Анатолий Степанов: Кто и почему противится канонизации Суворова?

Точка зрения

Мы имеем дело с причудливым феноменом влияния католического понимания церковности и Церкви

Как сообщалось, в Санкт-Петербурге 24 августа состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Из решений Синода большой резонанс вызвало предложение Святейшего Патриарха Кирилла: вернуться к вопросу церковного прославления выдающегося русского военачальника и благочестивого христианина генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.

История с попыткой церковного прославления А.В.Суворова заслуживает отдельного внимания. Вопрос поднимается давно. Было множество обращений в Священный Синод со стороны православных христиан, общественных объединений, почитающих память Суворова, офицеров – выпускников Суворовских училищ, общественной организации «Омофор – Суворовский призыв», которой руководит известный военачальник генерал А.В.Черкасов (трудами организации восстанавливается суворовский храм в селе Кистыш Владимирской области).

Проводились конференции, посвящённые Суворову, на которых рассматривался его христианский подвиг – следование в военном деле заповедям Христовым. В частности, 26 марта 2022 года в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами по благословению епископа Савватия (Загребельного) состоялась научно-богословская конференция «Аз есмь твой Суворов», посвящённая великому сыну России.

Тем не менее, вопрос с церковным прославлением Суворова в Патриархии не двигался по непонятным причинам. Хотя для канонизации генералиссимуса есть достаточно оснований. Известен благочестивый образ жизни, которому следовал выдающийся русский военачальник, известны его молитвенная жизнь, обращения к Богу накануне выдающихся сражений. Всё это хорошо и давно известно, но, тем не менее, не было никакого движения в процессе его канонизации.

И вот понадобилось личное обращение Святейшего Патриарха Кирилла к Синодальной комиссии по канонизации святых для повторного рассмотрения вопроса о церковном прославлении великого сына Отечества и Русской Церкви.

И тут же, словно по мановению, палочки выявились противники церковной канонизации Суворова. Первые среди них – либеральные деятели, которые по всякому поводу выступают против государства Российского, как впрочем, и против законной церковной власти. Среди них – в прошлом высокопоставленный чиновник Московской Патриархии Сергей Чапнин, ныне сбежавший в Америку, его супруга Ксения Лученко, проживающая в Черногории, и ряд других церковных публицистов, известных своей либеральной политической физиономией. Впрочем, некоторые явно остереглись поставить под сомнение инициативу Патриарха, а начали рассуждать на темы, что не всех нужно канонизировать, что прославление в лике святых – это не награда и т.д. и т.п.

Однако дело не в церковных либералах, вряд ли они имеют влияние на решение церковных чиновников, поставленных решать эти вопросы. Ну, разве что у них одинаковый взгляд – либерально-антигосударственный – на отношения Церкви и Государства.

Проблема, на мой взгляд, гораздо глубже. Канонизация Суворова тормозилась именно на церковном уровне – сотрудниками Синодальной комиссией по канонизации святых. И вот на это следует посмотреть, куда более внимательно.

На мой взгляд, в данном случае мы имеем дело с причудливым феноменом господства в умах некоторой части духовенства и епископата католического понимания церковности и Церкви. Отсюда и скрытый антигосударственный посыл!

Нетрудно заметить, что в последнее десятилетия Русской Церковью прославляются в лике святых в основном священнослужители. Канонизированных мирян можно, наверное, пересчитать по пальцам: Царская Семья и врач-мученик Евгений Боткин, великая княгиня Елизавета Фёдоровна (которую к тому же канонизировали в лике преподобномученицы, хотя она не была монахиней) и некоторые миряне, пострадавшие вместе со священнослужителями в годы репрессий (например, профессор Юрий Новицкий и адвокат Иоанн Ковшаров, убиенные вместе с митрополитом Вениамином и архимандритом Сергием).

Отдельная история – прославление праведного воина Феодора (адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова), канонизация которого состоялась благодаря авторитету и личному вмешательству тогдашнего председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) – нынешнего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. (Блаженные Матрона Московская и Ксения Петербуржская – не в счёт, народ их так давно почитал, что игнорировать было невозможно.)

В основном Синодальная комиссия по канонизации святых (как и епархиальные) готовят к канонизации в основном священнослужителей, пострадавших во время репрессий. И среди них – редкий случай канонизация мирян, только если они были расстреляны вместе со священнослужителями или монахами. А остальные миряне, подразумевается, умирали не за Христа, а «за политику». Подозреваю, что и Царственных Мучеников не прославили бы так легко, если бы не стоял на повестке вопрос о воссоединении с Зарубежной Церковью…

Известна вопиюще скандальная история с отказом в церковном прославлении убиенного воина Евгения Родионова, несмотря на то, что он широко почитается среди православных людей не только в России, но и в Сербии. Но «нет доказательств мученичества за Христа», «нет свидетельств благочестивой жизни до мученической кончины». Такое впечатление, что решение принимают просто святые люди! Дать им волю, они бы, наверняка, расканонизировали многих древних святых, которые даже не были крещены перед своей мученической кончиной.

В этом просматривается влияние католического понимания церковности. Как известно, католики разделяют церковь на учащую (священнослужителей) и учащуюся (мирян), они и причащаются разным чином. То есть у католиков искажено само понятие о соборности Церкви. В этом одно из принципиальных отличий православия от католицизма.

И этот дух католичества незримо проникает в нашу церковную среду. Тут и там от священников можно услышать такие фразы: «Мы – церковь и вы – миряне».

Вот этот католический подход к пониманию святости является главным препятствием на пути церковного прославления Александра Васильевича Суворова, поэтому и пытаются найти всевозможные изъяны в его биографии.

Этот окатоличенный подход вопиющим образом противоречит вековой традиции Русской Церкви. Достаточно взглянуть в наши святцы, где мы можем увидеть среди прославленных Церковью огромное количество благочестивых князей-воинов. Причем, не только князей-мучеников, но и князей, которые скончались собственной смертью, но вели благочестивый образ жизни, воевали за Отечество, укрепляли государство.

Остаётся надеяться, что личное поручение Святейшего Патриарха переломит эту пагубную тенденцию. И генералиссимус Александр Васильевич Суворов будет причислен к лику русских святых. И наше доблестное воинство, защитники нашего Отечества, за которых Церковь молится за каждой литургией, получит небесного покровителя и заступника!

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания, член Союза писателей России

Источник