Что ждёт российское образование после реформы?

Образование

Эксперты обсудили ситуацию в сфере высшего образования и возможные перспективы его реформирования

23 марта 2023 года в Доме общественных организаций в Москве состоялось заседание круглого стола на тему: «Реформа модели высшего образования в РФ: риски, возможности, перспективы».

В его работе приняли участие: Наумова Галина Романовна д.ист.н., проф. исторического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова; Корчмарь Василий Семёнович, Чрезвычайный и Полномочный Посланник в отставке, МИД России, член экспертного совета общественной организации «Офицеры России»; Минералова Ирина Георгиевна, д.филол.н, профессор Московского педагогического государственного университета; Лебедь Ольга Леонидовна, к.соц.н., доцент кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова МЗ России (Сеченовский университет); иерей Евгений Шилов. магистр теологии, к. филос.н., член Российского союза писателей, доцент кафедры современных аксиологических проблем и религиозной мысли Российского Государственного Социального Университета; Бурлакова Ирина Ивановна д.пед.н., профессор Академии социального управления, зам. рук.комитета по образованию и воспитанию Международной общественной организации «Союз православных женщин», руководитель Московского отделения Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых»; Лутовинов Владимир Ильич, профессор Факультета национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ, эксперт ДОСААФ России.

Вели заседание Рябиченко Людмила Аркадьевна, руководитель Экспертно-аналитического центра «VERITAS», председатель движения «Семья, любовь, Отечество», член Общественного совета при Президенте по защите прав ребёнка и Малицкая Татьяна Юрьевна, член Высшего Совета Общероссийского движения «Сильная Россия», член Совета по патриотическому воспитанию Общественной организации «Офицеры России».

Участники заседания представили вниманию слушателей доклады: Л.А. Рябиченко «Российское образование в глобальном контексте: возможен ли суверенитет?»; Г.Р. Романовна «Реформы высшего образования и отсутствие единой концепции истории России»; В.С. Корчмарь «Условия и возможности перехода на традиционное образование в учебных заведениях России»; И.Г. Минералова «Восстановление традиций преподавания гуманитарных дисциплин в школе и вузе как первоочередная задача в упрочении национальной безопасности»; О.Л. Лебедь «Возможности и риски высшего образования в информационно-технологическом обществе» (дистанционно); иерей Евгений Шилов «Реформы высших духовных школ в постсоветском пространстве: взгляд внутреннего наблюдателя»; И.В. Бурлакова «Подготовка будущих педагогов – гарантия безопасности страны» (дистанционно); В.И. Лутовинов «Содержание и направленность социально-гуманитарных дисциплин: девестернизация, патриотизация, социально-практическая ориентация»

В июне 2022 года Россия покинула представительство во всех структурах Болонского процесса. 21 февраля в ежегодном послании Федеральному собранию президент Владимир Путин объявил реформу высшего образования в РФ на фоне отмены Болонской системы и призвал вернуться к традиционному для России сроку обучения в вузах, заявил о намерении вернуть в вузы РФ специалитет; заверил, что переход будет осуществляться плавно, с учетом всех возможных препятствий и нюансов.

При этом пока чиновники от образования перманентно сопротивляются выходу отрасли из западных лекал, российская общественность, учёные, педагоги сами ищут пути выхода из затянувшегося образовательного кризиса.

Их волнует ситуация с катастрофическим снижением способности студентов к обучению и самостоятельной работе с информацией, замена живого общения интерактивными технологиями, разрушение человеко-ориентированной мотивации в пользу симуляционных курсов, насаждение англосаксонских концепций в науке при осмыслении исторической памяти народа, жёсткое редуцирование знаний вследствие расширения экспертной роли искусственного интеллекта, замена знаний компетенциями, выхолащивание духовно-нравственной составляющей образования в результате всё более нарастающей цифровизации.

Но о будущем российского образования заботятся не только они, что убедительно показала прошедшая в ноябре минувшего года в Нижнем Новгороде на базе «Росатома2 конференция Global Impact 2022 года (GIC-2022) «Образование X: катализатор будущего». Она представила миру принципиально новую, глобалистскую модель образовательной системы, в основе которой – децентрализация всех процессов и тотальный интернет нового поколения (Web 3.0).

По замыслу авторов нарастающая цифровизация образования должна увенчаться отменой систем управления в отрасли и в последующем превратить образование в торговые площадки, на которых преподаватели смогут напрямую продавать свои знания, а студенты – самостоятельно покупать их, сами себя оценивать и квалифицировать.

Прямым итогом перехода на Web 3.0 должна стать полная переориентация образования на виртуальную, смешанную и дополненную реальность, перемещение обучения в метавселенные, превращение университетов в «метаситеты».

По некоторым оценкам, к 2025 году в образовательные технологические проекты будет инвестировано более 400 млрд. долл., включая AR (смешанную) и VR (дополненную реальность).

Давос-2023 уже разместил на своём сайте «концепцию глобальной деревни сотрудничества», представляющую собой пилотный проект прототипа такой метавселенной, в которую Клаус Шваб предлагает переместиться для того, чтобы начать решать вопросы экологии.

Участники круглого стола внесли ряд предложений для подготовки резолюции и констатировали, что ситуация в сфере образования требует проведение глубокого системного анализа и серьёзной работы по обобщению результатов и формулировке выводов.

Видеоматериалы выступлений будут представлены общественности позднее.

IMG_4552.JPG
IMG_4568.JPG
IMG_4598.JPG
IMG_4610.JPG
IMG_4619.JPG
IMG_4624.JPG

 Пресс-служба движения «Семья, любовь, Отечество»

Источник