Физик Овчинников высказался об «открытом» китайцами развороте ядра Земли

Наука

«Это противоречит законам планетарной геофизики»

Сообщение, которое некоторые приняли чуть ли не за признак конца света, облетело на днях весь мир. Ученые Пекинского университета зафиксировали заметное замедление вращения, вплоть до остановки, внутреннего, твердого ядра нашей планеты. С чем это может быть связано и к чему приведет, мы узнали у главного научного сотрудника Института динамики геосфер РАН, доктора физико-математических наук Владимира Овчинникова.

О том, что твердое железное ядро Земли вращается, причем немного быстрее, чем сама планета, известно с начала 90-х годов прошлого века. Теперь китайские ученые привели доказательства того, что 14 лет назад оно стало вращаться медленнее, почти сравнялось со скоростью вращения поверхности, а теперь и вовсе отстает от нее. Этот сенсационный вывод опубликован в престижном научном журнале Nature Geoscience.

Научная группа под руководством геолога Сяодун Сонга (Xiaodong Song) сделала вывод о торможении ядра по косвенным признакам, а именно – по изменяющейся скорости отражения от него сейсмических волн на протяжении многих лет. По мнению исследователей, при достаточно быстром его вращении они фиксировали разнообразные отражения от разных частей его неровной топографии. В последнее же время, как следует из статьи, волны стали почти одинаковыми, то есть «горы» и «ямы» железного шара перестали чередоваться.

Впрочем, ученые успокаивают, – замедление вращения земного ядра не приведет к Апокалипсису, потому что таким замедлением проявляет себя 70-летний цикл вращения «сердца» нашей планеты, а значит, нечто подобное уже происходило в 1960-е и в начале 1970-х годов.

– Первое доказательство того, что внутреннее ядро имеет дифференциальное (неодинаковое при определенных условиях) вращение, тот же китайский ученый Сонг опубликовал в 1996 году. Тогда он показал, что оно имеет большую скорость вращения чем Земля в целом, – поясняет Владимир Овчинников.

– За счет чего же скорость твердого ядра Земли могла измениться?

– Существуют разные объяснения этого возможного эффекта. Например, есть закон сохранения углового момента (физической величины, зависящей от вращающейся массы, ее распределения в пространстве и угловой скорости — Авт.). Из астрофизических измерений видно, что наша Земля долго замедляла свое вращение, и нам приходилось добавлять к суткам по 1 секунде в несколько лет. А если одна из оболочек (в данном случае – внешняя) изменяет свой момент, то другая – внутренняя (то есть, твердое ядро) тоже должна измениться, но не замедлиться, а, наоборот, ускориться.

– Но, по данным китайцев, замедлилось как раз ядро…

– На этом могло сказаться аномальное, не фиксировавшееся ранее ускорение Земли в целом, которое было зафиксировано в июле прошлого года.

Еще одной причиной изменения скорости вращения могло быть взаимодействие с меняющимся магнитным полем планеты и многими другими явлениями. Сам факт замедления не вызывает больших сомнений. Сложнее всего с доказательствами посредством сейсмоволн. Вот к ним я отношусь с определенным скепсисом. Измерить с помощью них скорость вращения ядра не так просто. Ведь тут нужен длинный ряд измерений времени и скоростей (чтобы было, с чем сравнивать).

Но мы знаем, что первые инструментальные наблюдения сейсмических процессов начались в нашей стране только в начале прошлого века (мы тогда лидировали в этом направлении), а существенный их скачок случился только в начале 90-х. Поэтому человечеству доступен для качественной оценки только 30-летний период, а для вводов, которые делает Сонг, его маловато. К тому же мой опыт измерения скорости сейсмоволн во время проведения ядерных взрывов убедил меня, что она не была связана с дифференциальным вращением внутреннего ядра Земли. Хотя тогда мы оперировали более точными временными данными и координатами.

– В своей статье ученые пишут, что внутреннее ядро Земли «почти прекратило свое вращение в последнее десятилетие», и возможно, прямо сейчас уже начинает вращаться «в другую сторону». Такое возможно?

– Конечно, нет! Это гарантирует нам планетарная геофизика. Скорей всего китайские ученые имели в виду «поворот» в сторону замедления скорости.