Операция «Денонсация»
На встрече в Минске отменили Беловежские соглашения?
Кто прилетал в Белоруссию на «самолёте Януковича» во время российско-белорусского саммита, официально так и не сообщили ни Минск, ни Москва. Гадай теперь, «был ли мальчик». Но, похоже, что всё-таки был. Вот только зачем двум действующим президентам мог понадобиться «сбитый лётчик»? Неожиданная и смелая версия: уж не решено ли объявить, что развал Союза, а следовательно, и появление независимой Украины были незаконны?
Расхожее «А что там вообще в мире делается? – Стабильности нет!» что ни день, то обрастает всё новыми зловещими смыслами. Почитаешь высказывания западных лидеров – ощущение, что они всерьёз готовятся воевать с Россией, и чем дальше, тем решительней. В свою очередь, российские эксперты наперебой предлагают экстремальные формы решения вопроса – вплоть до применения тактического ядерного оружия. Существуют, впрочем, и мирные способы снизить уровень напряжённости: продемонстрировать, к примеру, что Россия не превратилась в изгоя и по-прежнему имеет друзей и союзников. Конечно, противопоставить безоговорочной поддержке Украины Западом поддержку России Китаем получится только с натяжкой. Мы ведь помним и о проблемах в банковских расчётах с Поднебесной, и о двусмысленной позиции Пекина касательно поставок продукции двойного назначения. Таким образом, при декларируемом стратегическом партнёрстве китайцы проявляют нерешительность.
Однако у Москвы помимо стратегического партнёрства с КНР есть всё же и другие союзники. Белоруссия, например, составная часть Союзного государства с Россией. Как показал недавний визит Владимира Путина в Ташкент, поискать союзников вполне можно и на постсоветском пространстве – в рамках укрепления сотрудничества со странами СНГ, к примеру. А есть и другие, не менее эффективные, решения, хотя и не столь очевидные. Что, если денонсировать так называемые Беловежские соглашения 1991 года, знаменовавшие распад Советского Союза? Судачат, к тому же, что подписанные президентами России, Украины и Белоруссии оригиналы соглашений куда-то бесследно исчезли и в природе их более нет. Что мешает эти самые сомнительные соглашения, разрушившие сверхдержаву, взять да и отменить?
Янукович как новый Богдан Хмельницкий
«С учётом прилёта в Белоруссию Януковича стороны могли подписать «на троих» некие документы, – допускает украинский политтехнолог Михаил Чаплыга. – И с учётом сценариев, которые планируется осуществить до конца лета. И это тот случай, когда сперва договор, а затем – условия его реализации. Поэтому пока ничего вслух и не озвучивают, но скоро, я полагаю, озвучат. Вот и объяснение прозвучавших пассажей о нелегитимности Зеленского. А последний законный президент Украины, по версии России, изгнанный из страны в результате государственного переворота Янукович». Рассуждения в целом логичные. Звание президента на Украине – пожизненное. Согласно решению Конституционного суда Украины президентские полномочия длятся пять лет (а Янукович исполнял их три года). При этом в законе отсутствует разъяснение, можно ли эти самые полномочия исполнять в два приёма, считая перерыв как вынужденный отпуск. Значит, наверное, можно? Как ни крути, Янукович формально последний «домайданный» президент Украины, к законности полномочий которого нет никаких вопросов. «С точки зрения Москвы, легитимность украинской власти заканчивается вооружённым переворотом 2014 года и захватом власти национал-боевиками, – отмечает главный редактор портала «Евразия.Эксперт» Александр Носович. – Судя по информации о внесении Зеленского и Порошенко в списки разыскиваемых российским правосудием, именно с неправомерного свержения Януковича может начаться будущий переговорный процесс, а не с украинского и западного нарратива относительно границ 1991, 2014 или 2022 года». Тут, конечно, можно заметить, что в Москве признавали в качестве президентов как Порошенко, так и Зеленского – подтверждением тому могут считаться имевшие место встречи между лидерами двух стран. Однако кто теперь будет об этом вспоминать.
На законных основаниях
Зато, если речь пойдёт о признании президентом Януковича, формальная зацепка найдётся. 1 марта 2014 года де-факто отстранённый от власти, но де-юре всё ещё президент Украины Виктор Янукович обратился с письмом к президенту России. Он предлагал «провести двусторонние консультации согласно 7-й статьи Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве, а также обсудить ситуацию на Украине и возможность «использования отдельных подразделений ВС РФ» с целью «восстановления законности, мира, правопорядка, стабильности и защиты населения Украины». Кстати, одно время ходили слухи, что письмо, возможно, фальшивка, но в 2019 году украинский суд признал его подлинность, установив при этом факт «государственной измены» Януковича. Так вот, в тот же день, 1 марта, Путин направил в Совет Федерации обращение «Об использовании ВС РФ на территории Украины», и сенаторы единогласно его одобрили. Обращения Януковича, отмечал сенатор Андрей Клишас, было «вполне достаточно», чтобы поддержать предложение президента России. То есть законный президент Украины в рамках действовавшего правового поля обратился за помощью к российскому коллеге. Правда, впоследствии с этим обращением возникла коллизия. Кто-то «наверху» признавал факт его наличия, кто-то – нет. Тот же Клишас в марте говорил одно, а 4 мая сказал другое – «каких либо обращений Януковича не поступало». Но подлинность обращения, помнится, заверил подписью тогдашний полпред России в ООН Виталий Чуркин.
Получается, что сегодня об этом обращении самое время вспомнить. Возвращение в формат «до 2013 года» позволит Москве признать Януковича легитимным главой государства. И, соответственно, пригласить его в качестве третьего участника подписания договора о денонсации Беловежских соглашений. Заключали их три президента – вот и отменят тоже три.
Кто подпишет договор?
Появляется, впрочем, и другой насущный вопрос. Предположим, соглашения денонсированы. Но нужно ещё заключить договор о мире с Украиной. А с кем его подписывать? Янукович для этого по понятным причинам не пойдёт, решать придётся с кем-то в Киеве. С Зеленским? Но его в Кремле прямо назвали нелегитимным. Может, со спикером Верховной рады Стефанчуком? Этот вариант, как отметил президент России, теоретически возможен. Однако проблема в том, что законность функционирования украинского парламента тоже вызывает вопросы. Депутаты «пересидели» отведённый им срок ещё прошлой осенью, а новые выборы не назначались по причине объявленного военного положения. Опять же, в теории, военное положение, которое то и дело продлевается Зеленским, может быть поводом для переноса выборов в Раду, но при этом, согласно одной из точек зрения, не является поводом для продления полномочий президента Украины. А утративший, по мнению российской стороны, свои полномочия Зеленский вновь продлевать военное положение не имеет законного права. Вот такая загогулина выходит.
– Убеждён, что мы ещё не осознаём в полной мере колоссальную историческую значимость Союзного государства и опыт взаимно уважительной интеграции. Всегда напоминаю мысль Александра Лукашенко, что наше Союзное государство – готовая платформа для реинтеграции всего постсоветского пространства в новую большую страну. Хочу напомнить и то, что и Украине в 1999 году предлагалось войти в это Союзное государство. И это предложение всё ещё в силе.
Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития
– Дыма без огня не бывает. Фигура юридически не отстранённого президента Януковича, который сейчас может включиться в политическую игру, представляет опасность для Киева, особенно с учётом прекращения полномочий Зеленского. Понятно, что официального подтверждения о нахождении Януковича в Белоруссии нет, но Киев нервничает, понимая, что сюжет с Януковичем не отыгран до конца.
Алексей Дзермант, белорусский политолог
Руслан Горевой