Шойгу теряет МЧС. Путин начинает тихую кадровую революцию

Аналитика

Первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Александр Чуприян уйдёт в отставку в марте. На его место будет назначен Даниил Мартынов. Это не просто смена одного из заместителей министра. Это, вполне возможно, удар по влиянию Сергея Шойгу.

Мы его теряем

В одном из самых известных министерств России – большие перемены. По сведениям из осведомлённых источников, которые, по-видимому, почти одновременно дали эту информацию сразу нескольким изданиям, Александр Чуприян сам сказал сотрудникам министерства о своём скором уходе на селекторном совещании. По-видимому, теперь заместитель министра уйдёт в отпуск, за которым последует отставка.

Источники PБК сообщают, что Чуприян принял решение об уходе после того как выразил несогласие с реформированием отряда “Центроспас”.

Уход Чуприяна, причём в результате явно выраженного несогласия с политикой реформирования МЧС – это не проходное событие, уверены источники Царьграда. Это часть очень серьёзной работы по ограничению влияния вроде бы всесильного министра обороны Сергея Шойгу. Всем в правительстве и в администрации президента известно: в своё время, переходя на должность в МО, Шойгу из МЧС “ушёл, не уходя”. Все руководство Министерства чрезвычайных ситуаций не де-юре, но де-факто оставалось под его контролем. 

Новые люди

Положение очень медленно начало меняться после трагической гибели в сентябре 2021 года министра ЧС Евгения Зиничева. Александр Куренков, его преемник, был назначен на эту должность, хотя в МЧС не служил. Он отвечал за боевую подготовку в Росгвардии. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя это назначение, отмечал:

Путин хорошо лично знает Куренкова. И выбор означает, что, по мнению главы государства, личные, служебные, профессиональные качества Куренкова позволят наилучшим образом выполнять эти функции.

После этого постепенная замена руководства МЧС на людей, уже не связанных с Шойгу, была, по-видимому, вопросом времени. Фигура Даниила Мартынова, который становится заместителем министра ЧС, в этом смысле очень характерна. Он, как и министр, не спасатель. Мартынов служил в центре спецназначения ФСБ – группе “Альфа”, в 2012 году отвечал за безопасность главы Чечни Рамзана Кадырова, а в 2013-м стал его помощником по силовому блоку. В 2017 году Мартынов занял должность замначальника чеченского управления федеральной службы войск Росгвардии – а в 2022-м был назначен советником министра ЧС, чтобы теперь стать претендентом на пост первого заместителя министра.

ДАНИИЛ МАРТЫНОВ. ФОТО: МЧС РОССИИ

Однако смена первого замминистра именно сейчас вызывает к жизни предположения о том, что Сергей Шойгу не просто теряет связи на прежнем месте работы. Возможно, речь идёт о том, что министр обороны постепенно становится куда менее влиятельным, чем раньше, в масштабах правительства России.

Не исключено, что эта потеря влияния связана со снижением рейтинга Сергея Шойгу. По данным независимого опроса общественного мнения, проведённого институтом Царьград, 45,1% опрошенных не одобряют деятельность министра обороны России Сергея Шойгу. Можно утверждать, что Шойгу в глазах респондентов несёт главную ответственность за негативные новости о ходе СВО. 

Что с того?

Не полежит сомнению, что это понимают и на самой вершине государственной власти. Президент России известен тем, что никогда не разбрасывается кадрами – но и никогда не позволяет сконцентрировать слишком много власти и влияния в одних руках. А ещё он мастер неожиданных отставок и назначений. Как сказали бы в Римской империи, “sapienti sat”. Понимающему достаточно.

Источник