Смутное время позади?

Общество

В январе 2023 года в галерее градоначальников Екатеринбурга появился барельеф Евгения Ройзмана, главы города с 2013 по 2018 года

Само по себе такое явление, как галерея барельефов руководителей Екатеринбурга на одном из этажей администрации города, можно только приветствовать – тем более исторический отчет мэров ведется в ней аж с 1814 года, то есть почти 200 лет (в этом году Екатеринбург отмечает своё 300-летие).

Но вот появление портрета Евгения Ройзмана (спустя пять лет после его отставки) вызывает ряд вопросов. Фигура этого руководителя во многом неоднозначна. Напомним, что он был избран в 2013 году на пике волны протестной активности горожан. Власти региона тогда делали ставку на опытного и компетентного управленца Якова Силина, и были настолько уверены в его победе, что при проведении его предвыборной кампании допустили ряд грубых просчетов. В итоге, инициативу перехватил и одержал победу молодой и харизматичный Евгений Ройзман, лидер малоизвестной партии “Гражданская платформа”.

Но одно дело – победить на выборах, другое – реально взять власть в свои руки. По факту, исполнительную власть в городе в то время осуществлял Александр Якоб, сити-менеджер Екатеринбурга, он же занимал кабинет мэра столицы Урала на третьем этаже городской администрации. Должность Ройзмана называлась «глава Екатеринбурга – председатель Екатеринбургской городской думы». Да, формально он именовался главой города, но по факту выполнял функции председателя городской думы и занимал соответствующий кабинет руководителя гордумы Екатеринбурга.

Более того, Ройзмана, похоже, это полностью устраивало – поскольку никаких явных попыток “дворцового переворота”, перехвата власти, он не предпринимал. Он выполнял почетные функции английской королевы, формально – главы государства, которая властвует, но не правит – всю черновую работу за нее выполняет правительство во главе с премьером. Это было общеизвестно в Екатеринбурге, но малоизвестно за его пределами.

Городской истеблишмент такое положение и качество управления сити-менеджера Якоба тоже вполне устраивало – и такое двоевластие продолжалось все пять лет, до 2018 года, когда Ройзман добровольно, по политическим мотивам, сложил с себя полномочия. И главой города стал Александр Высокинский, который далее уступил их нынешнему главе Алексею Орлову.

Почему так долго, пять лет, сохранялся статус кво? Скорее всего, по политическим соображениям того времени: «Уважаемые западные партнеры, если либерал-оппозиционер с такой фамилией и во главе третьей столицы РФ, значит Россия – страна либеральная и свободная!». Впрочем, это уже история.

Совершенно непонятно, почему вдруг барельеф Ройзмана решили установить именно сейчас. Тем более, что фактически главой города он никогда не был. И если уж и увековечивать его память, то в другой галерее, на другом этаже – например, в галерее председателей городской Думы.

После своей отставки Ройзман заметно повысил свою активность как либерального оппозиционера, открыто высказывался против проведения СВО на Украине. В результате был официально признан физическим лицом-иноагентом, у него на квартире был проведен обыск… И вот теперь, в самый разгар СВО, барельеф этого человека установлен в городской администрации.

В одном из интервью нынешний глава Екатеринбурга Алексей Орлов высказался по этому поводу так: «А при чем здесь иноагентство? Это человек, которого избрали. Может быть, и вы голосовали за него. В 2013 году это был всенародно избранный глава Екатеринбурга».

Галерея барельефов – это галерея славы и почета, образцов для почитания и примера будущим (а может и сегодняшним) руководителям города. А вот интересно, есть ли в исторической галерее «на Лубянке» барельеф перебежчика Пеньковского? Или в Академии Вооруженных Сил РФ «борца за свободу России» генерала Власова? С точки зрения «чистой» логики они ведь там тоже работали?

По-хорошему, в галерее надо оставить портрет фактического главы города на протяжении почти десяти лет – Александра Якоба (он там, слава Богу, и висит). А то получается, что в «эпоху» Ройзмана, с 2013 по 2018 года, в первый и последний раз в истории Екатеринбурга, почему-то городом руководили одновременно два мэра. Смутное время!

В любом случае, продление галереи в год 300-летия Екатеринбурга – повод поговорить об окончательном завершении эпохи двоевластия и смутного времени в городе, укрепления единоначалия и повышения качества менеджмента.

Сегодня, когда страна фактически вступила в войну на истощение со всем западным миром, прежних либеральных вольностей в управлении одним из своих крупнейших мегаполисом, она позволить уже не может.

Валерий Борисов

Источник