РЕЗОЛЮЦИЯ заседания Президиума Ассоциации социальных сподвижников Президента России на тему: «О вопросах реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Политика

15 ноября 2023 г.

Обсудив вопрос «О вопросах реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» участники заседания Президиума Ассоциации социальных сподвижников Президента России отмечают следующее:

Малые и средние предприятия участвуют в решении очень многих значимых для людей задач, способствуют продвижению интересных идей и инноваций, обеспечивают не только рабочие места, но и во многом создание комфортной среды для жителей России.

Отраслевые ассоциации, представляющие предпринимательские сообщества,  активно включились в происходящие процессы и выступили с инициативами, направленными на повышение экономической активности населения и реализацию предпринимательского потенциала страны.

Ярким проявлением консолидации делового сообщества России стало подписание Декларации солидарности российского бизнеса в рамках общенациональной акции «МыВместе». Осознавая значимость происходящих процессов, предпринимательское сообщество проявило активную позицию, выступая с инициативами по укреплению экономики и обеспечению государственных нужд, оказывая непосредственную помощь участникам Специальной военной операции и населению новых территорий.

На встрече с представителями «Деловой России» Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул, что возрождение исторических и развитие новых традиций отечественного бизнеса и предпринимательства – один из ключевых факторов общественной стабильности и нашего суверенитета.

Основные направления Президентом России были определены: это улучшение делового, инвестиционного климата, рост эффективности и модернизация отраслей экономики, профессиональное образование, новые форматы государственно-частного партнёрства, в тесном взаимодействии с регионами, муниципалитетами, общественными объединениями, бизнес-объединениями.

«Я абсолютно уверен, именно малый и средний бизнес будет являться катализатором, драйвером экономического развития России, её суверенитета, как экономического, так и промышленного, и финансового» (Председатель Правительства Российской Федерации М.В.Мишустин).

Сейчас действует целая система мер помощи малым и средним предприятиям. Это и специальные условия кредитования, гарантии по займам, выделение грантов социальным и молодым предпринимателям.

В 2022 году они получили около 1,2 трлн. рублей по льготным ставкам. По всем ключевым инструментам поддержки увеличены охваты.

Была структурирована работа в рамках нацпроекта. Выделены меры, которые направлены на формирование условий для лёгкого старта бизнеса, а также комплексной системы акселерации для укрепления роста компаний.

Год назад также были усилены стимулы для наращивания спроса на продукцию предпринимателей. Например, увеличена квота по закупкам государственных компаний – с 20 до 25%.

В результате крупнейшие заказчики направили на это свыше 7 трлн. рублей. Оказывается консультативное, образовательное и маркетинговое содействие, как предприятиям, так и самозанятым гражданам.

За четыре года создано около 40 промышленных парков для тех организаций, которые занимаются производством.

Усилить положительный эффект такого подхода к бизнесу позволило развитие более гибкого налогового режима. В прошлом году заработали сразу два таких механизма.

Автоматизированная упрощённая система налогообложения рассчитана на компании и предпринимателей с численностью сотрудников до пяти человек и годовым доходом до 60 млн. рублей. Она помогает им избавиться от рутины и, что самое важное, практически полностью избавиться от отчётности.

Дополнительно организации общественного питания (сумма доходов которых за год не превышает 2 млрд. рублей) освобождены от НДС. Кроме того, если на них работает менее полутора тысяч человек, они платят страховые взносы не 30%, а 15%.

Несмотря на вызовы, связанные сначала с пандемией, а потом с санкциями, за четыре года количество субъектов МСП выросло. Численность занятых по итогам последнего квартала прошлого года превысила 28 миллионов человек, в первую очередь за счёт почти 4-х миллионов индивидуальных предпринимателей и самозанятых, которых сейчас уже свыше 7,5 миллиона человек.

Совершенствуются инструменты, которые позволяют оказывать помощь более адресно. Донастроены единый реестр субъектов МСП и реестр получателей грантовой и другой поддержки.

Значительно продвинулись в обработке аналитических данных, благодаря чему удалось оперативно обеспечить корректировку и повышение эффективности, как самих принимаемых мер, так и ресурсов на их реализацию.

Также идёт перевод взаимодействия государства и бизнеса в цифровое пространство. Запущена платформа «МСП.РФ». Благодаря ей, сегодня можно получить услуги дистанционно из любой точки страны, от форм поддержки –федеральных, отраслевых, региональных, муниципальных, если они есть, – до наставника, можно найти на платформе «МСП.РФ».

Очень важное направление – это снижение административной нагрузки. В 2022 году был введён мораторий на проверки. Они проводились в исключительных случаях – при угрозе жизни и здоровью граждан – и лишь в отношении ограниченного круга предприятий.

В итоге число таких мероприятий снизилось до исторического минимума – менее 340 тыс. Из них в отношении МСП – лишь треть.

Проведено переориентирование контролёров на профилактическую работу. Было проведено более 560 тыс. таких визитов, но когда предпринимателям помогали, объясняли, как сделать правильно, а не штрафовали.

Одной из первостепенных задач на сегодня является интеграция этих регионов в общую систему поддержки малого и среднего предпринимательства, которая действует на всей территории Российской Федерации. Формируется институциональная база, и вновь создаваемые индивидуальные предприниматели и юридические лица включаются в единый реестр МСП.

Сами субъекты федерации тоже присоединяются к такой работе, принимают соответствующие законы и нормативные акты. За время действия национального проекта были существенно улучшены подходы к поддержке малого бизнеса и инструменты для развития. Всё это позволило добиться количественного роста сектора малого и среднего предпринимательства.

