Новая башня
Госсовет России станет сильнее Совбеза?
Главой Госсовета назначен куратор ОПК Алексей Дюмин. Этот кадровый манёвр некоторые уже расценили как резкое повышение статуса прежде не столь заметного «центра силы». Заговорили даже о «новой башне Кремля». А как же может быть на самом деле?
В Российской Федерации Госсовет появился ещё при Советском Союзе, в июле 1991 года. Возглавил его Геннадий Бурбулис, «серый кардинал» при раннем Борисе Ельцине, в ранге госсекретаря «при президенте России» (sic!). Именно Ельцин и Бурбулис в декабре 1991-го подписали Беловежские соглашения, положившие конец СССР. До последнего времени Госсовет функционировал большей частью в полусонном режиме, а последним секретарём Госсовета – до назначения Алексея Дюмина – был малоприметный Игорь Левитин, бывший министр транспорта. Другими словами, в Госсовете, консультативно-совещательном органе, председательствует в котором по-прежнему президент страны, можно стать и Бурбулисом, и Левитиным. В зависимости от обстоятельств и личностных характеристик. Есть, правда, нюанс. Секретарь Госсовета Левитин не курировал, подобно Дюмину, оборонно-промышленный комплекс в ранге помощника президента. А Дюмину, видимо, предстоит совмещать. В этой связи несложно предположить, что согласования и координация мобилизационных проектов оборонки будут, так или иначе, проводиться на площадке Госсовета. И ещё раз отметим и подчеркнём – под руководством непосредственно главы государства. Вот и получается, что Дюмин при Путине, возможно, станет влиятельнее Бурбулиса при Ельцине. А Госсовет, таким образом, станет практически вровень по статуту с Совбезом – ещё одним консультационно-совещательным органом при президенте России.
Несколько лет назад «Наша Версия» со ссылками на советника президента по экономике Сергея Глазьева писала о перспективах трансформации Госсовета в некое «новое Политбюро». Однако трансформация, по всей видимости, откладывалась по объективным причинам (сперва пандемия, затем спецоперация). Теперь же, похоже, час настал. Но возникает коллизия: членами Совбеза и членами Госсовета, согласно положениям об этих органах, выступают практически одни и те же фигуры тяжеловесов. Разве что при Госсовете не предусмотрен научный совет – пока, во всяком случае. Возникает некое поле для состязательности – впрочем, возможно, так и было задумано. Эксперты гадают, не утратит ли в этой связи Совбез своей политической субъектности в ближайшей перспективе? Мы же гадать не станем, поживём – увидим. Как там у Заболоцкого: «А если так, то, что есть красота и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» Вот и давайте разберёмся.
Версия 1
Госсовет – орган стратегии и контроля, Совбез – силового реагирования
По мнению политолога Марата Баширова, принципиальное отличие Совбеза от Госсовета расписано в компетенциях, достаточно внимательно почитать документы. «Госсовет, – разъясняет он, – в пределах своей компетенции (а какие уж тут пределы, если его глава – президент страны?!) участвует в разработке стратегических задач и целей внутренней и внешней политики и в формировании государственной политики в области социально-экономического развития страны и регионов». Совбез же целиком силовой орган. Не столько планирующий, сколько реагирующий. Госсовет – в соответствии с Конституцией – создавался для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти. У Совбеза иные задачи. Образно говоря, в Совбезе принимают решение о начале спецоперации на Украине, а на Госсовете решают, как трансформировать и развивать новые территории. Но если Госсовет отчасти и орган контроля, то как это будет выглядеть в действии? Дополнительно ещё одну Счётную палату организуют (та, что есть, состоит «при Госдуме»)? Или переподчинят Госсовету силовые структуры (сейчас они подчинены президенту страны напрямую)?
Версия 2
Совбез – это «про тактику», а Госсовет – «про стратегию»
Основные направления деятельности двух башен принципиально разные, одна «смотрит» вовне, а другая – вовнутрь. Ещё объясняют так: баланс между Совбезом и Госсоветом – это баланс между «силовой» и «гражданской» башнями. Тоже не слишком внятно? Тогда обратимся к наглядности. По некоторой информации, которую уже нельзя назвать просто слухами, вскоре в стране могут восстановить Госплан. Так вот, если Госплан восстановят, функционировать он будет в рамках Госсовета (место, где определяют стратегию), а не Совбеза (структура, согласующая тактику действий).
Версия 3
Совбез – это «про внешнюю политику», а Госсовет – «про внутреннюю»
Недавно «Ведомости» написали, что у Госсовета, возможно, возникнет недопонимание с управлением по обеспечению деятельности Госсовета администрации президента в части, касающейся региональной политики. И предположили в этой связи, что УГС разделят на два управления (одно обеспечит деятельность непосредственно Госсовета, другое займётся региональной политикой). И даже намекнули на возможный конфликт интересов Дюмина с Сергеем Кириенко. Так или иначе, гадать не станем – интереснее другое. «Ведомости», желая того или нет, «развели в стороны» направления деятельности Совбеза и Госсовета. Если в итоге так и устаканится, функции органов будут очерчены чётче чёткого.
Влад Крымский