Скифы, сарматы, русы, славяне – это один народ. Полный список доказательств

История

Всего сотню лет назад все знали, что русы — это и есть скифы

Сегодня утверждение, что славяне-русы являются потомками скифов будоражит своей экзотичностью и воспринимается как смелая гипотеза. Однако, еще всего сотню лет назад — это воспринималось как общеизвестный факт — аксиома. ВСЕ ЗНАЛИ, что русы — это и есть скифы. Писали об этом и античные авторы, и составители одного из древнейших русских исторических сказаний («Сказание о Словене и Русе»), это совершенно обыденным образом упоминалась в трудах русских историков и этнографов, и являлось прописной истиной в учебнике истории Дильтея, по которому обучалось российское дворянство.

В данной статье мы решили собрать наиболее яркие цитаты разных авторов посвященные этой теме, дабы развеять любые сомнения в том, что наши недавние предки были совершенно УВЕРЕНЫ в тождественности скифов, сарматов и славян. И, конечно, дополнили это любопытными фактами, связанными с вопросом.

Кстати, знаете ли вы, что скифская история сохранилась относительно хорошо и в свободном доступе даже есть исторические труды XVIII века, в которых можно найти поименный список всех наших — скифских — царей с описанием ключевых событий их биографий? Об этом мы также расскажем в конце статьи.

Изображение на скифской золотой вазе, найденной в Куль-Обской гробнице близ Керчи IV в до. Р.Х.

Изображение на скифской золотой вазе, найденной в Куль-Обской гробнице близ Керчи IV в до. Р.Х.

Цитаты историков разных времен

Античные, европейские и иные авторы

Античные авторы (Страбон, Тацит, Прокопий Кесарийский и проч.) именовали славян разными именами — русы, руги, венеды, анты, роксолане, споры, скифы, сарматы. Довольно часто они дают прямые уточнения, что скифы, сарматы, венеды и славяне — суть одно и то же. Порой таких уточнений в текстах нет, и речь идет просто о скифах. Как бы то ни было по географическим привязкам ясно, что все что севернее Черного моря и западнее Карпатских гор и именуется Скифией/Сарматией.

  • Плиний Старший в своей «Ествественной истории» (98 г. н. э.) писал:

«Некоторые писатели передают, что эти местности вплоть до реки Вистулы (Вислы) заселены сарматами, венедами, скифами, гиррами».

  • По мнению Птолемея за Карпатами проживали племена, которых он обобщенно называл сарматами.
  • «Отец истории» Геродот (V-й век до н. э.) посвятил Скифиии целую книгу в своей «Истории греко-персидский войн», описав их с такой подробностью и детальной привязкой к местности, что позволило впоследствии историкам ввести в оборот такое понятие «Геродотова Скифия». Он разделяет скифов на отдельные подгруппы, часть из которых являются не сеющими и не пашущими кочевниками, а часть скифами-пахарями и скифами-земледельцами. Пишет он о распространении у них курганной культуры, невероятной воинской доблести и презрению к материальным благам: «злато и серебро они столь же презирали, сколь прочие смертные желали его». Интересно и его описание внешности скифов:

«Они… красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет».

Районы обитания скифов и их соседей, упоминавшихся Геродотом в V  в. до н. э. (по Кольцову И.Е.)

Районы обитания скифов и их соседей, упоминавшихся Геродотом в V в. до н. э. (по Кольцову И.Е.)

О тождественности скифов и русов (русских) говорит и грузинский манускрипт под названием «Осада Константинополя скифами, кои суть русские, и поход императора Ираклия в Персию». Считается, что это перевод с греческого на грузинский выполненный в 1042 году (впоследствии принадлежал Тифлисскому церковному музею).

Мавро Орбини

Один из интереснейших материалов, посвященных древнейшей истории славян — это труд далматского священника Мавро Орбини 1601 г. «Славянское царство». Примечателен он тем, что автор написал свою книгу, базируясь на более чем 150 источниках, ссылки на которые он детально приводит в своем тексте. Среди них есть как имена известных историков — Саксон Грамматик, Плутарх, Флавий, Цицерон, Адам Бременский, так и множество имен, труды которых до наших дней не дошли вовсе. Удивляться этому не приходится, ведь они писали о том, что не согласуется с «общепринятой» версией древней мировой истории, в которой как бы нет места славянам. Видимо, только по счастливой случайности уцелела книга самого Орбини и через нее мы можем познакомиться с сотнями свидетельств о древней жизни наших предков. Например:

