Николай Павленко: О создании института Уполномоченного при Президенте РФ по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей
Вопрос назрел
В настоящее время в условиях тотальной ментальной войны активизируется дискурс и актуализируется запрос на утверждение системы основополагающих традиционных духовно-нравственных ценностных ориентиров в самых различных сферах жизни российского общества.
В этой связи, прежде всего, следует указать на пункт 2 статьи 67.1 Конституции РФ, в котором говорится о том, что «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». Эта новая статья Основного закона РФ (введенная ФКЗ №1 от 14 марта 2020 года в числе поправок, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года), закладывает основу сохранения и преемственности традиционных российских духовно-нравственных ценностей. По сути, она подразумевает важность преемственности христианской веры и евангельских идеалов в социальной жизни в интересах сохранения государственного единства и суверенитета.
Исторический Указ Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 года «Об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» систематизирует соответствующие положения целого ряда ранее принятых нормативных актов РФ в области сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, давая правовое определение этому ключевому понятию и определяя перечень основных духовно-нравственных ценностей.
В статье 9 вышеупомянутого указа говорится: «Государственная политика Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее – государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей) представляет собой совокупность скоординированных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и иными органами публичной власти при участии институтов гражданского общества для противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в части, касающейся защиты традиционных ценностей». Для осуществления «совокупности скоординированных мер» предусматриваются соответствующие инструменты реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей, подробно изложенные в разделе IV настоящего указа.
В этих условиях представляется возможным и необходимым создание института Уполномоченного при Президенте РФ по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, деятельность которого будет способствовать совершенствованию нормативных, организационных, функциональных и ценностных компонентов российской правовой системы. Основными функциями нового уполномоченного могли бы стать:
— осуществление взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в решении вопросов в обозначенной сфере;
— создание экспертно-консультативных советов и рабочих групп с широким представительством от научного, образовательного, культурного сообщества, общественных организаций;
— экспертиза законопроектов в части защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— участие в формировании соответствующих законодательных инициатив;
— рассмотрение жалоб физических и юридических лиц на нарушение законодательства РФ в области защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В нынешних непростых условиях возрождения Русской цивилизации, думается, реализация подобной инициативы была бы очень своевременной и полезной.
Павленко Николай Юрьевич, преподаватель Регентской школы Ставропольской духовной семинарии, магистр теологии