У школьников пропал интерес к физике

Минобрнауки и Минпросвещения попытаются вернуть интерес детей к непростому, но важному предмету

Количество выпускников школ, сдающих ЕГЭ по физике, в последние годы неуклонно падает, заявил глава Мин­обрнауки Валерий Фальков. По данным Рособрнадзора, в 2020 году госэкзамен по этому предмету выбрали 139,5 тыс. выпускников, в 2021 году — 128 тыс., а в 2022-м — всего 100 тыс. По сравнению с прошлым годом снизился и средний балл ЕГЭ по физике — с 55,9 до 53,8. Еще печальнее оказались данные от ректора МФТИ, экс-главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова. По его словам, за последние 30 лет время, запланированное на изучение физики в школе, сократилось на 30%, а число физматклассов уменьшилось с 7 до 3 тыс. за последние четыре года. Ссылаясь на экспертные оценки, ректор также заявил, что две трети школ уделяют недостаточное внимание преподаванию физики, из-за чего на углубленном уровне ее изучают единицы, а большинство будущих абитуриентов инженерных факультетов предпочитает сдавать на ЕГЭ информатику.

Причинами слабой подготовки школьников по «естественному» предмету эксперты называют натаскивание на сдачу экзамена по физике, ее формализованное преподавание и отрыв от реального мира, а также полное отсутствие физических опытов, которые позволяли бы своими глазами видеть процессы, о которых написано в учебниках. Еще одна из проблем кроется в отсутствии междисциплинарной интеграции. Например, программы по естественно-научным дисциплинам не согласованы по времени: учителя физики вынуждены объяснять некоторые понятия без опоры на другие предметы, а биологи — забегать вперед и знакомить учащихся с физико-химическими процессами в живых организмах, используя термины, которые еще не изучались на уроках химии и физики.

Многие ученики считают уроки физики скучными, непонятными и ненужными.

Между тем понять физику может даже двоечник по математике, если научить его замечать и описывать явления. Почему бы учителям не рассказывать, как Илон Маск запускает многоразовые ракеты, какими знаниями должен обладать человек, чтобы выжить, оставшись в одиночестве на Марсе, что сделать, чтобы телефон работал дольше от одной зарядки, как рассчитать скорость, силу трения между колесами и асфальтом при повороте на лонгборде, чтобы вписаться в поворот, как работает пульт от телевизора, кнопка выключателя или холодильник? Такие истории и рассказы погрузят учащихся в контекст современной физики, помогут понять ее «красоту, азарт и магию» и то, насколько интересен мир, если понимать, как он устроен.

Похоже, это начинают понимать и в высоких кабинетах Минобрнауки и Минпросвещения. Чиновники ведомств готовы если не радикально изменить ситуацию, то хотя бы частично попытаться ее нивелировать и подготовили концепцию мероприятий по повышению качества физического образования в школе. В документе речь идет о расширении сети профильных математических классов по физике, подготовке «современного экспериментального практикума» и необходимом для этого дооснащении школ, переподготовке и курсах повышения квалификации учителей физики. По мнению авторов концепции, это позволит «сформировать устойчивый приток заинтересованных абитуриентов с достаточным уровнем базовой подготовки на программы естественно-научного и инженерно-технического профиля в вузы для подготовки кадров, обеспечивающих импортонезависимость страны в критических технологических сферах».

Дополнительным стимулом подвигнуть школьников к изучению физики станет и изменение условий поступления на инженерные факультеты. С 2024 года в инженерно-технических вузах, а с 2025 года во всех остальных введут три обязательных ЕГЭ помимо госэкзамена по русскому языку: профильную математику, информатику и физику. Ректоры двумя руками за такое нововведение — они уже устали «доучивать» физике вчерашних выпускников школ.

Елена Хакимова

Источник