«…согласно священному писанию Ветхого Завета и общему мнению историков, Иафет, старший сын Ноя, от которого пошло славянское племя, после достопямятного потопа изначально удалился в Азию, а позднее его потомки двинулись в Европу на север, проникнув с страну, называемую ныне Скандинавией…»(Петр Крусбер Голландский в III книге о северных народах, Видукинд Вагрийский в I книге «Германии», Александр Гваньини в «Сарматии»)

Скифские золотые украшения на конской сбруе

Скифские золотые украшения на конской сбруе

«…неисчислимо размножились…сыновья и потомки Иафета имели двести отчизн и занимали земли, расположенные к северу от горы Тавр в Киликии, по Северному Океану, половину Азии, и по всей Европе вплоть до Британского Океана»(Блаженный Августин в своем труде «О граде Божьем»)

Как следует далее из текста, когда Скандинавия перестала вмещать их, они покорили Европейскую Сарматию и разделились на несколько колен под разными названиями.

«Звались они венеды, славяне, анты, верлы или герулы, аланы или массагеты, гирры, скирры, сирбы, эминхлены, даки, шведы, фены или финны, пруссы, вандалы, бургундионы, готы, остроготы, визиготы, геты…роксоланы, или русские и московиты, поляки, чехи, силезцы и болгары. Все эти народы были одного славянского племени»(Ян Дубравий «История Богемии»)

«…историки того временим называют (их) сарматами и скифами, мы венедами, а сами они называют себя славянами»(Иоганн Авентин)

Андрей Клименко. Темной древности загадки.

Андрей Клименко. Темной древности загадки.

Далее Мавро Орбини детально описывает деяния и военные победы славян, в том числе их противостояние с Александром Македонским, в котором он понес значительные потери и так и не смог покорить скифские народы. Читать подробнее про персидский эпос “Искандер-наме”, повествующий о войне Алексанра с русами и их царем Кинталом.

«Тогда неукротимое славянское племя впервые вторглось в Истрию и дошло до подступов к Венеции. Это племя скифского происхождения, нападая вместе с другими племенами на Римскую империю, стяжало себе славное имя воинской доблестью.»(Бернардо Джустиниани, «История Венеции»).

 Сверху - мечи из раскопок скифских могил; в середине - мечи с Траяновой колонны; последние три - мечи из русских могил

Сверху – мечи из раскопок скифских могил; в середине – мечи с Траяновой колонны; последние три – мечи из русских могил

«Сказание о Словене и Русе»

Информацию собранную Мавро Орбини полностью подтверждает и «Сказание о Словене и Русе», имевшее широчайшую популярность на Руси, по крайней мере в XVII—XVIII вв. Текст «Сказания» сохранился в нескольких версиях и сегодня доступен в таких источниках как «Мазуринский летописец» и «Сказание о земле Вятской». Построен он по жесткой структуре «дата — событие», то есть представляет собой именно летопись, а не миф, при этом история славян здесь начинается… от 2-го лета после Потопа («от создания света 2244-е лето» = 3264 г. до н. э. в пересчете на современное летоисчисление).

Александр Угланов. Охота князя Словена.

Александр Угланов. Охота князя Словена.

И вот что здесь написано про скифов:

«По мале же времени правнуцы Афетовы Скиф и Зардан отлучишася от братий своея и от рода своего, от западных стран, и коснушася полуденных стран и вселишася во Ексинопонте и живяху тамо многа лета, и от сих породишася сынове и внуцы, и умножишася зело, и прозвашася по имяни прадеда своего Скифа Скифия Великая. И бысть между ими распря и междоусобие, крамола многа тесноты ради места. Начальницы же тогда родители их княжаху единого отца дети, пяточислении кровницы, им же имена суть: 1) Словен, 2) Рус, 3) Болгар, 4) Коман, 5) Истер…» (Сказание о Словене и Русе)

Всеволод Иванов. Время духа Лютича. Путь на город Словенск.

Всеволод Иванов. Время духа Лютича. Путь на город Словенск.

