Загадки подземной лодки

Потаённое

Эта история является, пожалуй, одной из самых засекреченных тайн ушедшего XX века. До сих пор о ней говорят глухо и неоднозначно, а в печать просачиваются отрывочные сведения. Речь идет о создании подземной лодки. Я не оговорился, именно подземной, а не подводной.

С начала прошлого столетия ученые многих стран мира стали конструировать машины с находящимся внутри экипажем, способные передвигаться под землей и самостоятельно прокладывать себе путь. Ясно, что эти изыскания сразу же засекречивались, так как имели большое значение для создания невидимого и дотоле невиданного оружия. Такие подземные лодки называли субтерринами, по аналогии с субмаринами. Кстати говоря, это название им дал один из первых изобретателей – инженер Требелецкий (по другим источникам, его фамилия была Требелев), назвавший даже свою единственную дочь, в духе времени, Субтериной. К Требелецкому мы еще вернемся. Ну а первым конструктором подземной лодки был русский инженер Петр Рассказов. С его детищем произошла странная история. В годы Первой мировой войны чертежи лодки пропали и «всплыли»… в кайзеровской Германии. Видно, военно-техническая разведка этой страны имела хороший «нюх» на перспективные разработки.

Петр Рассказов

Петр Рассказов

Наверное, совсем не случайно второй страной, заинтересовавшейся проблемой создания подземной лодки в военных целях, стала Германия. Здесь в начале 1930-х годов инженер Хорнер фон Верн совместно с инженером Требелецким, приехавшим из советский России, разработал свой проект субтеррины. Русский коллега фон Верна в скором времени уехал на родину, сняв копии с чертежей «подземного монстра». Эта командировка для Требелецкого оказалось роковой. В середине 1930-х он был репрессирован как «агент немецкой разведки», а непонятные чертежи на долгое время «прописались» в архиве НКВД.

Что же касается Хорнера фон Верна, то он еще в 1933 году, с немецкой пунктуальностью, запатентовал документацию по этой подземной лодке. Правда, его и Требелецкого детище сразу же было засекречено, а документы сданы в архив. Когда же в Европе запахло порохом, то чертежи субтеррины извлекли с пыльных полок. Первым, кто обратил внимание на этой фантастический проект, был граф Клаус фон Штауфенберг, известный в дальнейшем как один из руководителей заговора против Адольфа Гитлера. Но все это будет потом. Тогда же, в 1940 году, когда Германия готовилась к вторжению в Великобританию (операция «Морской лев»), Штауфенберг служил в организационном отделе Генерального штаба фашистского рейха. Именно он, ознакомившись с проектом субтеррины, направил докладную начальнику Генерального штаба Францу Гальдеру с просьбой прикомандировать к Генштабу инженера Хорнера фон Верна в качестве технического консультанта. На самом же деле перед фон Верном была поставлена задача «довести чертежи до ума», то есть создать такую лодку, которая бы смогла идти как субмарина до «туманного Альбиона», а затем, превратившись в субтеррину, проводить подземные операции. И этот проект Хорнером фон Верном был разработан. Окрыленный Штауфенберг, о котором в окружении Гитлера говорили как о будущем начальнике Генерального штаба, направил наработки фон Верна со своим сопроводительным письмом на имя фюрера. Секретная субтеррина, по мысли ее создателя, должна была вмещать в себя 5 человек экипажа, боезаряд в 300 килограммов и передвигаться под землей со скоростью семь километров в час.

Клаус фон Штауфенберг

Клаус фон Штауфенберг

Однако первым, кто узнал о существующем проекте разгрома Англии с помощью субтеррины, был главнокомандующий люфтваффе (военно-воздушными силами) Герман Геринг. Убежденный в том, что поставить Англию на колени можно только при помощи авианалетов, он сделал все, чтобы внушить Гитлеру мысль о бесперспективности применения субтеррин. Сраженный логикой Геринга, фюрер приказал «в дальнейшем оградить его от рассмотрения всяких бредовых инженерных идей». Что же касается Клауса фон Штауфенберга, то он был переведен в состав Африканского корпуса Роммеля. В 1943 году его автомашину атаковали английские самолеты. Штауфенберг получил тяжелые увечья: потерял левый глаз, два пальца левой руки и правую руку. Не из этой ли истории берет начало его деятельность по подготовке ликвидации фюрера?

