“Штрафами не напугать”. Кто стоит за крупнейшим теневым бизнесом в России
Рослесхоз: нелегальные лесорубы добыли за год около 212 тысяч тонн древесины
МОСКВА, 13 дек — РИА Новости, Антонина Матвеева. В стране нелегально уничтожают гектары леса. Под топоры попадают даже заповедные зоны. Чтобы замести следы, устраивают поджоги, из-за чего погибают животные. И поймать преступников удается далеко не всегда. Как они действуют — в материале РИА Новости.
«Действовали слаженно»
В начале этого года в Бурятии задержали группировку, которая за шесть месяцев уничтожила полторы тысячи кубометров деревьев. Ущерб лесному фонду — почти десять миллионов рублей.
Как выяснило следствие, ОПГ создал местный житель, к нему присоединились трое знакомых. Главарь довозил их до рубок и обеспечивал необходимой техникой: бензопилами, автомобилями, тракторами и прицепами.
Кроме того, подделывал лицензии на заготовку древесины. Нашел и где сбывать. Как отметили в полиции, группа действовала крайне «организованно и сплоченно».
«Все признаны виновными в совершении десяти эпизодов преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 260 («Незаконная рубка лесных насаждений, совершенная организованной группой») УК России», — рассказали в МВД.
Суд приговорил организатора и одного из подельников к четырем и 3,9 года лишения свободы. Двое других отделались условными сроками.
Добывают тоннами
В России борются с черными лесорубами давно. Практически каждый год правительство вводит новые меры для сохранения деревьев.
Сейчас преступников отслеживают не только патрулями, но и с помощью спутниковых снимков. Также используют электронную систему ЛесЕГАИС, где фиксируются все перевозки древесины.
Несмотря на снижение числа нарушений (по сравнению с прошлым годом на 16 процентов), во многих регионах продолжают воровать в промышленных масштабах.
Как сообщили РИА Новости в Рослесхозе, за текущий год выявили почти восемь с половиной тысяч случаев незаконной рубки. Добыто таким способом около 424 тысяч кубометров.
«Чаще всего орудовали в Бурятии, Красноярском и Забайкальском краях, а также в Иркутской, Свердловской и Амурской областях», — пояснили в ведомстве.
Директор природоохранных программ общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов уточняет: выбор этих территорий связан с тем, что именно там растут особенно ценные породы.
«Излюбленная добыча черных лесорубов — лиственница, а также кедр (сосна сибирская), который всегда ценился за аромат и структуру древесины, — рассказывает он. — Разумеется, рубят и более распространенные деревья вроде березы или сосны. Из них производят пиломатериалы, дрова и бумагу».
«Рубят не жалея»
Действуют преступники по отлаженным схемам. Одна из самых популярных — вырубка по документам, выписанным без оснований либо оформленным на другие виды работ.
Например, вместо санитарной чистки уничтожают здоровые деревья или орудуют за пределами лесосеки. Также под топор попадают растения, которые и вовсе не заявлены в накладных.
«Рубят не жалея, ведь отследить такие нарушения бывает сложно, — говорит председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — В бизнес часто вписываются продажные лесники и чиновники. Именно они помогают достать нужные документы или просто покрывают нарушителей за взятку».
Подобный громкий случай произошел два года назад. Старший инспектор отдела по Гороховскому лесничеству в Иркутской области стал фигурантом уголовного дела о взяточничестве. За 175 тысяч рублей он оповещал преступников о проверках.
Похожая история — в Красноярском крае. В период с 2018-го по 2019-й работник Минлесхоза помогал черным лесорубам в Абанском районе. Сумма ущерба — 110 миллионов рублей. Сообщники прикрывались подложными документами о санитарной вырубке.
Тем не менее таких случаев, по данным Рослесхоза, все меньше. С прошлого года ввели цифровые паспорта на древесину, позволяющие отслеживать перемещение сырья. Но и тут преступники умудряются обойти закон. В этом году прокуроры вскрыли хитрую схему, которую использовали нарушители из Курской области.
Они устанавливали контакт с местными жителями, а те получали право на рубку по договорам купли-продажи — якобы для строительства личных деревянных домов. Теперь дело рассматривает суд. Подозреваемым, помимо тюрьмы, грозит штраф: 58 миллионов рублей — на сумму ущерба.
Лесные поджигатели
Чтобы скрыть следы вырубки, преступники порой поджигают лес. Или устраивают низовой пал, чтобы перевести деревья в категорию «поврежденных».
«Выбирают участки рядом с дорогами — так удобнее вывозить сырье. Кроме того, пожары там быстро тушат, и растения не успевают серьезно обгореть. Зато повреждается корневая система. Власти проводят экспертизу лесов и принимают решение о вырубке. Преступникам остается только выиграть тендер», — рассказывает Кабанов.
Поймать за руку черных лесорубов непросто: происшествия часто списывают на «сухие» грозы или безответственных туристов. Но иногда нарушители все же попадаются полиции.
Весной 2022-го в лесничестве Кавалеровского района Приморья сгорело более девяти тысяч гектаров леса. От огня пострадали ценные кедровые массивы.
«У нас есть существенные основания полагать, что это были умышленные поджоги, поскольку «сухих» гроз и переходов огня с близлежащих земель не было. Характер возгораний говорит о том, что они возникали по плану», — отметил руководитель местного лесничества Евгений Кутуков.
Правовое регулирование
По данным экспертов, практически все нелегально добытые лесоматериалы идут на экспорт. В схеме задействованы перекупщики, которые приобретают сырье, а затем поставляют на зарубежные фабрики. При этом с 2022-го экспорт круглых лесоматериалов запрещен. В итоге преступники их распиливают перед отправкой за границу.
«Большинство покупателей из Китая. Там ведь много фабрик, например, по производству мебели. Сырья нужно много. Российское к тому же куда более качественное. Кроме того, нелегалы отдают его по большой скидке», — поясняет Кирилл Кабанов.
По его словам, на продаже леса зарабатывают миллиарды рублей. Поэтому закон преступников не пугает — за такие суммы они готовы рисковать.
Сейчас за незаконную вырубку грозит штраф до трех миллионов рублей и до семи лет лишения свободы (ст. 260 УК России), если ущерб нанесен организованной группой в особо крупном размере, отмечает юрист Тимур Харди.
Тем не менее вскоре законодательство ужесточат. Минприроды предложило внести изменения в КоАП.
За нахождение в лесу спецтехники без разрешения и систем контроля теперь будут наказывать штрафами до полумиллиона рублей. Также появится административная ответственность за продажу бревен с нарушением требований, предусмотренных Лесным кодексом, и создание нелегальных складов древесины.
Таким образом, перечень оснований для штрафов может существенно расшириться, а значит, увеличится и сумма, которую придется платить нарушителям.
Поправки поддержала правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Часть из них должна вступить в силу 1 апреля 2024-го, а некоторые — с 1 января 2025 года.
Пока неясно, поможет ли такая мера. Прибыль от масштабных вырубок значительно превосходит как старые, так и новые штрафы.