Далее описывается как часть скифов, под предводительством Словена и Руса уходят в поисках новых земель на север и в 2423  г. до н. э. (!!!) основывают два города — Словенск и Русу, названные по именами этих самых князей, после чего их жители — то есть следующие поколения скифов — начинают именоваться по-новому — словенами и русами:

«…И старейший Словен с родом своим и со всеми своими иже под рукою его, седе на реце зовомой тогда Мутная, последи Волховом проименовася, и поставиша град, поименоваша по имени князя своего Словенск великий, иже напоследи Новгород великий проименовася… И от того времяни новопришельцы Скифские начаху именоватися Словяне.» (Сказание о Словене и Русе)

Читать подробный разбор текста “Сказания о Словене и Русе” .

Русские летописи, историки, археологи и публицисты

Удивительно, но сведения о скифах, как «объединяющем» всех славян названии есть даже в «Повести временных лет» Нестора! Перечисляя наименования всех славянских родов и племен в начале текста, автор указывает, что кроме уже названные есть еще:

«…бѣ множество ихъ, сѣдяху бо по Бугу и по Днепру олив до моря… да то ся зовяху от Грѣкъ Великая скуфь».

Женские головные уборы на терракотовых скифских изображениях.

Женские головные уборы на терракотовых скифских изображениях.

Кстати, в Киевском Синопсисе — который был главной и самой авторитетной книгой по истории до того как Герхардом Миллером была написана новая ее версия — хоть и не значится именно скифы, зато указаны непосредственно славяне: именно они согласно тексту помогли Александру Македонскому утвердить власть над миром, за что он даровал им навечно все их исконные земли. Также там указано, что славянский князь Одоакр захватил Рим и правил там 30 лет, а Рюрик — это выходец из балтийских славян, который с рождения говорил по-русски. Впрочем, Киевский Синопсис достоин отдельно исследования — мы же продолжим со скифской темой.

В 1692 г. историк и переводчик Андрей Иванович Лызлов выпускает целый труд под названием «Скифская история», где в частности подробно указывает границы скифских земель (от Дона до Индии и от Черноморья до Ледовитого океана):

«Границы же скифийския з запада от реки Дону [а Ботер, описатель всего света, полагает от Волги, еже и приличнее имать быти]. На восток солнца до пределов хийских, иже со Индиею. С полудня от моря Меотскаго, то есть Азовскаго, и Каспийскаго, то есть Хвалисскаго. На полнощь даже до океана скифийскаго Ледоватаго.»

Карта Скифии Кристофора Целлариуса (Келлера) XVIII в. Для ориентиров зеленым выделены Гиперборейские горы (вероятно — Урал), а также истоки рек Инд и Ганг. Как видно на карте вся местность от Урала до Индии, и далее — на восток — испещрена указаниями на скифов. Северный Ледовитый Океан подписан как Скифский, что исключает их локализацию на в Средней Азии — речь идет о ВСЕЙ Евразии.

Карта Скифии Кристофора Целлариуса (Келлера) XVIII в. Для ориентиров зеленым выделены Гиперборейские горы (вероятно — Урал), а также истоки рек Инд и Ганг. Как видно на карте вся местность от Урала до Индии, и далее — на восток — испещрена указаниями на скифов. Северный Ледовитый Океан подписан как Скифский, что исключает их локализацию на в Средней Азии — речь идет о ВСЕЙ Евразии.

А также дает понять, что для древних авторов вовсе не было различий между скифами, сарматами и славянами.

«…. славяне, прародители наши — москва, россиане и прочие, их же древния историки для общих границ единако и обще скифами и сарматами называли».

В двуязычном русско-французском учебнике по истории для русского дворянства 1763 г. авторства Ф. Г. Дильтея прямо указано, что Россия раньше называлась Скифией и дается объяснение значения слова «скиф» — от славенского слова «скит», означающий «блудящий», «кочующий».

 Сегодня утверждение, что славяне-русы являются потомками скифов будоражит своей экзотичностью и воспринимается как смелая гипотеза.-11
 Сегодня утверждение, что славяне-русы являются потомками скифов будоражит своей экзотичностью и воспринимается как смелая гипотеза.-12
Страницы из учебника Ф. Г. Дильтея 1763 года «Первые основания универсальной истории с сокращенной хронологиею в пользу обучающегося российского дворянства»

Страницы из учебника Ф. Г. Дильтея 1763 года «Первые основания универсальной истории с сокращенной хронологиею в пользу обучающегося российского дворянства»

Не обошла вниманием скифскую тематику и Екатерина II, которая в своих «Записках касательно российской истории» 1787 года в следующей обтекаемой манере писала о близости скифов и славян:

«…северные скифы одного языка со славянами».

Сверху - серьги из раскопок скифских могил; снизу - серьги из раскопок русских могил.

