Тайны долины царей

Культура

В Пушкинском музее проходит уникальная выставка «Золото сарматских вождей»

Причудливые фигуры оленей с ветвистыми рогами. Золотые нашивки в виде диких кошек. Искусные украшения, где кабан превращается в хищную птицу. Все эти вещи, найденные по археологическим меркам недавно (в период с 1986-го по 2014 гг.) в курганах Оренбургской области, в междуречье Урала и Илека, близ села Филипповка, тщательно отреставрированы и теперь впервые предъявлены публике.

Сарматы – восточные соседи скифов. Скифы кочевали в причерноморских степях, сарматы вышли из степей Южного Урала. Но и те, и другие были кочевниками, для которых огромный пояс степей от Черного моря до Алтая был родным домом. О сарматах, которым посвящен проект, мы все еще знаем меньше, чем хотелось бы. Делать однозначные выводы очень сложно, потому что кочевники не имели письменности и не оставили описаний своих воззрений и обычаев. Зато о них, как и о скифах, писал Геродот.

Филипповский курганный могильник – это комплекс из трех десятков курганов. Захоронения принадлежат к сарматской культуре примерно V-IV веков до н.э. Найденные при раскопках предметы и стали основой экспозиции.

Центральную часть Белого зала ГМИИ имени А.С. Пушкина занимают витрины с фигурами золотых оленей, созданные 2 500 лет назад. Завитки их рогов образуют симметричный орнамент, вытягивающийся ввысь, «к небесам». Сами олени сделаны из дерева, а рога обшиты тонкими листами золота высочайшей пробы. Тело оленя обшито чуть менее чистым золотом, его проба сравнима с пробой современных золотых украшений. Подставка скульптуры, живот и ноги животных обиты листами серебра.

– Предполагаем, что олень был для сарматов божественным символом солнца, а фигуры имели ритуальное назначение, – рассказывает Ольга Мельникова, хранитель фондов, археолог Оренбургского губернаторского историко-краеведческий музея, где хранится часть кладов из Филипповских курганов (вторая часть хранится в Уфе). – Олень – скорее сакральный символ, они не водились на территории наших степей Предуралья.

Одна из загадок как могли сарматы изобразить оленя, не видя его? Откуда вообще взялся «звериный» стиль? Одна из гипотез, что эти символы проникли с территории современного Алтая. Сарматы находились в Предуралье летом, а зимой уходили на территорию современного Устюрта. Они, похоже, путешествовали и дальше, о чем говорят предметы, которые явно были созданы другими народами и либо обменены, либо захвачены древними кочевниками.

Раскопки у деревни Филипповка в Илекском районе начала в 1986 году археологическая экспедиция Башкирского филиала Академии наук СССР, которой руководил Анатолий Харитонович Пшеничнюк, на счету которого к тому времени было почти полторы сотни раскопок курганов в Предуралье и Зауралье.

Курган в Филипповке не обещал сенсаций. Но уже после первых находок, в том числе плоских фигур золотых оленей, стало очевидно, что предыдущие двадцать лет работы были лишь подготовкой к открытию мирового уровня.

Пшеничнюк нашел царскую усыпальницу кочевников-сарматов. А это означало, что Южный Урал был не дальней провинцией скифско-сарматского кочевого мира, а одним из его главных центров. Перед археологами раскрывала свои тайны своего рода сарматская «долина царей», где поколения кочевников почти 150 лет хоронили своих вождей. За пять лет экспедиции Пшеничнюка исследовали 17 курганов.

Последователем Пшеничнюка стал Леонид Теодорович Яблонский, возглавивший скифо-сарматский отдел Института археологии РАН и в 2004-м занявшийся Филипповскими курганами. За десять лет, с 2004 по 2014-й гг., экспедиции Яблонского изучили 21 курган двух могильников Филипповки. Находки были переданы в Оренбургский историко-краеведческий музей.

Пшеничнюк и Яблонский оказались нашими Шлиманами, раскопавшими «Трою» кочевников эпохи Александра Македонского.

Сарматы (римляне их называли «дахами» или «даями» – по названию реки Даик (Урал)) участвовали не только в сражении Дария III Кодомана (которое, к слову, было проиграно), но и в индийском походе Александра Македонского. Иначе говоря, сарматы были свидетелями и заката империи Ахеменидов, и становления империи Александра Македонского.

На выставке представлены тысячи мелких и крупных предметов. Есть тут и утварь: огромные котлы, жаровня, фляги. Примечательно, что сарматы ели из деревянной или железной посуды, потому что она легче и прочнее, нежели керамика. Есть военные атрибуты.

Так, среди самых знаменитых находок – железный меч, инкрустированный золотом. На его клинке – сцена из мифологии или эпоса кочевников Южного Приуралья, который не имеет аналогов.

Наибольший интерес представляют предметы, найденные в кургане с захоронением жрицы. Сохранилась часть ее искусно вышитого платья, которую удалось отреставрировать специально к выставке.

Все пальцы жрицы были украшены золотыми кольцами с изображениями различных зверей, которые очевидно имели также сакральный смысл. Сохранился даже набор для татуирования – тонкие иглы, минералы, из которых делались краски, и своеобразная палитра для нанесения разноцветных красок на кожу.

Некоторые экспонаты представлены точными копиями, их можно потрогать и попытаться через прикосновения прочитать загадочные символы, созданные в легендарном «зверином стиле».

Выставку сопровождает необычная форма аудиоповествования, ее специально для проекта придумал композитор Петр Айду. Тифно-опера (от греческого слова, в переводе означающего «слепой») – так он назвал новый жанр, который изобрел для того, чтобы сокровища смогли оценить и люди, которые не могут видеть древние шедевры. Зато на этой выставке они могут их услышать и потрогать.

Подготовила Мария Максимова

Источник