Патриотическое воспитание за столярным верстаком

Образование

Трудовое рвение школьников хотят поощрять знаками отличия

Круглый стол на тему «Трудовое воспитание в школе» прошел в Госдуме. Напомним, что в ноябре 2022 года спикер ГД РФ Вячеслав Володин предложил разработать законопроект о трудовом воспитании в школах. Что же понимают законодатели под этим?

По словам спикера Госдумы, школьникам необходимо прививать трудолюбие и уважение к труду. Если у ученика будет хорошее отношение к труду, то и другое отношение будет у него к школьным предметам: физике, к математике, к иностранным языкам и ко многому другому. Изменится, по мнению Вячеслова Володина, и потребительское отношение к миру. Только через труд можно воспитать у подростка отношение ко многим вопросам, которые ему потом понадобится решать. Кстати, с просьбами ввести трудовое воспитание выступили, сообщил спикер ГД РФ, сами родители и учителя.

Надо заметить, что в вопросах влияния трудового воспитания на молодежь такой подход близок к классикам педагогической литературы. Огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения часто затрагивали в своих трудах Ушинский, Макаренко, Крупская, Сухомлинский…

Ян Амос Коменский считал детский труд одним из главных путей создания «светлой и радостной обстановки обучения». Песталоцци видел трудовое воспитание в соединении процесса обучения с производительным трудом. Дети в его представлении должны проводить целый день за прядильными и ткацкими станками, а при школе должен быть участок земли, на котором трудится ребенок. Впрочем, когда Песталоцци писал эти строки в начале XIX века, детский труд нещадно эксплуатировали. И не всегда в воспитательных целях.

Русский педагог Дмитрий Ушинский, тоже не раз бывший свидетелем непосильного детского труда, уверял, что в труде воспитываются личностные качества человека. Он отмечал, что «материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья».

Сегодня для привлечения школьника к труду требуется разрешение родителей. Причем это касается даже таких простых занятий, как вытереть школьную доску или поучаствовать в уборке класса. Так что просьбы ввести трудовое воспитание в школе поступают и от учителей, и от родителей. Документ о введении трудового воспитания планируется рассмотреть в Госдуме в весеннюю сессию.

На круглом столе в ГД РФ председатель думского комитета по просвещению Ольга Казакова заявила, что только 5% родителей, согласно опросам, выступают против труда школьников. Они опасаются, что в школах детей будут привлекать к сложным работам или использовать их труд в чьих-то корыстных интересах. Сейчас в учебных заведениях ребят привлекают к труду только в рамках образовательной программы, вне ее – только по согласию родителей. Поэтому в законе предлагается закрепить это положение и прописать, что к труду можно привлекать учащихся с разрешения родителей или с согласия самих детей.

Кстати, сами депутаты, продвигая идею трудового воспитания, подразумевают под этим обучение школьников азам кулинарии, столярного и швейного мастерства, привлечение к субботникам и уборке помещений в школах. Все то, что когда-то уже было в советской школе.

В Министерстве просвещения РФ заявляют, что готовы поддержать изменения в закон, которые сделают трудовое воспитание в школах обязательным. Сегодня в учебных заведениях появились все возможности для трудового обучения: инструменты для слесарного дела, металлообработки, растениеводства и животноводства. По поручению министра Сергея Кравцова сейчас прорабатывается внесение изменений в стандарты по изменению технологии на труд, трудовое обучение. При этом в Минпросе считают, что «школа не должна стать мастерской. А труд не должен стать обязаловкой, чтобы не вызвал отторжение у школьников».

По мнению зампредседателя Госдумы Бориса Чернышова, в российских школах для ребят, которые привлекаются к трудовому воспитанию, нужно ввести знаки отличия. По его словам, со временем этот формат можно было бы использовать как систему стимулирования и поощрения.

Что касается мнения ученых, то они, так же как и педагоги, и специалисты социальной сферы, связывают трудовую деятельность с развитием гражданского сознания, патриотических чувств, понимания своего общественного долга и… построением эффективной и действующей системы профориентации в школах во взаимосвязи с семьей. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни уберегает многих подростков от необдуманных шагов.

публикуется в сокращении

Елена Герасимова

Источник