Кто разрывает олимпийские кольца

Спорт

В гигантскую сеть антироссийских санкций попал и спорт

Российских спортсменов выключили из всех видов соревнований. Их и без того после 2014 года сильно ущемили в правах, устроили допинговую охоту на атлетов: наши спортсмены сдавали в десятки раз больше допинг-проб в сравнении со спортсменами из других стран, чтобы доказать всему миру, что мы за «чистый спорт». Бесполезно. Теперь цель не допинговая травля, а борьба с самой Россией, и для начала полный ее разрыв с международными спортивными организациями.

Символы России – флаг и гимн – поставили под запрет. И на последних двух Олимпиадах, летней и зимней, наши спортсмены выступали под нейтральным флагом. А вместо гимна в честь победителей из России исполняли Первый концерт Чайковского. Была, конечно, радость от побед легкоатлетов и лыжников, но и росло чувство унижения, чувство горечи.

Давно, ещё в советские времена, я общался с борцом Али Алиевым, семикратным чемпионом мира по борьбе, и он сказал замечательные слова: «Я всегда знал, что выхожу на ковёр не за себя, а за страну. Почти всегда зал болеет против тебя, а я думал: ничего, сейчас я заставлю вас замолчать и встать на звуки нашего гимна». Али выходил и побеждал. И зал вставал под гимн СССР. А наши победители на Олимпиадах не имели такой возможности заставить замолчать и встать под гимн Российской Федерации. Гимн и флаг сильно влияют на эмоции. Знаменитые кадры с Олимпиады в Лейк-Плэсиде: Ирина Роднина стоит на пьедестале почёта, поднимается под гимн флаг СССР, и у неё катится слеза.

Как раз в эти дни идут бурные дискуссии по поводу участия России в Олимпиаде, которая должна пройти в Париже в 2024 году. Международный олимпийский комитет вроде как выразил намерение допустить российских спортсменов, но при некоторых условиях. Первое, ожидаемое, – выступать под нейтральным флагом.

То есть показать, что России нет на спортивной карте. И второе условие – спортсмены должны выразить своё отношение к специальной военной операции. Внятно не сформулировано, как именно должно прозвучать это отношение – то ли осудить СВО, то ли выразить поддержку Украине, то ли обойти молчанием, но в любом случае условие явно неприемлемое. Это не что иное, как попытка через спортсменов давить на российское общество, на государство. Рекомендации МОК продиктованы коллективным Западом для последовательной программы исключения России из всех сфер жизни. Даже названия нашей страны не должно нигде звучать. Что может быть более оскорбительным, когда тебе отказывают в праве иметь Родину.

Так вот, дискуссии как раз об этом – принять условия МОК ради участия в Парижской Олимпиаде или отвергнуть их? Есть немало сторонников позиции согласиться с требованиями МОК. Их логика такова: век спортсмена короток, потому надо использовать любую возможность показать себя на соревнованиях. Указывают на пример теннисистов – российские и белорусские спортсмены выходят на корт без обозначения государственной принадлежности, и ничего, побеждают. Приносят славу своим странам. Арина Соболенко стала победителем открытого чемпионата Австралии по теннису. Плохо что ли? Хорошо. Только вот, что нужно иметь в виду: государство участвовало в подготовке теннисистов в их детский и юношеский периоды. И затраты велики. А только когда теннисисты вышли на международную арену, стали побеждать, получать за победы деньги и весьма немалые, то тут уже они живут и выступают на свои личные доходы.

Выдвигают и такие доводы в защиту участия в Олимпиаде под белым флагом:

– выход из олимпийского движения повлечёт за собой значительное сокращение количества детей и подростков, желающих заниматься спортом;

– будет массовое завершение спортивных карьер;

– если не участвовать в соревнованиях, то без работы останутся десятки тысяч людей, занимающихся подготовкой спортсменов, обслуживанием и эксплуатацией спортивных баз, производством и продажей спортивного оборудования;

– останутся без работы тренеры, методисты, инженеры, предприниматели;

– повысится уровень безработицы, а это приведёт к росту протестных настроений, что в свою очередь может привести к бунту.

Что ж, доводы серьёзные. Роста безработицы, а уж тем более бунта никто не хочет. Но вот что надо к этому добавить.

