистое, без глупостей, разумное, рассчитанное предательство русских». После чего резюмировал: «Ни одна нация не выигрывает столько, сколько Англия, от продолжения войны«. Тогда же с подачи генералиссимуса получила распространение крылатая фраза: «Англичанка гадит». Этого разоблачения на весь мир Суворову и не простили. Тем более, что оно послужило основанием для изменения финансовой политики русского правительства. Российская империя разорвала все связи с Англией, включая кредитные.
Юрий Городненко