Сверху – серьги из раскопок скифских могил; снизу – серьги из раскопок русских могил.

В XIX веке известный историк Егор Классен в книге «Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов» обстоятельно доказывает тождественность понятий скифы, славяне и русы. Он сводит все упоминания об этих народах в трудах античных и современных ему авторов воедино и делает следующий окончательный вывод:

«Скифы признаны уже новейшими учеными всех народов за Славян».

Скифов и сарматов отождествляли со славянами такие историки, археологи и публицисты как Ю. И. Венелин, Д. И. Иловайский, Д. Я. Самоквасов, И. Е. Забелин, П. Шафарик, А. Д. Чертков, А. С. Лаппо-Данилевский, В. М. Флоринский. При этом последний в книге «Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни» 1894—1897 гг. делает следующее уточнение:

«Из этих кратких исторических указаний (античных авторов) можно вывести заключение, что скифы и сарматы в племенном отношении были родственны между собой. Первые во время Геродота, вероятно, составляли северную ветвь славянских племен, вторые — юго-восточную, переплетённую с народностями, входившими некогда в состав персидской, а может быть, отчасти и ассирийской монархии».

 Сегодня утверждение, что славяне-русы являются потомками скифов будоражит своей экзотичностью и воспринимается как смелая гипотеза.-15

В 1881 году В.А. и А. В. Прохоровы выпустили огромный иллюстрированный сборник в 4-томах, посвященный истории русских одежд и предметов быта — «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной, издаваемые по Высочайшему соизволению В. А. Прохоровым». Примечательно, что он открывается обзором находок из скифских курганов, другая же его часть почти полностью посвящена сравнению узоров и мотивов из «исконно» славянских захоронений со скифскими — и единственный возможный вывод — они идентичны. В данной статье мы приводим множество иллюстраций из данной книги.

Интересно, что на рубеже веков и вплоть до 30-х годов XX века скифская тема занимала чуть ли не центральное место в умах интеллигенции, историков и поэтов. Ее всплеск связан с масштабными раскопками курганов — велись они в России повсеместно еще с 1763 г., но особенно богатая коллекция скифских предметов была найдена в 1912—1913 гг. при раскопках близ Никополя.

Конская сбруя и украшения 1.(первый ряд) на конях Скифов и Амазонок. 2 и далее - на конях Сассанидских, Египетских, Ассирийских и Вавилонских.

Конская сбруя и украшения 1.(первый ряд) на конях Скифов и Амазонок. 2 и далее – на конях Сассанидских, Египетских, Ассирийских и Вавилонских.

Мы — те, об ком шептали в старину,
С невольной дрожью, эллинские мифы…

(«Мы — скифы», Валерий Брюсов)

Скифами в той или иной мере вдохновлен весь Серебряный век русской поэзии, в частности многочисленные упоминания о скифах в формате «мы», «нам», «наш» есть у А. Ахматовой, К. Бальмонта, В. Брюсова, И. Бунина, Э. Германа, З. Гиппиус, Р. Гуля, Н. Гумилева, С. Есенина, Е.Замятин, Ф. Зелинский, Вяч. Иванова, Н. Клюева, Е. Кузьминой-Караваевой, Б. Лившица, О. Мандельштама, Д. Пинеса, Ф. Сологуба, О. Форш, В. Хлебникова, М. Цветаевой, Г. Шенгели.

«Хмура Волга и степь непогожа, / Где курганы пурга замела»

(Николай Клюев)

Силами Иванова-Разумника были изданы два объемных альманаха «Скифы» (на базе одноименного скифского кружка), в который в частности обсуждались вопросы какова суть «скифского характера» и что есть «духовное скифство» — разумеется в приложении к характеру русскому, который воспринимался не иначе как основной носитель скифства (и это — аксиома!). Популярна была трактовка «скифского» как чего-то свободного, сильного, дерзкого, победного, бунтарского, обращенного к силам природы, противопоставленного западному. Стихийность, мощь, вихрь, напор — вот что есть скифы-русы в сознании деятелей Серебряного века.