Спорт неотделим от страны, неотделим от её экономики. Государство создает условия для развития спорта – строит спорткомплексы, закупает спортивное оборудование, финансирует проведение соревнований, поддерживает тренеров и спортсменов.

В далёком прошлом остались времена, когда какой-нибудь самородок из российской глубинки за счёт природного таланта становился олимпийским чемпионом, как, например, лыжник Вячеслав Веденин или бегун Пётр Болотников. Сейчас подготовка потенциального олимпийского чемпиона – это сложный длительный процесс. И в этом процессе участвуют масса специалистов. Это огромные расходы. Но если на спортсмена затрачены государственные средства, то имеет ли он право послать государство куда подальше и рваться к медали под белым флагом? Уж не говоря о патриотизме. Кстати, о патриотизме. Сторонники участия в Олимпиаде по принципам Запада с пренебрежением произносят это слово – патриотизм. А тех, кто выступает против принятия унизительных условий МОК, называют «квасными патриотами». Но слово «патриотизм», по своей корневой сути, не имеет негативного оттенка: любить свою страну, чтить ее традиции, знать и помнить ее историю – это в крови человека. Скажем, для американца быть патриотом своей страны – естественное состояние, но наши либералы почему-то глумятся над патриотами России.

Знаменательна позиция министра спорта Матыцина. Он заявил, что «абсолютно негативно» относится к требованиям вернуть флаг и гимн как главное условие для возвращения российских спортсменов на международные соревнования. Он считает, что нужно искать компромисс. А компромисс, скорее всего, сводится к тому, чтобы считать карьеру отдельных спортсменов важнее судьбы всего народа России и государства в целом. То есть России – как бы не существует. А как быть с тем, что именно государством выплачиваются призовые за личные победы, спортсмены получают щедрые подарки – автомобили, квартиры, хорошие должности в бизнес-структурах. Потому абсурдно ставить интересы спортсменов выше интересов народа и страны.

Кстати, победа на Олимпиаде никак не сказывается на увеличении количества занимающихся спортом. Ну, кто сейчас помнит имена победителей зимней Олимпиады в Китае два года назад? Может, вспомнят Большунова или фигуристку Валиеву. А ведь побеждали и в прыжках с трамплина, и в скелетоне, и ещё в каких-то видах.

То же самое и с летними Играми – наши золотые медалисты не побуждают заниматься спортом миллионы. То есть победы на Олимпиадах не влияют на развитие массового спорта. И уж точно участие в Играх в унизительном статусе не добавит желание выйти на спортивную площадку. Народ вообще не считает ценностью спортивные победы, результаты всероссийских опросов выявляют одну и ту же картину: безразличие к спортсменам и их победам, подавляющее большинство не может назвать победителей и призеров Олимпийских игр, чемпионов мира последних лет. В ответах упоминаются меньше десятка спортсменов, тогда как видов спорта в России свыше полутора сотен.

За участие в Олимпиаде на условиях МОК выступают две группы – спортивные чиновники и спортивные журналисты. И понятно почему. Чиновникам нравится ездить по заграницам, тусоваться на коктейль-пати, надувать щёки от гордости, что и они причастны к мировой спортивной элите. Потому они «хоть тушкой, хоть чучелом», но жаждут попасть в Париж в 2024 году. Со спортивными журналистами сложнее. По-человечески их можно понять. Это их хлеб – соревнования, тем более, олимпийские. Ну, скучно им освещать только внутренние соревнования. Потому ведущее спортивное издание России «Спорт-экспресс» почти в каждом номере размещает материалы, лейтмотив которых один и тот же – нужно соглашаться с условиями МОК. Вот типичное высказывание автора газеты: «Многие наши спортивные деятели жестко критикуют главу Международного олимпийского комитета Томаса Баха. Любить его действительно особо не за что – именно немец приложил руку к отстранению наших атлетов в большинстве видов спорта. Однако в МОК задумались над проблемой дискриминации представителей РФ и Белоруссии по национальному признаку». То есть это – не что иное, как попытка подлизаться к руководителю МОК. Один из авторов «Спорт-экспресса» даже вывел специальную формулировку: «Спортивный суверенитет не связан исключительно с флагом, гербом и гимном, его суть в другом… Выступления спортсменов страны под государственным флагом – это сильный спортивный суверенитет. Выступление атлетов под нейтральным флагом – это ослабленный спортивный суверенитет. А отсутствие спортсменов на международных турнирах даже под нейтральным флагом – это нулевой спортивный суверенитет». И далее вывод: мы же не хотим, чтобы у нас был нулевой суверенитет, потому должны принять условия МОК.

