Налет диверсантов на Белгородскую область поставил вопрос о воссоздании погранвойск

Спецслужбы

Мобильные группы успешно контролировали стокилометровую зону в глубине Афганистана

Диверсия ВСУ в Белгородской области, помимо всего прочего, заставляет внимательно посмотреть на то, как организовано прикрытие нашей границы на наиболее опасных направлениях. Да, в конце концов, с диверсантами справились, однако до того, как по ним отработала авиация и артиллерия, они смогли беспрепятственно пройти несколько километров вглубь нашей территории. Как предотвратить такие диверсии?

По последним данным, были уничтожены и брошены на нашей территории два американских бронеавтомобиля M1224 MaxxPro; два американских бронеавтомобиля HMMWV M1151A1; американский грузовой бронеавтомобиль HMMWV M1152A1; украинский бронеавтомобиль КРАЗ «Кобра»; польский бронеавтомобиль AMZ Dzik-2. ВСУ потеряли еще несколько единиц легкой автотехники. То есть целая колонна техники противника смогла незаметно приблизиться к нашей границе и не была уничтожена еще до того, как осуществила прорыв. Почему?

Отвечая на этот вопрос, многие эксперты вспоминают в положительном плане советский опыт охраны границы, который, к сожалению, в последние десятилетия был забыт. В 2005 году пограничные войска были преобразованы в погранслужбу ФСБ. В годы СССР численность погранвойск составляла более 220 тыс. Сегодня пограничников стало меньше в разы. А протяженность границы немалая.

В чем разница погранслужбы от погранвойск? Погранвойска имели для прикрытия границы собственные средства разведки, бронетехнику, средства связи. Если того требовала ситуация, они могли запросить о поддержке воинские части приграничных военных округов.

Ну, а погранслужба мирного времени — это, по сути, контролеры, несущие службу на пограничных пунктах пропуска. Мартовский и майский инциденты с украинскими диверсантами в Брянской и Белгородской областях показали, что такого «прикрытия границы» маловато.

Оказывается, в советском опыте охраны границы есть еще более ценные вещи, которые не грех было бы воскресить в период проведения специальной военной операции. Особенно в тех регионах, где угроза диверсий и терактов со стороны ВСУ очень большая — в Брянской, Курской, Белгородской областях.

Об этом советском опыте рассказал в социальных сетях один из пользователей – Олег Курганов. Он напомнил, что во время Афганской войны, в 1979-1989 годы, пограничные войска СССР работали мотоманевренными группами на территории Афганистана. Цель — пресечь проникновение на территорию СССР бандитских формирований. 

Пойти на такой шаг советское руководство заставило то, что обычная практика охраны Госграницы в виде патрулирования и наблюдения за линией границы не гарантировала безопасность мирного населения в приграничной зоне. Это примерно то, что мы сегодня имеем на протяженной российско-украинской границе.

Тогда руководство СССР приняло решение о том, что афгано-советская граница должна охраняться и обороняться по обе стороны пограничной линии. В шести погранотрядах Среднеазиатского пограничного округа сформировали внештатные специальные подразделения, которые выполняли функции сторожевого охранения в приграничной полосе на территории Афганистана.

Штатные мотоманёвренные группы действовали на территории Афганистана на глубину до ста километров. В каждом погранотряде было от трех до шести мотоманевренных групп, одна десантно-штурмовая маневренная группа, а также подразделения боевого, технического и тылового обеспечения.

Основу мотоманёвренной группы составляла погранзастава. На ее вооружении было до пяти бронетранспортеров или боевых машин пехоты, радары. В состав входили разведвзвод; отделения сапёров с миноразыскными собаками; минометная батарея с шестью миномётными расчётами, вооружёнными 82-мм и 120-мм миномётами; противотанковый взвод с тремя расчётами СПГ-9. Штат мотоманевренной группы составляет 200-300 человек, то есть почти батальон.

Ясно, что очень быстро создать подобные структуры (если такое решение будет принято) вряд ли удастся — понадобятся дополнительные специалисты, техника, оружие. С другой стороны, за прошедшие со времен Афганской войны 34 года в военном деле многое изменилось. Например, принципиально иными стали возможности разведки, включая космические средства, беспилотники, аппаратуру видеонаблюдения, радары. Оснастить пограничников новыми техническим средствами — задача посильная.

В этом случае они получат возможность просматривать тылы противника на большую глубину и смогут отслеживать перемещение в приграничной зоне военной техники ВСУ. Сейчас в Белгородской области этого не произошло, иначе бы не пришлось применять по диверсантам авиацию уже на нашей территории — они вместе со своей техникой были бы уничтожены еще до того, как пересекли нашу границу.

Сергей Вальченко

Источник