Наконец, уже в наши дни академик Анатолий Клесов, на базе ДНК-генеалогии исследовал останки в скифских курганах и подтвердил, что «первые же исследования древних ДНК из захоронений показали, что погребённые в скорченном положении на правом боку в памятниках скифского времени имеют гаплогруппу R1a, а погребённые в вытянутом положении на спине имеют гаплогруппу R1b2» (Анатолий Клёсов, Ахмед Глашев «Скифы, сарматы, аланы: происхождение, наследие, ДНК»). Первых он признаёт в качестве скифов, а вторых — в качестве сарматов. Как известно, гаплогруппа R1a является преобладающей у населения современной России (более 60%), а родственная ей гаплогруппа R1b2 в большей мере распространена в Европе.

Евгений Край. Раненый скиф.

Евгений Край. Раненый скиф.

Золото Сибири. Загадочный народ чудь.

В „скифскую“ историческую парадигму идеально вписывается и вычеркнутое из современной истории государство Тартария, которое обозначено на 99% старый карт до XVIII века. Так, на пояснениях к самим картам, а также и во многих справочниках прямо указано, что

„Великая Тартария называлась в древние времена Скифиею“.

„Новейшая география“ 1809 г.

„Новейшая география“ 1809 г.

На тех же картах взаимозаменяемыми и тождественными названиями являются Скифский и Тартарский океан (он же Северный Ледовитый).

Карта России Меркатора 1595 г. Фрагмент.

Карта России Меркатора 1595 г. Фрагмент.

Напрашивается вывод, что часть скифов, переселившиеся на север и основавшие Новгород (Словенск) и Русу, составили бОльшую часть государства, известного впоследствии как Русь, и стали вести более оседлый образ жизни (вспомним скифов-пахарей у Геродота). Другая же их часть заняла просторы от Урала до Дальнего Востока и от Средней Азии до Ледовитого океана — то есть стала тем, что известно как государство Тартария, сохранив большей частью традиции кочевой жизни. Впрочем, на картах мы видим и огромное количество городов именно в районе Дальнего Востока (!), о которых современным ученым неизвестно ничего, более того, никто даже серьезно не занимается их поисками.

С другой стороны, вся Сибирь буквально наводнена (по крайней мере была) золотыми изделиями тончайшей работы, „не уступающими греческим аналогам“ — именно так отзывался о них историк Миллер, написавший впоследствии русскую историю.

Скифские золотые украшения конской сбруи

Скифские золотые украшения конской сбруи

Исходя из имеющейся в открытом доступе информации получается, что восточная скифско-тартарская империя пришла в упадок примерно к XVII–XVIII веку. То есть даже скорее не „пришла в упадок“, а по каким-то причинам полностью „обезлюдела“. По крайней мере именно в это время начинается активное „освоение“ сибирских курганов в поисках золота — на тот момент „хозяев“ этих курганов уже не было, а немногочисленное местное население (коми-пермяки, манси, и проч.) НЕ ассоциировало себя с данными артефактами.

Примечательно, что изначально темой сибирского/скифского золота занялись именно европейцы причем интерес их был скорее коммерческий, нежели искусствоведческий — так, это Николас Витсен (бургомистр Амстердама, управляющий Ост-Индской компанией) рассказал Петру Первому о несметных золотых сокровищах в курганах Сибири. Появился даже специальный термин „бугрование“ — то есть поиск золота в скифских курганах Сибири. Этот промысел приносил куда больше доходов, чем пресловутая пушнина, золотые изделия извлекали из земли буквально тоннами, переплавляли или продавали в Европу.

Изображения на скифских золотых пластинах и других вещах, найденные в скифских гробницах

Изображения на скифских золотых пластинах и других вещах, найденные в скифских гробницах

Об этом очень подробно рассказывает в своих видео „Сибирская Русь“ доктор исторических наук профессор Александр Владимирович Пыжиков (2003–2004 зам.министра образования РФ), который также объясняет чем именно в Сибири 10 лет занимался небезызвестный историограф Герхард Миллер (1705–1783), назвавший впоследствии все эти территории „неисторической“ землей: а он собирал информацию о скифских древностях и вырабатывал концепцию того, как все это вписать в единую историческую парадигму, которую собственно Миллер и должен был составить.

Само исследование скифских курганов, по мнению Пыжикова, Миллер провел на высочайшем уровне профессионализма, а вот выводы сделал самые странные — якобы, здесь в Сибири, располагался центр („логово“) татаро-монгол, а наличие несметного количества золотых изделий высочайшего качества (это он признавал и до крайности тому удивлялся) объясняется тем, что татаро-монголы свозили с захваченных ими территорий огромное количество мастеров, в частности из Европы, которые и создали все эти шедевры. Впрочем, логика историка XVIII века понятна — доказать, что „цивилизация“ шла на дикий Восток из Европы, единая же „скифская“ история России, самодостаточная сама по себе, в рамках подобной концепции, конечно, не к чему.

