Анатолий Степанов: Изборская идеология и Калязинская идеология
Есть ли различие и в чём оно?
15 июня в Москве прошел творческий вечер Изборского клуба, на котором состоялась презентация изданий Клуба, вышедших за последние полгода. Средин них: «Изборская идеология», «Русские коды», «Управление историей» и другие работы.
В творческом вечере приняли участие учёные, писатели, постоянные члены Изборского клуба и представители общественности. Выступали Сергей Батчиков, Владимир Аристархов, Александр Агеев, Валерий Коровин, Андрей Кобяков, Геннадий Животов, Петр Калитин, Михаил Кильдяшов, Вардан Багдасарян и другие эксперты.
Устроитель вечера – заместитель председателя Изборского клуба Виталий Аверьянов пригласил и меня принять участие в этом творческом мероприятии. А поскольку я оказался в Москве, то не преминул воспользоваться любезным приглашением Виталия Владимировича, с которым «Русская народная линия» поддерживает давние дружеские отношения.
Изборский клуб уже вошёл в историю, стал важным интеллектуальным центром современной России, сыграв важнейшую роль в идеологической борьбе последних лет. Само появление Изборского клуба стало определённым идейным переворотом, поскольку до его появления в интеллектуальной общественной жизни откровенно доминировали либералы, а консервативная альтернатива никак не была представлена.
С появлением же Изборского клуба консервативная интеллектуальная альтернатива была явлена, стала постоянно присутствовать в общественной жизни, а в последнее время – даже доминировать. Хотя, помимо Изборского клуба, возникли и другие интеллектуальные центры, которые придерживаются антилиберальной позиции: Институт Царьграда, «Русское собрание» и недавно возникший Калязинский клуб, Преображенский клуб, а также ряд других площадок, где обсуждаются проблемы идеологии.
Изборский клуб создавался его бессменным председателем – известным русским писателем Александром Андреевич Прохановым именно как антилиберальная площадка. Поэтому изначально в Клубе были собраны представители как правоконсервативного направления (митрополит Тихон (Шевкунов), епископ Августин (Анисимов), Наталья Нарочницкая и другие, в том числе и Виталий Аверьянов), так и представители «левого» патриотизма, к которому тяготеет Александр Проханов. Помимо него членами Клуба стали известные «левые» общественные деятели Максим Калашников, Константин Сёмин, Максим Шевченко, профессор Сергей Черняховский и ряд других деятелей.
Первоначально это являлось сильной стороной деятельности Изборского клуба, но в дальнейшем, на мой взгляд, это стало тормозить работу Клуба. Неслучайно, наиболее оголтелые «левые» члены Клуба, напр., Калашников, Сёмин и Шевченко, практически прекратили деятельность в его составе.
Сегодня, на мой взгляд, перед Россией стоит иная задача – не только формулирование антилиберальной альтернативы, но и создание идеологии, которая была бы построена не на «лево-правом антилиберализме», но на более прочной идейной основе.
А вот здесь и возникают некоторые проблемы. На творческом вечере целый ряд выступающих членов Изборского клуба ссылались на авторитет Владимира Ульянова-Ленина и Антонио Грамши. И активно критиковали власть, которая, мол, не доросла до идеологии Изборского клуба. Дескать, если бы сейчас взять эту идеологию на вооружение, то не было бы и теперешних проблем.
А вот это, на мой взгляд, глубокое заблуждение.
Я начал своё выступление с рассказа о знаменательном деле: накануне творческого вечера Изборского клуба в Петербурге состоялось важнейшее идеологическое событие – был заложен памятник создателю Имперской русской триады «Православие. Самодержавие. Народность», министру просвещения Николаевской эпохи графу Сергею Семёновичу Уварову. Заложен памятник министром просвещения Сергеем Кравцовым, советником Президента, бывшим министром культуры Владимиром Мединским, губернатором Петербурга Александром Бегловым.
