Сюрприз для Макрона
Большой бизнес Франции делает ставку на националистов
Английская газета Guardian опубликовала статью под заголовком «Политические пожертвования во Франции смещаются вправо, поскольку племянница Ле Пен собирает больше средств, чем Макрон».
Для начала напомним, что Эммануэль Макрон – это нынешний президент Франции, Марин Ле Пен – лидер оппозиционного движения «Национальное объединение», соперник Макрона на прошлых президентских выборах, а ее племянница, которую упоминает английская газета, – Марион Марешаль – заместитель лидера националистического движения «Реконкиста», основателем которого является эпатажный журналист Эрик Земмур.
Так вот, Guardian выяснила и преподносит это как сенсацию, что движение «Реконкиста» Марион Марешаль, (а именно она занимается сбором для него финансовых средств), получило от французского бизнеса в девять раз больше пожертвований, чем «Национальное объединение» Марин Ле Пен и даже больше, чем получил сам Макрон.
«Политическое финансирование во Франции сместилось вправо: частные пожертвования небольшой националистической группе, поддерживаемой племянницей Марин Ле Пен, обогнали пожертвования, собранные правящей партией президента Эммануэля Макрона», – с удивлением делает вывод британская газета.
По закону во Франции такие пожертвования являются анонимными, однако репортерам Guardian после анализа годовых отчетов 15 основных французских партий удалось установить, что «Реконкиста» получила 5,5 млн евро от частных доноров в 2022 году, когда Макрон был избран на второй президентский срок после решающей битвы с Ле Пен в финальном раунде. Эта цифра в девять раз превышала сумму в 604 000 евро, полученную «Национальным объединением» Ле Пен, и значительно превосходила сумму в 3,7 миллиона евро, полученную партией Макрона «Возрождение» от частных спонсоров в том же году. Такие сведения были получены в результате проекта Transparency Gap, в котором участвуют Guardian и 25 других медиа-партнеров, координируемого платформой журналистских расследований Follow the Money и опубликованного перед выборами в Европейский парламент, которые состоятся в следующем месяце.
Движение «Реконкиста» было основано в ноябре 2021 года журналистом Эриком Земмуром и завоевало сердца поклонников среди некоторых представителей богатой элиты Франции, к нему присоединилась в прошлом году племянница Марин Ле Пен Марион Марешаль. Она исключила фамилию Ле Пен из своего имени после разлада с тетей в 2018 году.
Именно Марешаль сейчас возглавляет европейскую избирательную кампанию «Реконкисты», которая в общей сложности получила 22% всех негосударственных денег во Франции. Утечка, опубликованная на сайте расследований Mediapart, показала, что это движение «получило «колоссальные» суммы от промышленников, банкиров, высококлассных юристов и консультантов по менеджменту на серии блестящих ужинов по сбору средств. В число спонсоров входит, в частности, Шанталь Боллоре, сестра бизнесмена-миллиардера и владельца СМИ Винсента Боллоре».
Что это значит для Франции? А то, что политическая звезда Макрона, который оказался на посту президента как ставленник большого бизнеса, и сам ранее служил в банке Ротшильдов, закатывается. А вот звезда Марион Марешаль, наоборот, начинает сиять все ярче.
Хотя ей еще предстоит нелегкое соперничество на правом фланге политических сил Франции со своей тетей, которая сейчас по рейтингам опережает Макрона. Как сообщил Bloomberg, на фоне предстоящих 6 июня выборов в Европарламент, по опросам Elabe, партию Марин Ле Пен поддержали 33% опрошенных, а за «Возрождение» Макрона, свой голос отдали лишь 15,5%. Но Марешаль значительно моложе Ле Пен и за ней, как считают комментаторы, будущее.
Марион Марешаль-Ле Пен родилась в декабре 1989 года в Сен-Жермен-ан-Ле. Она – самая младшая в клане Ле Пенов и с детства воспиталась, как политик. Ее дед был основателем партии, которую сегодня возглавляет ее тетя Марин Ле Пен. Свои первые выборы Марион Марешаль-Ле Пен выиграла в 22 года, без особых проблем обойдя бывшего премьер-министра Франции Алена Жюппе, став самым молодым депутатом за всю историю Национального собрания. А в партию она вступила в 18 лет.
«Я росла в любви к моей стране, каждую ошибку и каждый успех которой я принимаю на свой счет, – заявляла она. – Как говорил Наполеон: от Жанны д’Арк до Робеспьера – беру всё. Я не защищаю консерватизм святош, а стою на стороне разумного традиционализма, потому что народ, который забывает свое прошлое, забывает и свои ошибки, и этим рискует снова их сделать».
