Холодная приманка для «горячих» стран

Геополитика

Предстоящий летний саммит БРИКС уже сейчас нервирует аналитиков по обе стороны Атлантики

Саммит пройдёт в ЮАР в начале июня и будет посвящен масштабному «расширению присутствия», так как желание вступить в объединение изъявили 19 стран: 13 уже подали формальные заявки, ещё 6 – неформальные. Учитывая, что БРИК был создан в 2006 году и за время своего существования принял лишь одного нового члена – ЮАР, в 2010 году, превратившись в БРИКС, – фундаментальный сдвиг по антиштатовской парадигме очевиден.

И – неудивителен. Среди заинтересованных строить отношения не на вашингтонский образец – Саудовская Аравия, Иран, Аргентина, ОАЭ, Алжир, Египет, Индонезия, Бахрейн… Посол Южной Африки в БРИКС Анил Суклал заявил Вloomberg: «Мы получаем заявки на вступление каждый день». В Кейптауне рассчитывают на прорывной результат, чему будет весьма способствовать ещё и то обстоятельство, что саммит пройдёт не заочно – лидерам пятёрки и стран-кандидатов будет легче объясниться глаза в глаза.

Bloomberg, конечно, не был бы Bloomberg, если бы не влил ложку дёгтя в наполняющуюся «бочку» БРИКС: «Предлагаемое расширение вызвало обеспокоенность у других членов организации тем, что их влияние будет ослаблено, особенно если будут приняты близкие союзники Пекина. Валовой внутренний продукт Китая более чем в два раза превышает объем всех четырех других членов БРИКС вместе взятых». Но достаточно проследить эту новость на сайтах китайских СМИ, чтобы убедиться в том, что не у Пекина, а у Вашингтона начинают дрожать коленки. В Пекине всё спокойно, там готовятся провести в мае очередной саммит «Китай-Центральная Азия». Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан с Туркменистаном обеими руками за то, чтобы стать добрыми соседями, друзьями, партнерами и братьями Китаю, «а также продолжать твердо поддерживать друг друга в вопросах, касающихся коренных интересов друг друга, совместно высококачественно строить «Пояс и путь, а также решительно выступать против вмешательства любых сил во внутренние дела стран в регионе под любым предлогом.», – сообщает Синьхуа. То есть, поступит команда из Пекина «свистать всю Среднюю Азию в БРИКС», она и свистанёт.

Тот же Bloomberg рассчитал, что в этом году на долю стран БРИКС придется 32,1% мирового экономического роста, а у G7 только 29,9%. США, Великобритания, Канада, Франция, Германия, Италия и Япония вместе взятые уже остались позади БРИКС. И к 2028 году вклад G7 в мировую экономику сократится до 27,8%, в то время как БРИКС добавит в неё 35%.

Обидная вещь, эти цифры. Агитируют мир смотреть в завтра, не оглядываясь на Вашингтон. Но не только ими БРИКС привлекает внимание в мире. Чем ещё? Трудно не удивиться: Арктикой. Как считают аналитики вашингтонского The Arctic Institute, статус-кво арктического региона мира пошатнулся из-за, конечно же, освоения нами наших же северов, включая Северный морской путь, «а также недавнего вторжения в Украину со стороны России». Пустая трата времени напоминать американцам, что задолго до 14 февраля прошлого года они так обновили свою Национальную стратегию для Арктического региона (National Strategy for the Arctic region), принятую в 2013 году, что рассматривают теперь Арктику только через «прицел» соперничества с Россией и Китаем. Эти двое стали основным вызовом безопасности США в регионе, заявил госсекретарь Майк Помпео на Арктическом совете в 2019 году. А в декабре прошлого американцы развернули на Аляске ракетный комплекс MDTF – системы залпового огня, ракеты высокой точности и дальности, а также гиперзвуковое оружие.

Попытка выдавить из Арктического совета Россию, предпринятая в марте прошлого года, показала, что без неё организация, в которую, кроме нас, входят Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, США и протиснулся ещё и Европарламент, становится бесплодной.

3 марта 2022 года на сайте госдепа США арктическая «семёрка» опубликовала совместное заявление, в котором объявила о приостановке сотрудничества с Россией в Арктическом совете, председательство в котором перешло к ней в 2021 году. По мнению «авторов», эта приостановка должна была блокировать деятельность совета на годы или даже десятилетия. Что сделала Россия? Она даже не обратила внимания на «выходку семи» и сосредоточилась на своих внутренних арктических делах и активизировала сотрудничество с Китаем в российских проектах по освоению Арктики.

Под председательством России в 2021-2023 годах масштабы деятельности АС просто уникальны. От Конгресса Университета Арктики (UArctic) в мае 2021 года до IV министерской встречи по вопросам международного научного сотрудничества в Арктике (ASM4), прошедшей в середине апреля, состоялось более 60 форумов, встреч, конференций, чемпионатов и фестивалей. В дополнение к укреплению обороны наших северных границ, в том числе и этим Москва показывает миру, кто хозяин в Арктике.

Расчет на то, что Россия будет изолирована и не сможет добиться выполнения собственной арктической стратегии оказался мыльным пузырём. Для того же Китая Россия – ключ к Арктике, без которой уже в этом столетии никому не обойтись.

Арктическая зона обеспечивает добычу более 80% российского природного газа и 17% нефти, включая газовый конденсат. По оценкам экспертов, наш континентальный шельф в Арктике содержит более 85,1 триллионов кубометров газа, 17,3 миллиардов тонн нефти и является стратегическим резервом развития минерально-сырьевой базы страны. Чтоб было понятно, что все эти природные богатства – наши, в Арктической зоне располагаются объекты стратегических сил сдерживания «в целях недопущения агрессии против РФ и ее союзников», гласит Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года, подписанная в октябре 2020 года. И вписать себя в союзники России сегодня значит не только понимать, что мир уже на грани смены «долларовой цивилизации» на прагматическое совершенствование существующих и создание новых торговых, транспортных и других экономических коридоров, уже связывающих более 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки и способствующих обоюдовыгодному сотрудничеству по-пекински.

Пример Китая очень привлекателен и показывает перспективную картину уже ближайшего будущего, начинающуюся с освоения Русской Арктики. Время делать ставку на лидера лучше на взлёте, тем более, что самым сильным его «крылом» стала Россия, держащая в своих руках ключ от сокровищ Арктики и второй – от Северного морского пути, транспортного коридора мирового значения. Рост конфликтного потенциала в Арктике потому и жизненно важен Вашингтону с союзниками, что без этих двух ключей они обнищают стремительнее, чем разбогатели.

Помочь как раз в этом и должно повышение боевых возможностей группировок войск Вооруженных сил РФ в Арктической зоне и укрепление энергетического сотрудничества, сотрудничества в области арктического судоходства России с Китаем.

Именно эти горизонты привлекают кандидатов в БРИКС. Вслед за Китаем, впрыгнув в одну лодку, можно сложить в неё и свои надежды на будущий профицит от собственных политических и экономических инвестиций в Русский Север.

Елена Пустовойтова

Источник