«Спорт-экспресс» додумался до такого сравнения из истории советского спорта: «В чем подвиг команды футболистов киевского “Динамо”, сыгравшей на оккупированной территории матч с нацистами и расстрелянной за победу в матче? В том, что эта победа дала всплеск гордости и надежды находящимся в оккупации людям. Показала, что советский человек будет побеждать в любых условиях на любом поле любого противника». Ну, да, после победы на Олимпиаде только расстрела будет не хватать…

И похожая позиция у журналистов спортивного телеканала «Матч-ТВ». Им тоже хочется вести репортажи с чемпионатов мира и с Олимпиад. Заместитель генерального директора «Газпром-Медиа» Тина Канделаки ради этого выдвинула дикое предложение: приравнять флаг Олимпийского комитета России к государственному флагу Российской Федерации.

Возможно, для нее нет разницы – белый флаг или государственный символ. Вспоминается знаменитый диссидент, чёткий русофоб Сергей Ковалёв, он сказал о государственном флаге России: «Мне всё равно, какая тряпка поднята над Кремлём. России не должно существовать, тогда и не будет никакого флага над Кремлём».

Есть спортсмены, которые за то, чтобы принять условия МОК. И их по-человечески можно понять: они жаждут померяться силами с атлетами других стран. Потому согласны на любые условия, лишь бы поехать на Олимпиаду.

Фигуристка Станислава Константинова говорит: «Карьера у каждого спортсмена одна, мы всю жизнь на это кладем. Если есть возможность ехать в нейтральном статусе – конечно, нужно ехать. Легко сидеть на диване и говорить об этом. Легко завершить карьеру и говорить об этом». Ага, мы сидим на диване, а она за наши денежки поедет на чемпионат мира под белым полотнищем. Но большинство отвергает условия МОК. Олимпийская чемпионка Юлия Ступак высказалась о нейтральном статусе: «Слышала, что сейчас ведется работа над тем, чтобы допустить нас в нейтральном статусе. Идут разговоры, что придется подписывать некую бумагу. На это мне хочется сказать – никакой бумаги о том, что мы выступаем против своей страны, мы подписывать не будем. Реально надоели попытки ущемлять наши права и унижать достоинство российского спортсмена. Я российский атлет, я люблю и уважаю свою страну».

Но Запад не устроит и вариант, при котором Россия примет план МОК о допуске спортсменов на Олимпиаду в Париже. Правительства более 30 стран НАТО обратились к МОК с требованием жёстко зафиксировать в формулировке «нейтралитет» в отношении российских и белорусских спортсменов: они должны осудить специальную военную операцию.

«До тех пор, пока отсутствует ясность в отношении пригодности модели нейтралитета, мы не согласны с тем, что российским и белорусским спортсменам следует разрешить вернуться к соревнованиям». И не только политики выдвигают требования, чтобы российские и белорусские спортсмены отреклись от своей страны. Руководители Немецкого союза спортсменов выступили с заявлением: «МОК должен серьезно подумать, допустимо ли государству, которое действует сейчас как Россия, оставаться частью олимпийской семьи, проводить Олимпиады и отправлять своих спортсменов на Игры». Нейтральности в данном конкретном случае и в помине нет, а само предложение стать нейтральными ставит целью продвижение западных ценностей концепта «прав человека», когда карьера в спорте позиционируется как личностный рост и сугубо частный бизнес. И вбивается клин в изначальный коллективизм русской ментальности, формирующей ценность общих побед.

Спорт всегда был и остаётся одним из проявлений политики. В советские времена победы на чемпионатах мира и Олимпиадах подавались как свидетельства преимуществ советского строя. В общем, это так и было. Но при этом спорт тогда был действительно массовым. В выходные дни зимой в подмосковных лесах было тесно от лыжников, как тогда писали «на лыжню выходили и стар, и млад». Всюду работали катки. Проводились соревнования «Готов к труду и обороне». Олимпийских чемпионов тогда знали, старались быть похожими на них.