В бытность депутатом Марион Марешаль была членом парламентской группы дружбы с Россией. «Я убеждена, что Франция и Россия взаимно заинтересованы в том, чтобы протянуть друг другу руки, потому что обе имеют великую традицию в уважении мирового равновесия и невмешательства», – заявляла она.
«Мы тащимся на буксире у Европейского Союза, а он сам получает указы от Вашингтона. Мы отказались от нашего собственного геостратегического взгляда. В результате мы видим, как набрали силу наиболее радикальные исламистские движения», – переживала она.
Марион Марешаль предлагала и выносила на голосование законопроект о запрете однополых браков и является убеждённым евроскептиком и антиглобалистом. «Франции следует выйти из состава НАТО, у которой больше нет причин для существования, как это было во времена его создания», – заявляла в те времена Марион.
В апреле 2019 года она участвовала в V Международном экономическом форуме в Ялте, где заявила, в частности, что форум «объединяет Крым со всем оставшимся миром» и раскритиковала санкции против России.
«Санкции против России, – говорила Марешаль, – являются экономической чепухой, но также политической ошибкой в ущерб европейским народам». Тогда же она заявила: «Я не проамериканская, я не прорусская, я – представитель Франции. Я выступаю как представитель независимой страны, которая суверенна на международной арене. Поэтому я сужу по фактам и по тому, что действительно есть… Я не хочу, чтобы Франция шла в курсе НАТО. Поэтому я приехала сюда, чтобы констатировать факты и рассказать о реальном положении вещей в Крыму. И я не боюсь никаких санкций, потому что я из свободной страны. Я хочу, чтобы Франция всегда поддерживала эту роль связующего звена, этого равновесия между войной и миром. Это дипломатическая роль Франции, которая была на протяжении истории», – говорила Марешаль.
Однако в 2017 году восходящая политическая звезда, 27-летняя Марион Марешаль-Ле Пен, племянница лидера партии и внучка ее основателя, неожиданно объявила, что уходит из большой политики «по личным причинам». Она объяснила свое решение тем, что в ней нуждается ее двухлетняя дочь и что она сама хочет посвящать ребенку «больше времени».
В это, конечно, мало кто поверил, однако гадали на счет причин ее ухода не так долго. В 2018 году она открыла в Лионе частную школу антиевропейских будущих политиков, которые составят оппозицию современному истеблишменту государства. Как сообщало агентство Bloomberg, с целью обучать следующее поколение французских лидеров.
«Мы должны вернуть себе влияние и элиту Франции, и наша молодежь – те, у кого есть видение, корни и патриотизм – должна работать, чтобы добиться успеха и участвовать в национальных дебатах», – сказала Марешаль. А позднее выступала на конференции консерваторов в американском штате Мэриленд, на которой была оценена бывшим советником президента США Стивом Бэнноном как «одна из самых впечатляющих людей во всем мире».
В 2022 году Марешаль вернулась в большую политику, отбросив от фамилии приставку Ле Пен. Как видно для того, чтобы показать, что она намерена действовать самостоятельно, а не оставаться в тени своей влиятельной тети. И доказала это на деле, примкнув к движению Эрика Земмура.
Как известно, приход партии экстравагантного Земмура на политическую сцену во Франции в конце 2021 года и его стремление к президентству вызвали, как отмечали обозреватели, огромные нарушения политического ландшафта во Франции. Сторонник жестких антиисламских и антииммиграционных взглядов, а также пропагандист крайне правой теории «великой замены», Земмур неоднократно был осужден за разжигание ненависти. Однако теперь вместе Марешаль и при финансовой поддержке крупного бизнеса движение «Реконкиста» имеет возможность упрочить свои позиции на предстоящих выборах в Европарламент. Пока у него там только одно место, но надеется увеличить это число до пяти или шести. А до новых президентских выборов во Франции еще далеко.
Но главная интрига состоит в том, что Марешаль – еще молодой политик, и у нее все впереди. Тем более что на Западе политики сегодня нередко и без труда меняют свои убеждения в зависимости от конъюнктуры.
Как, например, нынешний премьер-министр Италии Джорджия Мелони, которая в юности была секретарем молодежного движения неофашистской партии «Итальянское социальное движение – национальные правые силы», а потом переобулась в «демократа». До победы на выборах резко критиковала Брюссель, но придя, к власти быстро нашла с ним общий язык и без труда поладила.
В любом случае, уже сейчас ясно, что крупный бизнес Франции делает ставку на правых, а это сулит большие перемены в политической жизни страны.
Владимир Малышев