Но вернемся к теме этого повествования. Исследователи загадок и тайн сверхоружия Третьего рейха нашли подтверждение еще более амбициозных разработок в этой области. Речь идет о проекте «Змей Мидгарда». Согласно скандинавской мифологии, Мидгардом называется все населенное пространство Земли, которое охраняется божественным змеем. Инженер Риттер сумел заинтересовать фашистских бонз своим небывалым проектом. Подземоход «Змей Мидгарда» был заявлен как суперамфибия, двигающаяся по земле, под землей и под водой на глубине до ста метров. Аппарат, достигавший в длину от 400 до 520 метров, состоял из соединенных отсеков, каждый из которых имел шесть метров в длину, семь метров в ширину и три с половиной метра в высоту.

Герман Геринг

Герман Геринг

Вес этого колоссального подземно-подводного поезда составлял 60 тысяч тонн.

Ходовая часть сооружения была сделана в виде гусениц, приводившихся в движение четырнадцатью электродвигателями общей мощностью в 20 тысяч лошадиных сил. Впереди субтеррины находилась буровая головка с четырьмя бурами диаметром в полтора метра. Было предусмотрено три комплекта буров для разных видов горных пород. Электрический ток для двигателей вырабатывали четыре дизельных электрогенератора мощностью в десять тысяч лошадиных сил. Для работы электрогенераторов создавались топливные баки емкостью в тысячу кубических метров. «Змей Мидгарда» должен был вместить в себя тысячу 250-килограммовых мин и тысячу 10-килограммовых. Кроме того, для него проектировалась шестиметровая подземная торпеда, снаряды для продвижения в скальных породах, разведывательная торпеда с микрофонами и перископом, а также спасательные средства для выхода из подземной лодки. Инженер Риттер считал, что такой вид оружия может в одиночку решить исход войны. Вот почему, уже сидя в подземном бункере «тысячелетнего рейха», на самом деле просуществовавшего тринадцать лет, Гитлер уповал на «оружие возмездия», способное повлиять на ход войны. Некоторые историки считают, что найденные под Калининградом (Кенигсбергом) штольни неизвестного происхождения, а также огромные взорванные железные конструкции имеют отношение к испытаниям «Змея Мидгарда».

Как известно, никакое Wunderwaffe («чудо-оружие») не спасло фашистов от разгрома. Вместе с тем не стоит отрицать, что технические наработки Германии были использованы союзниками по антигитлеровской коалиции. Чего стоит один Вернер фон Браун, принесший Соединенным Штатам прорыв в космической программе «Аполло». Действовали на территории поверженного рейха и советские «трофейные команды» из Главного управления контрразведки «Смерть шпионам» (Смерш), возглавляемого Виктором Абакумовым. В скором времени на столе Абакумова оказались чертежи субтеррины, выполненные фон Верном и Требелецким. Руководитель Смерша, понимая, что фамилия Требелецкий отнюдь не немецкая, дал задание собрать все сведения об этом человеке. Чекисты подняли архивные документы и обнаружили, что Требелецкий по возвращении из довоенной Германии самостоятельно продолжил создание субтеррины. Для этого он тщательнейшим образом изучил работу крота. Животное помещали в просвечиваемый рентгеновским аппаратом ящик и наблюдали за схемой его движения.

Требелецкий и его подземоход

Требелецкий и его подземоход

Инженер выяснил, что крот роет землю, вращая лапами и головой вправо-влево. Крот вдавливает разрыхленную землю движениями тела в стенки проделанного хода, при этом задние лапы проталкивают его вперед. На основе своих опытов Требелецкий разработал мощный твердосплавный бур, который стал «головой и передними лапами» субтеррины, а в задней части машины должны были находиться четыре домкрата, толкающие ее вперед.

