Ирина Филатова: Рождаемость упала из-за социальной и информационной политики государства

Демография

Мы стоим на грани демографической катастрофы, и снижение численности населения связано не только со снижением рождаемости

Увеличение рождаемости стало государственным приоритетом России на долгие и долгие годы. Понятно, что мы стоим на грани демографической катастрофы, и снижение численности населения связано не только со снижением рождаемости, но и с этим тоже. Какие факторы на это влияют? Конечно, социально-экономические. Государство принимает все новые и новые меры именно экономического и материального стимулирования увеличения рождаемости: льготная ипотека, материнский капитал, пособия, льготы, отпуск по уходу за ребенком и многое другое. Но понятно, что денег недостаточно. К сожалению, денег недостаточно. Довольно смело планировать ребенка, если в ближайшей доступности нет школы, магазинов, детского сада и поликлиники. И, конечно, здесь имеет значение и социальная инфраструктура, и экономическая нестабильность, и отсутствие нормальной работы.

Следующий блок: информационное поле. Состояние нашего культурного и информационного пространства — это колоссальная проблема, которая требует очень деликатной и точной работы. Безусловно это задача исключительно государства. Формирование в массовом сознании, интеграция культурных, духовных ценностей. В СССР государство прекрасно справлялось с этой задачей, с формированием правильных ориентиров: мы видели фильмы, новости, телепередачи о подвигах, о достижениях, о хороших поступках. И дети росли с целью быть хорошими людьми, быть такими, как герои этих программ, фильмов и книг. Что мы видели в последние 30 лет, я думаю, вы сами знаете прекрасно. Нескончаемым потоком на нас льется “Бригада”, “Дом–2”, пошлые сериалы, фильмы о коррупции, о насилии. И, разумеется, это не может не сказываться на состоянии общественного сознания, на детях.

Безусловно, открытая демонстрация антисоциальных ориентиров формирует и культивирует вседозволенность, потребительский подход к жизни, жестокость, употребление наркотиков, алкоголизм и так далее. Результат — саморазрушение нашего общества, разрушение социальных, семейных, дружеских связей. По данным Росстата, в 2021 году заключались браки на 20% меньше, чем в 2010 году, и на 40% меньше, чем в 1980 году. Такое понятие, как гражданский брак, в 2015 году поддерживали 29% из 100 тыс. опрошенных, в 2021 году таких сторонников было уже 43%, то есть за 6 лет рост в 1,5 раза. А среди молодежи до 24 лет — 62%, то есть две трети нашей молодежи не видят смысла в семье и не готовы брать на себя такую ответственность. Какие дети? О чем мы можем говорить здесь?

И третий блок: научно-медицинский, в контексте увеличения рождаемости задача здравоохранения — помочь тем людям, которые хотят выносить и родить ребенка с учетом роста статистики бесплодия и сокращения количества женщин фертильного возраста. Это мнение всех профессионалов — оказывать медицинскую помощь нужно с самого раннего детского возраста, у нас женщины, не то, что дети, годами не могут попасть к гинекологу. Я не хочу заниматься открытой критикой, но я не могу согласиться с теми тезисами, что у нас высокая доступность медицинской помощи. Эта проблема у нас есть, и это колоссальная проблема. Я как человек, который постоянно ездит по регионам, могу сказать, что попасть к узким специалистам, гинекологам в том числе, почти невозможно. В некоторых городах есть выездные бригады узких специалистов из крупных городов, но выезжают они один раз в год, один раз в два года, такие случаи есть. На Дальнем Востоке и на Севере ситуация намного хуже.

Если говорить о статистике бесплодия, то только за последнее десятилетие женское бесплодие увеличилось в три раза, мужское — в два раза только официально. Я думаю, это не отражает объективной ситуации ввиду недообследованности мужчин. Вклад проблемы бесплодия в сокращение потенциальных рождений составляет 20%. Мы прекрасно понимаем, что инфекции мочеполовой системы возникают и у детей в том числе. И если своевременно не начать лечение, они переходят в хроническую фазу. Все это вносит свой вклад в статистику бесплодия. Девочка, подходя к фертильному возрасту, уже имеет такие проблемы, стаж заболевания имеет ключевое значение — чем он больше, тем меньше вероятность возврата к норме. Проблемы подросткового возраста все знают, аборты, прерывание беременности — более 110 тыс. ежегодно. И это тоже статистика нашего бесплодия.

В заключение скажу, что любая проблема должна решаться комплексно. Если говорить о рецепте увеличения рождаемости, то это: социальная стабильность, инфраструктура и медицина. Тогда люди сами захотят иметь детей.

Депутат Государственной думы Ирина Филатова, выступление на XI Международном конгрессе “ОргЗдрав-2023”

Источник