Так, если сравнивать российский сектор малого бизнеса с другими странами, то по показателю числа субъектов МСП на тысячу человек населения Россия находится в числе лидеров. Но при этом роль самого малого бизнеса, если судить по показателю доли ВВП, в экономике ниже. То есть у нас каждый субъект МСП в России в среднем создаёт пока меньше рабочих мест и меньше добавленной стоимости, чем субъект МСП за рубежом.

В этой связи важно, используя накопленный опыт, выйти на качественный рост малого и среднего бизнеса, прежде всего за счёт роста уже действующих предприятий. А для этого необходимы условия, чтобы у нас компании более активно переходили из одной категории в другую – из ИП в микробизнес, из микробизнеса в малый бизнес, из малого в средний, и дальше тоже не останавливались на среднем бизнесе.

В этой связи органам государственной власти и бизнес сообществу важно проанализировать и понять, какие же у нас есть барьеры, что нужно, для того чтобы бизнес активнее рос, чтобы обеспечить качественный рост и качественные изменения малого и среднего бизнеса.

Необходима действенная помощь начинающим предпринимателям (по статистике у нас в течение первых двух лет 51% МСП закрывается) по вопросам обучения и организации бизнеса, расчёта и приобретения необходимых ресурсов, в первую очередь финансовых.

В этой связи необходимо сфокусироваться на адресной поддержке повышения компетенций предпринимателей на базе центров «Мой бизнес» и цифровой платформы «МСП.РФ». А для начинающих МСП из приоритетных отраслей ещё и обеспечить доступ к специализированным финансовым мерам поддержки – это гарантии наших гарантийных организаций, гранты и льготные микрозаймы. 

Большинство субъектов МСП не могут перешагнуть категорию микропредприятия. Лишь 3% МСП переходят из микро в малые предприятия. И тоже причина такая, что не могут справиться с барьерами роста, в том числе с повышенной налоговой нагрузкой. Потому что как раз между микро и малыми лежит переход с упрощённой системы налогообложения на обычную, с более сложной отчётностью и необходимостью сталкиваться на каком-то этапе с контрольно-надзорными органами.

В этой связи, как правило, как раз МСП и используют, чтобы не переходить к росту, дробление, диверсификацию бизнеса. По данным платформы «МСП.РФ», в стране 30 тыс. предприятий, у которых учредители имеют три и более компании. То есть явные признаки того, что боятся расти, даже не столько из-за налогов, сколько по совокупности.

Состояние современной системы госзакупок в стране характеризуется наличием ряда факторов, тормозящих развитие малого и среднего предпринимательства. Основными недостатками существующей системы государственных закупок являются: отсутствие четкости и унификации технологий, сложность процедур проведения, а также возможности использования, нарушающих законодательство, «серых» схем.

Большие резервы для роста малого и среднего бизнеса – в совершенствовании системы управления мерами поддержки.

Важно преодолеть ведомственные барьеры между институтами развития, министерствами, регионами и обеспечить полноценную координацию всех востребованных мер поддержки, особенно финансовых.

На базе нацпроекта существенно продвинулись в технологизации, цифровизации представленных мер поддержки и анализе их эффективности. Используя все данные, помогло ограничить доступ поддержки мимикрирующих под МСП компаний, счёт чего существенно повысилась адресность и охват поддержкой при тех же бюджетных затратах.

Важно стимулировать заинтересованность крупного бизнеса в продукции и услугах малого бизнеса, расширение кооперации, которая будет выгодна всем участникам.

Важно также обеспечить запуск программы грантовой поддержки предпринимателей, которые занимаются в первую очередь социально значимыми проектами.

Для достижения любых общегосударственных целей, включая системную поддержку малого и среднего предпринимательства, все системы государства должны функционировать во взаимосвязи и взаимодействии, для чего целесообразно воссоздание системы единого общегосударственного хозяйственного планирования.

Президиум Ассоциации социальных сподвижников  Президента России считает важным отметить следующее:

– поддержать предложение Президента Российской Федерации В.В.Путина –  объявить в России пятилетие предпринимательского труда;

– поддержать  Декларацию о взаимодействии крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства (разработана Минэкономразвития России, при участии Общероссийской общественной организацией «ОПОРА РОССИИ» и других деловых объединений, и утверждена Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации);

– поддержать Декларацию солидарной ответственности российского бизнеса в рамках общенациональной акции #МЫВМЕСТЕ;

– обратиться в Министерство экономического развития Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о разработке  специальных условий кредитования, гарантии по займам, выделение грантов для предпринимателей, которые занимаются социально-значимыми проектами и молодым предпринимателям;

– обратиться в Министерство экономического развития Российской Федерации с предложением, совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия»,  Общероссийской общественной организацией «ОПОРА РОССИИ»,  рассмотреть вопрос о разработке мер по улучшению взаимодействия между крупным бизнесом и предприятиями малого и среднего бизнеса, усилению мотивации и заинтересованности крупного бизнеса в приобретении продукции и услугах малого бизнеса;

– обратить внимание Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на необходимость формирования и осуществления эффективных и комплексных мер по развитию сельскохозяйственной кооперации, направленной на повышение эффективности и доходности сельскохозяйственного производства в сельской местности, в том числе малых форм хозяйствования, увеличению количества действующих сельскохозяйственных кооперативов, созданию новых рабочих мест в сельской местности;

– обратить внимание Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на необходимость дальнейшего совершенствования системы среднего профессионального образования, в том числе подготовки и переподготовки кадров для работы в сфере малого и среднего предпринимательства, создания современной производственной базы учебных заведений.