Французский клад. Где зарыты сокровища поручика Наполеоновской армии?

Калейдоскоп

Этот удивительный рассказ поведал московский писатель, автор книги «Байки московского кладоискателя» Александр Косарев. Как же поляк Юзеф Поляновский оказался среди пленных в Калуге и какие сокровища ему удалось спрятать?

Этот удивительный рассказ поведал московский писатель, автор книги «Байки московского кладоискателя» Александр Косарев. Как же поляк Юзеф Поляновский оказался среди пленных в Калуге и какие сокровища ему удалось спрятать?

Ежовские землекопы

Александру Косареву повезло отыскать документы, связанные с Калугой. Он как раз собирал материалы для книги о кладах, оставленных на территории нашей страны войсками Наполеона. Среди сведений о десятках очень крупных кладов, собранных в книге «Пропавшие трофеи императора», отыскался один небольшой, но очень ценный факт, непосредственно связанный со столицей области.

Дело в том, что французские войска в Калугу не заходили. И это, несмотря на то что данное поисковое дело рассматривалось в 1930-е годы с большим вниманием. Получается некий казус. Французов в городе вроде как не было, а клад, связанный с их пребыванием, был!

«О французском кладе, зарытом на окраине города Калуги, мне стало известно из документов, хранившихся в архивах печально известного НКВД, — рассказал Александр Косарев. — Именно это ведомство, помимо выполнения своих прямых обязанностей по розыску уголовников и отстрелу «врагов народа», отличилось ещё и в розыске многочисленных кладов. В то время этим органом руководил нарком-карлик Николай Ежов. Вот именно к нему на рабочий стол и попала докладная записка, в которой говорилось о некоем калужском кладе. Однако составители интригующей записки явно переусердствовали. Они написали в ней едва ли не обо всех сокровищах, вывезенных некогда наполеоновскими войсками из Москвы. Естественно, народный комиссар не мог упустить возможности отыскать якобы лежащие вблизи городского оврага обозы золота и серебра и дал делу ход. Закончились поисковые работы безрезультатно».

Пленный поляк

Изучив и саму докладную записку, и все сопутствующие этому времени и месту документы, Александр Косарев пришёл к выводу о том, что речь идёт вовсе не о многочисленных телегах с ценностями. Ещё во время отступления коалиционной армии к Смоленску в плен к русским войскам попало немало отставших либо легко раненных солдат и младших офицеров. Среди них был и некий Юзеф Поляновский, поляк, занимавший в дивизии Юзефа Понятовского скромную должность интенданта. В его обязанности, в частности, входило описывать и сохранять попавшие в дивизионную кассу ценные трофеи. Описывать-то он их описывал, но попутно не забывал кое-что прихватить и для себя. Там камушек драгоценный отковырнёт, тут серёжки женские прихватит, там золотую ложечку из сервиза прикарманит.

К тому времени, как пан Поляновский оказался в плену, в его заплечном ранце скопилось от пяти до десяти килограммов драгоценностей. С этим ранцем его и захватили казаки южной группы войск, с этим же ранцем погнали в сторону Калуги, являвшейся в ту пору не только местом нахождения продовольственных складов Русской армии, но и пересыльным пунктом для пленных. В те пять дней, когда пленных ускоренным маршем доставляли туда, где они могли вволю поесть и вымыться в бане, разумеется, никаких личных обысков никто не проводил. Максимум отобрали оружие — вот и весь досмотр. И в последнюю ночь перед вступлением в сам город большую колонну общим количеством примерно в триста человек разместили с правой стороны дороги Москва – Калуга.
Собственно, в сам город их не пустили только потому, что наплыв пленных был слишком велик и новоприбывших просто негде было размещать. Местом их временного пристанища определили обширную, относительно ровную площадку между столбовой дорогой, к которой примыкало кладбище с церковью и громадным оврагом.
Горе-интендант оказался буквально в патовом положении. Ему было вполне очевидно, что завтра, когда они станут мыться в бане, все их вещи будут разобраны и осмотрены на предмет наличия паразитов. Естественно, увесистый свёрток с ценностями найдут… и прощай надежда на сытую, спокойную жизнь.

В таких критических ситуациях обычно и приходит в голову людям мысль о том, что было бы совсем неплохо ценности спрятать до лучших времён. Пришла такая мысль и поляку. Но куда деть ранец? Закопать? А как отыскать впоследствии? Побродив по месту предстоящей ночёвки, он-таки догадался, где именно укрыть награбленное. Приметив вдалеке сверкающую маковку ещё одной церкви, он встал так, чтобы находиться на прямой линии, соединяющей этот ориентир с крестом церкви на ближайшем погосте.
Определив одну из координат, Поляновский принялся ходить вдоль неё, стараясь отыскать ещё одну подходящую примету. Она обнаружилась довольно скоро. На краю оврага он увидел громадный, как минимум столетний вяз, метрах в пятидесяти от которого в земле обнаружилось естественное углубление, похожее на промоину. Интендант под покровом ночи легко выкопал ножом в промоине ямку, достаточную для захоронения ранца. Утром их колонну повели дальше, драгоценности так и остались лежать неподалёку от раскидистого дерева.

Вязы у Музея космонавтики

Внимательному читателю, коим нарком Ежов, скорее всего, не являлся, становится предельно ясно, что речь в бумагах идёт вовсе не о множестве наполненных добром повозок, а об одном-единственном ранце, любовно наполненном поручиком Поляновским. Именно его поляк и закопал в пятидесяти шагах от вяза в некоей естественной промоине.

Современный вид территории возле музея истории космонавтики.
Современный вид территории возле музея истории космонавтики. Фото: Личная страница Дмитрия Денисова «ВКонтакте»

Впрочем, пусть его клад был и не слишком велик по объёму и весу, но стоимость имел немалую. Пусть предприимчивый интендант наковырял всего лишь пригоршню самоцветов, т.е. граммов четыреста, но, исходя из средней стоимости в 1000 долларов за карат камня старинной огранки, можно легко подсчитать, что даже без прикарманенного золота клад интенданта тянул не менее чем на 2 млн долларов! Было о чём беспокоиться.
Ради интереса летом 2006 года Александр Косарев предпринял поездку в Калугу. К удивлению, тот район, где, по всем прикидкам, был спрятан клад, оказался застроен менее всего. Более того, там, где некогда коротали время пленные поляки, ныне высится едва ли не самое известное здание Калуги. Судьба распорядилась так, что именно здесь, на берегу, вблизи громадного оврага, был построен комплекс Государственного музея истории  космонавтики им. К. Э. Циолковского. Отыскать ту естественную впадину практически невозможно. Однако вязы, вернее сказать, потомки того самого вяза, всё ещё растут неподалёку от устремлённых в небо ракет. Клад поручика Юзефа Поляновского два столетия ждёт своего открывателя.

Кстати

В 1990-е, во время капитальной реставрации Дома Носовых, где в 1812 году в Калуге держали пленных французов, строители обнаружили приличный клад российских монет XVII века. 

Алексей Урусов

Источник