Чиновники против контрольных
Борьба чиновников с проблемами школьного образования всё больше напоминает схватку Дон Кихота с ветряными мельницами
Борьба чиновников с проблемами школьного образования всё больше напоминает схватку Дон Кихота с ветряными мельницами. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев обрушился с критикой на учителей из-за большого количества контрольных работ, которыми они нагружают школьников. В следующем учебном году ведомство будет наказывать педагогов, которые станут тратить на проверочные работы больше 10 процентов учебного времени, пообещал чиновник. Три года назад Рособрнадзор уже давал бой контрольным, но в итоге их стало только больше.
В 2021 году по поручению президента Владимира Путина Рособрнадзор устраивал крестовый поход против контрольных работ. Тогда сообщалось, что учителя тратят на различные проверочные до 30 процентов учебного времени. В июле 2022 года ведомство сообщило, что 94 процента школ сократили количество контрольных и проверочных мероприятий до рекомендованного уровня – 10 процентов от учебного времени. Но уже в июне этого года Рособрнадзор представил новую статистику: контрольные отнимают 40 процентов учебного времени. Родители школьников опасаются, что новая кампания ведомства даст такой же результат.
Сами по себе контрольные и проверочные работы не мешают учебному процессу, проблема в том, что во многих школах они всё чаще стали заменять обучение, рассказывает «Октагону» мама детей-школьников Наталья:
– Борьба с большим количеством контрольных работ в 2021 году обернулась тем, что на смену им пришли самостоятельные работы, а затем тесты, то есть проверок стало больше, но называются они иначе. В этом учебном году часть учителей вообще перестала объяснять материал. Вместо этого на уроке детям дают параграф на самостоятельное изучение или презентацию из электронной школы, а затем проводится 15-минутный срез изученного.
В своём поручении – сократить объём контроля в учебном процессе до 10 процентов от общего времени – Рособрнадзор не конкретизирует, что понимается под этим контролем, обращает внимание учитель математики Сергей Носов.
– Под видом борьбы с избытком контроля школы взяли курс и на сокращение домашних заданий. Для изучения математики это очень плохая тенденция, – считает специалист. – Полноценно освоить программу невозможно без прорешивания большого количества примеров и задач. У нас всё чаще учителя задают на дом два-три номера, а потом родителям приходится нанимать репетиторов, чтобы восстановить многочисленные пробелы в знаниях ученика. В ведущих школах, где дети показывают действительно высокие результаты, администрация практически не вмешивается в деятельность учителя и не указывает, сколько проверочных ему проводить и какое домашнее задание задавать. ВПР (Всероссийские проверочные работы. – τ.) там обычно вообще не проводят.
Три года назад Рособрнадзор уже пытался ограничить количество проверочных и контрольных работ в школах, однако в итоге их стало только больше.Фото: Алексей Коновалов/ТАСС
Собеседник издания уточняет, что важна также и цель контроля – в норме он нужен для того, чтобы качественно научить.
– В массовой школе контроль всё чаще используется педагогом ради достижения норматива по количеству выставленных оценок, спущенного администрацией, или банально для того, чтобы, пока дети пишут проверочные, разобраться с бюрократическими задачами. Ими сейчас нагружают учителей даже больше, чем педагогическими. Проблема не в самом контроле, а в его причинах, но их чиновники от образования устранять не хотят, а только намеренно создают новые, – заключает Сергей Носов.
По закону «Об образовании» порядок проведения промежуточного контроля определяет учебная организация.
Минпросвещения и Рособрнадзор не имеют права диктовать учителям, когда и сколько проверочных работ им проводить, однако на деле получается иначе, замечает в беседе с «Октагоном» учитель начальной школы Нина Чиркина.
– Рособрнадзор хочет, чтобы 10 процентов учебного времени выделялось на все формы контроля, включая всероссийские проверочные работы, которые представляют собой сторонний мониторинг школы, а не являются рабочим инструментом учителя, – говорит она. – Получается, возможностей для проведения надлежащей оценки знаний для устранения у учащихся пробелов у педагога фактически не остаётся. Точно так же у учителей крадут и время на объяснение материала – его приходится тратить на подготовку к ВПР, часто в ущерб изучению основной программы. Расширять охват всероссийских проверочных начали уже в 4-м классе. Раньше работы писались по русскому языку, математике и окружающему миру, теперь обязательными останутся русский и математика, а третий предмет будет даваться на выбор: окружающий мир, литературное чтение или иностранный язык. Какой предмет выпадет, заранее, скорее всего, никто не скажет, детей придётся натаскивать на проверочные по всем предметам.
Школы следуют указаниям местных управлений образования, и много избыточных форм контроля приходит по указке и с этой стороны, отмечает учитель русского языка и литературы Татьяна Вельмина.
– В нашей школе с прошлого сентября велели в два раза увеличить количество текущих оценок в учебном периоде, – объясняет собеседница. – Классы переполнены, опрашивать всех устно мы не успеваем, отсюда появляются лишние самостоятельные и тесты. Получается, каждый гнёт свою линию: Рособрнадзор хочет, чтобы проверочные в школе замыкались на ВПР, а непосредственные учредители школ, управления образования, дают противоречащие этому указания. Учителя между двух огней, а дети перегружены контрольно-проверочными мероприятиями настолько, что ещё не успевают разобраться в теме, как уже нужно сдавать самостоятельную на оценку.
Как утверждают педагоги, в нормальном учебном процессе всегда будет много различных форм контроля: даже дискуссия на уроке – это метод проверки усвоения темы. Но раньше оценки ставились реже и далеко не за всё, поэтому проверочные работы помогали усвоить материал.
Наталья Дубровина