На мой взгляд, это – знаковое событие, особенно на фоне других подобных явлений. Например, не так давно тоже в Санкт-Петербурге состоялся Юридический форум, на котором выступил глава Следственного комитета, профессор Александр Бастрыкин. Руководитель СКР в своём выступлении неожиданно вспомнил графа Уварова и его триаду «Православие. Самодержавие. Народность», о которой весьма положительно высказался.
Уже после творческого вечера «Изборского клуба» произошло еще одно важное событие – открытие с участием Президента России Владимира Путина парка в Санкт-Петербурге, где нарочито подняты символы непрерывности и единства русской истории – русский Имперский флаг, Советский флаг и современный флаг России. Это всё свидетельствует о явном идеологическом векторе, которого уже придерживается власть. И этот вектор нас соотносит с русской традицией мысли, с графом Уваровым, со славянофилами, Данилевским, Победоносцевым, Катковым.
Именно там нужно искать идеологические принципы. Собственно, об этом я и сказал в своём вступлении, подчеркнув, что попытки втянуть в идеологию талантливого политтехнолога начала ХХ века Ленина, не менее талантливого политтехнолога, итальянского коммуниста Антонио Грамши, не просто контрпродуктивны, но это идёт поперёк задач, стоящих перед Россией.
Конечно, Ленин был выдающимся политическим деятелем, который, помимо всего прочего, реабилитировал саму по себе идеологию в канун золотого века идеологии. Но Ленин понимал идеологию как инструмент для захвата власти, отсюда стремление, чтобы идеология завладела массами.
Однако ныне перед нами не стоит задачи захвата власти. Российское государство, интересам которого мы все по определению служим, вступило в противоборство с революционно-сатанинскими силами, что всё прозрачнее выступает из-под личины западного либерализма и демократии.
Поэтому новая идеология России – идеология охранительная, идеология удержания, а не завоевания власти. В этом смысле нужно вспомнить нашего великого мыслителя и поэта Фёдора Ивановича Тютчева, который заявил, что в мире есть две силы – Революция и Россия. Сегодня это становится явным. В мире есть две силы – гомосексуально-гендерная сатанинская революция, которая наступает с Запада, и традиционная охранительная Россия.
В этой идеологии нет места ни Ленину и ни Грамши! Все попытки некоторых представителей Изборского клуба втянуть в современную русскую идеологию Ленина и Грамши – совершенно бессмысленные и вредные с точки зрения современных задач России. Об этом я и сказал в своём выступлении.
Наверное, кому-то мои мысли не понравились, но, на мой взгляд, это очень важно понять. И несмотря на нашу близость и дружеские отношения с многими членами Изборского клуба (а меня даже причисляют к экспертам клуба) тут проходит некая линия разделения между идеологией Изборского клуба и Калязинского клуба – той идеологии, которую исповедует Русское собрание и на основе которой создан интеллектуальный центр – Калязинский клуб. Не пытаясь вычеркнуть советскую эпоху из истории нашего Отечества, больше того, понимая многие советские смыслы, именно как смыслы русские, мы не пытаемся опираться на наследие Ленина, Грамши и других левых и коммунистических идеологов.
Мы совсем недавно создали Калязинский клуб на базе «Русского Собрания», хотя прошло уже три заседания. А в конце июня состоится четвертое заседание, на котором, как мы ожидаем, выступит известный учёный и общественный деятель, профессор Александр Щипков.
Участие в творческом вечере Изборского клуба позволило мне чётче понять разницу между условно говоря Изборской идеологией и Калязинской идеологией. Она заключается в двух пунктах: 1) отношение к советской эпохе и советской идеологии; 2) понимание современных задач России и через это различие в отношении к нынешней власти. По крайней мере, я для себя это так сформулировал.
На мой взгляд, сегодня задача не в том, чтобы власть подрастала до нашей идеологии, а нам самим нужно подрастать до власти, укреплять стремление власти опереться на традиционные идеологемы русского сознания, которые были сформулированы в трудах классиков русской мысли.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания, член Союза писателей России