В наши дни массовому спорту государство тоже уделяет много внимания. И средств на его развитие выделяется достаточно. Возводятся спортивные центры, сооружаются спортивные площадки, повсеместно работают детско-юношеские спортивные школы, проводятся соревнования всех уровней – от районных до всероссийских. Практически каждый ребёнок при желании может заняться спортом. Это всё к тому, что смешно слушать нашего главного спортивного чиновника Матицына, который заявил: если не будем участвовать в Олимпиадах, то спорт в России умрёт. А, может, наоборот, массовый спорт как раз и получит импульс к ещё большему развитию? Не будет страна тратиться на спорт высших достижений, а направит средства на спорт для народа.

А вообще, есть ли сегодня смысл в Олимпиадах? Программа спортивных состязаний Олимпиад чудовищно раздута, в ней виды спорта, о которых многие и не слышали. Вот по каким видам идут соревнования – веломотокросс, маунтинбайкинг, скалолазание, сёрфинг, скейтбординг, тхэквондо, гольф, сноуборд, фристайл.

Нет никаких противопоказаний, скажем, против сёрфинга, скалолазания или фристайла. Тысячи людей, в особенности молодые, проверяют свои физические возможности в борьбе с морской волной или проверяют себя на доске с колёсиками. Но при чём здесь Олимпиада? Сегодня Олимпийские игры это уже не праздник спорта, как когда-то было, а некая бизнес-модель, подчинённая одному: добыть больше денег. МОК ведь очень богатая организация.

И, наконец, трансгендеры. Бывшие мужики теперь имеют право выступать по женскому разряду. Тут и комментировать нечего. Как говорил знаменитый комментатор Николай Озеров, «такой хоккей нам не нужен».

Но, допустим, МОК разрешит участвовать российским спортсменам на Парижской Олимпиаде. А мы согласимся на унизительные условия, но возникнет другая проблема – проблема безопасности российских спортсменов. Оскорбления спортсменов, нападения на них могут быть повсеместны – и на спортивных аренах, и за их пределами.

Недавно на сборах футболистов в Турции футболисты одного из украинских клубов напали на футболистов российского клуба «Шинник». Украинцы весьма изобретательны в придумывании провокаций, и уж к Олимпиаде, можно не сомневаться, они подготовят обширную программу, как выводить из равновесия наших спортсменов, как устраивать моральный террор, травля будет повсеместной. Не исключено и физическое воздействие. Да и за безопасность болельщиков надо будет опасаться. Артём Овсянников из Тулы учится в Германии. Решил скатать в Швейцарию, посмотреть игру между «Базелем» и «Серветтом». Стал снимать игру на смартфон и комментировать на родном языке. К нему бросились швейцарские фанаты, избили. Избили за то, что говорил по-русски. На Олимпиаде российских болельщиков наверняка будет ждать жёсткий приём.

Впервые я приобщился к олимпийским соревнованиям в 1960 году ещё мальчишкой. Тогда Олимпиада проводилась в Риме. Телевидения в нашем городке ещё не было, потому следил за соревнованиями по газетам. И до сих пор помню фамилии некоторых золотых победителей – велогонщик Виктор Капитонов, конник Сергей Филатов, гимнастка Лариса Латынина, гимнаст Альберт Азарян, штангист Юрий Власов, прыгун в высоту Роберт Шавлакадзе, всего 43 золотых медали. В Риме советские спортсмены заняли первую строчку в неофициальном зачёте, опередив на 216 очков США. Могу назвать наших золотых победителей на летней Олимпиаде в Токио в 1964 году и зимней в Инсбруке в том же году. Потом было много Олимпиад – летних и зимних, имена советских победителей знали, спортсменов любили, им подражали. Но к концу века интерес к Олимпиадам стал падать. Победы были, и немало побед, но вот имена победителей надолго не запоминались. Вот не могу вспомнить ни одного российского победителя Олимпиады в американской Атланте в 1996 году. А уж если наши спортсмены будут участвовать в Олимпиаде-2024, приняв унизительные условия МОК, то этих соревнований для меня не будет существовать. Это точно.

Николай Андреев

Источник