Своими наработками Требелецкий поделился с писателем-фантастом Григорием Адамовым (подлинная фамилия Гибс). Тот же, в свою очередь, опубликовал в 1937 году роман «Победитель недр», в котором описал путешествие на подземоходе к центру Земли. В 1939 году из-под его пера вышел очередной роман «Тайна двух океанов», более известный читателям по экранизации 1956 года. Что греха таить, я и сам, в своем более чем зрелом возрасте, всегда бегу к телевизору, когда его показывают снова. Так вот и в этом романе Адамов воспользовался рассказами Требелецкого, когда описывал, как подводная лодка «Пионер» путем нагревания корпуса спасается из ледяного плена. Думаю, что знакомство с Требелецким и публикация в своих произведениях секретных технических сведений сказались и на судьбе Григория Адамова, который скоропостижно скончался в 1945 году, не дожив до шестидесяти лет. Ну а что произошло с Требелецким, уже говорилось.

Виктор Абакумов

Виктор Абакумов

Эту историю Виктор Абакумов решил использовать в своих интересах, чтобы сместить всесильного главу советской Службы безопасности Лаврентия Берию. Абакумов собрался на очередной встрече со Сталиным «открыть глаза» вождю на преступную халатность Берии, в результате которой на архивной полке пылятся удивительные технические разработки, не устаревшие и в послевоенное время. Но Берия переиграл Абакумова. Объединившись с наркомом вооружения Дмитрием Устиновым, он доказал Сталину приоритетность атомного проекта по сравнению с созданием субтеррины.

Так документация подземохода, разработанного фон Верном и Требелецким, вновь возвратилась в секретный архив.

Схема «подземохода»

Схема «подземохода»

Шли годы, и вот наступила пора, когда к субтеррине проявил интерес теперь уже новый генеральный секретарь Никита Хрущев, который в своих выступлениях неоднократно обещал «достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли». В 1962 году в Крыму, в местечке Громовка, все жители были выселены из своих домов с предоставлением жилплощади в других населенных пунктах. При этом официально заявили, что здесь будет строиться крупный промышленный объект – тепловая станция. На самом же деле тут за два года ударными темпами построили секретный завод по изготовлению подземных лодок. Первая советская подземная лодка, созданная в 1964 году, имела титановый корпус длиной 35 метров и диаметром четыре метра. Ее экипаж состоял из пяти человек. Кроме того, на борт можно было брать еще пятнадцать десантников. Атомная энергетическая установка (ядерный реактор) давала возможность развивать под землей скорость от 10 до 15 км/час, в зависимости от сложности грунта. На ее борту находилась тонна взрывчатки для уничтожения командных пунктов и ракетных шахт противника. Называлась эта грозная субтеррина «Боевой крот».

Курировавший этот проект министр обороны СССР Родион Малиновский решил, что при испытаниях «Боевого крота» в Крыму не может быть обеспечен полный режим секретности. Вот почему субтеррину доставили на Урал, где осенью 1964-го прошли ее первые испытания у горы Благодать вблизи Тагила. Экипаж подземохода во главе с полковником Семеном Будниковым, с полным боекомплектом и пятнадцатью десантниками, «как нож сквозь масло» прошел через горные породы и уничтожил подземный бункер условного противника.

Родион Малиновский

Родион Малиновский

Второе испытание закончилось катастрофой, все материалы по расследованию которой засекречены до сегодняшнего дня. Произошедший подземный взрыв унес жизни экипажа и десантников. Все они оказались замурованными в подземных толщах Уральских гор. После этой страшной катастрофы новые руководители страны, отправившие «на пенсию» Хрущева, решили не возвращаться к данной секретной разработке. Во времена Брежнева упор был сделан на развитие ракетно-ядерного щита страны. И только в конце 1970-х – начале 1980-х годов, по инициативе начальника Главного управления гостайн генерала Антонова, в открытой печати стали попадаться маленькие заметки о существовании такой исследовательской темы, как создание субтеррины.

Думаю, что исследования в этой области ведутся и в наше время. Ведь не случайно десять лет назад новостной портал Lenta.ru со ссылкой на американское агентство DARPA напечатал статью «Пентагон создаст подземную бомбу-робота». Так что идеи Требелецкого не дают покоя военным и сегодня.

«Секретные материалы 20 века» №19(379), 2013. Александр Обухов, член-корреспондент Петровской академии наук (Луга)