Недобровольные переселенцы

Общество

Из прибалтийских республик, устраивающих парады ветеранов СС, поддерживающих Россию людей изгоняют с одним чемоданом в руках.

Под предлогом «угрозы национальной безопасности» власти страны могут выселить любого неугодного человека.

ДЕПОРТАЦИЯ В 24 ЧАСА

В редакцию «Мира новостей» обратился один из депортированных — писатель-драматург и сценарист фантастических фильмов Евгений Валерьевич Шепетько, чтобы рассказать, в каком правовом вакууме оказались он и его товарищи по несчастью. В прибалтийских странах депортируемым не дают даже времени продать свою недвижимость, чтобы были деньги купить жилье в другой стране. Узелок с вещами в руки — и депортация в 24 часа. А в России депортированные таким образом за поддержку РФ люди почему-то считаются «добровольными переселенцами». Хотя по факту у таких переселенцев нет жилья, нет регистрации, а значит, нет и возможности устроиться на работу или хотя бы купить сим-карту для телефона. Никаких средств к существованию.

Недавно президент России Владимир Путин подписал закон, который фактически приглашает переселиться в РФ иностранцев, поддерживающих наши традиционные ценности. Голос МИД — Мария Захарова заявила, что уже тысячи иностранцев обратились в посольства России за получением вида на жительство в нашей стране. А тут наши, русские люди, которые пострадали именно за то, что поддерживают Россию и разделяют наши ценности, вдруг оказались забыты и никому не нужны?

В БЕСПОМОЩНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Вот что написал в редакцию «Мира новостей» депортированный из Литвы в Калининградскую область 54-летний сценарист и драматург Евгений Шепетько: «Хочу просить вашу газету заняться проблемами депортированных граждан РФ. Нас всех зачисляют в категорию добровольных переселенцев, репатриированных, с чем никто из нас не соглашается. Ибо большинство из нас было выслано насильственно, нас выдернули из жилищ и семей, держали в изоляторах (тюрьмах), нас допрашивали, и многих выдворили только с личными вещами без средств к существованию. Мы являемся репрессированными.

Не все депортированные (репрессированные) нуждаются в помощи, некоторые к этому заблаговременно подготовились, кто-то имел и имеет родственников или жилье в РФ, а кто-то получил адресную помощь от организации, например от университета Канта. Однако есть те, кто в этой помощи нуждается, ибо жил только в Литве (я коренной житель Вильнюса), Латвии и Эстонии, не имеет родни в РФ и, получается, так сказать, повис сейчас в воздухе.

Что нам предлагают социальные службы и центр сооте­чественников в Калининградской области?

По программе добровольных переселенцев нам предлагают жить в общежитии по два человека в комнате в поселке Северном Багратионовского района Калининградской области, с 20-летней перспективой улучшения условий в общей очереди с тысячами переселенцев из Средней Азии и других стран.

Наверное, программу добровольных переселенцев местные чиновники (и не только местные) считают нормой, наилучшим и подходящим решением для депортированных, так они тут говорят и ни на шаг не отойдут от этого миграционного закона.

Однако сейчас из сотен депортированных эти условия принял только один гражданин РФ — это Владимир Водо. И то он ожидает положительного решения от Страсбургского суда, чтобы вернуться в Вильнюс к своей пожилой и больной матери.

Получается, что в РФ нет пока что государственного механизма, нет комплексной программы по отношению к судьбам депортированных, по злой воле враждебных стран попавших на территорию России, тех, кто словно бы пережил стихийное бедствие.

Депортированные оказываются в РФ в беспомощном положении: реально никто их не курирует, никто им не помогает. Нет никакой финансовой помощи. Нет даже такой жизненно важной в таком положении помощи, как предоставление сим-карты или телефона. Чтобы приобрести сим-карту, самому нужна регистрация, а ее власти дают только в том случае, если поселился в поселке Северном и признал себя репатриантом. Лично я проживаю у людей, которые временно приютили меня у себя в Калининграде по доброте душевной.

Зная, что депортированным ничего не светит, они просто даже и не обращаются за помощью, ибо это сейчас бессмысленно. И не жалуются, ибо времена сейчас тяжелые….

Я полагаю, что нужно определить иной статус — подвергшихся репрессиям, пострадавших от гонений, от борьбы с инакомыслием в недружественных странах.

Ваше издание, хочется надеяться, сможет достучаться до тех высокопоставленных чиновников, которые могут принять соответствующие решения по этой болезненной проблеме. В странах Прибалтики сейчас очень многих лишили ВНЖ, и уже тысячи ожидают своей очереди на депортацию. А между тем в РФ ничего не готово для их встречи. А должны бы быть приняты упреждающие меры по их адаптации и обустройству…»

НОВЫЕ БЕЖЕНЦЫ

Адрес и временный телефон Евгения Шепетько, если коллеги по киноцеху смогут ему помочь с работой или хотя бы с временным жильем, есть в редакции «Мира новостей».

Проблема депортированных из недружественных стран россиян действительно масштабная и требует внимания властей. По сути, это новые беженцы. И это наши люди. О них нужно позаботиться и дать людям возможность самим зарабатывать себе на жизнь. Все что им нужно — жилье, гражданство РФ и регистрация.

Неужели России, которая сейчас переживает небывалый в истории кадровый голод и нехватку рабочих рук, не нужны свои же говорящие по-русски граждане?

Ольга Поплавская

Источник