Аналогичная „золотая лихорадка“ происходила и на территории Урала — где был распространен несколько другой, но все же довольно близкий к скифскому — пермский звериный стиль (читать подробнее). Александр Теплоухов (отец известного собирателя пермских древностей) указывал, что ежегодно в одну только Вятку на переплавку свозилось до 30 пудов серебряных и 20 пудов золотых изделий (!) со всего региона (пуд = 16,38 кг, то есть годовой объем приближается к тонне).

 Сегодня утверждение, что славяне-русы являются потомками скифов будоражит своей экзотичностью и воспринимается как смелая гипотеза.-22

«Всех, кому приходилось проезжать по Чердынскому или Соликамскому уездам, прямо поражают рассказы крестьян о многочисленных находках этих памятников и легкость приобретения их. Например, в 1915 г. в селе Верх-Боровском Чердынского уезда крестьяне предлагали нам массу чудских находок по цене 5 руб. за ковш».(П.Богаевский)

Коллекция восстановленная в металле в 2014 году по эскизам Н. К. Рериха

Коллекция восстановленная в металле в 2014 году по эскизам Н. К. Рериха

Интересно в этом смысле еще и то, что авторами изделий пермского звериного стиля считается загадочный народ чуди, также упоминания о чуди распространены и по всей территории Сибири, полностью совпадая по ареалу с землями восточных скифов. При этом как минимум в нескольких исторических трудах (в том числе в истории князя Щербатова) народ Чуди прямо назван остатками скифского племени. Одновременно с этим в легендах о чуди прочно укоренился признак «ушли под землю», который трактуют совершенно по-разному — то ли они переселились в какие-то подземные пещеры, где до сих пор живут, то ли заживо заваливали себя каменными валунами и землей, вышибая бревна подпорки, дабы не «сдаваться», но можно посмотреть на это и под другим углом: «ушли под землю» = провалились под землю, как говорится — в Тартарары.

Н. К. Рерих. Чудь подземная

Н. К. Рерих. Чудь подземная

Удивительно, но сравнение древних карт Тартарии с современными — в частности по изгибам и устьям рек показывает, что береговая линия — то есть именно та территория, где располагалась подавляющее количество городов Тартарии — сегодня должна находится под водой. И пусть предположение кажется чем-то на грани фантастики, но на самом деле его следует рассмотреть с максимальным вниманием, так как лучшего объяснения произошедшему, чем некий крупномасштабный природный катаклизм с частичным провалом литосферных плит просто нет. С высокой долей вероятности именно такое событие привело к гибели Восточной Скифии, то есть Тартарии. И именно такая гипотеза хорошо объясняет отсутствие крупных городов, «уход чуди под землю», «исчезновение скифов», безлюдную Сибирь и даже отсутствие лесов старше 200–300 лет.

Карта Азии Даниэля Келлера 1590 г. Фрагмент.

Карта Азии Даниэля Келлера 1590 г. Фрагмент.

Опустевшие же земли восточных скифов (Тартарии) вновь освоили и заселили все те же скифы, только из европейской часть Евразии — то есть мы. Осознание этой простой логической связки — «скифы-русы-Тартария» позволяет совершенно по-новому взглянуть на нашу историю, расширив угол зрения на всю Евразию и на тысячелетия вглубь, вместо того, чтобы, не видя дальше собственно носа, безостановочно твердить про Рюрика, завоевание Сибири Ермаком и прочие точечные события, вырванные из бесконечного множества других фактов.

Женские ожерелья и головные венчики - русские и скифские

Женские ожерелья и головные венчики – русские и скифские

…В курганах грузных, сидя на коне,
Среди богатств, как завещали деды,
Спят наши грозные цари: во сне
Им грезятся пиры, бои, победы.
Но, в стороне от очага присев,
Порой, когда хмелели сладко гости,
Наш юноша выделывал для дев
Коней и львов из серебра и кости.
Иль, окружив сурового жреца,
Держа в руке высоко факел дымный,
Мы, в пляске ярой, пели без конца
Неистово-восторженные гимны!

«Мы — скифы», В.Брюсов.

Полную статью с описанием скифских царей в русской истории (по книге князя М.Щербатова) – читайте на сайте журнала СНЕГИРЬ.

Источник