«Уловки для пяти чувств»: Раскрыты способы, с помощью которых нас дурят в магазинах

Калейдоскоп

Как вовремя остановиться в магазине – рассказал эксперт психотехнологий Евгений Гиберт.

Если не чувствуете атмосферу Нового года, просто придите в магазин – там вам её обеспечат сполна. Но хорошее настроение – не цель продавцов, а скидки – не желание сэкономить ваш бюджет. В пору праздников мы, приходя за покупками, оставляем в разы больше денег, чем планировали. Об этом позаботились маркетологи, промоутеры, мерчендайзеры. Царьград вместе с экспертом психотехнологий раскрывает их уловки.

В состоянии предвкушения торжества человеку можно продать гораздо больше. “Праздник скоро, скоро, скоро. А это красная икра!” – шепчет развешанная по торговому залу реклама. А большая наряженная ёлка с пустыми, но красиво завёрнутыми коробками под ней напоминает: “Подарки купи. Да побольше!” Играет “В лесу родилась ёлочка”. И вот вы уже, как Дед Мороз, складываете в свой мешок подарочки. Как вовремя остановиться?  Об этом нам рассказал эксперт психотехнологий Евгений Гиберт.

Как не попасть в сети маркетинга

Специальная атмосфера в магазинах формируется ещё задолго до праздника, – говорит эксперт. – Люди, как зачарованные, ходят и смотрят на новогодний товар, напрочь забывая, зачем, собственно, пришли. В этом и состоит работа маркетологов: затмить разум, погрузить в мечту. В состоянии такого транса покупается ворох ненужных товаров. Также количество покупок увеличивается в силу русского характера: гулять так гулять.

Что делать? Если бюджет ограничен, то лучше заранее дома, в спокойной обстановке, составить список, что и кому вы хотите купить. Посмотрите цены в интернете – сейчас почти у каждого офлайн-магазина есть сайт с каталогом товаров, – и идите целенаправленно именно за этими покупками. А по сторонам не смотрите даже!

Фейковые скидки

Ах, это сладкое слово “скидки”. Предприниматели знают, как клиенты их любят и ждут. Заметили, как в 2022 году “чёрная пятница” – время большой распродажи – длилась не один день, а три недели? То же самое будет и с новогодним сейлом.

Во-первых, большая часть скидок – фейковые. Простой и старый трюк: напечатать ценники с перечёркнутой завышенной ценой и написать поверх реальную стоимость. Так как покупатель давно просёк эту фишку, магазины стали действовать более хитроумно: за неделю они искусственно завышают цены, а потом рисуют свои скидки. Действует это не только в периоды сезонных и праздничных распродаж. Зайдите в любое время на любой маркетплейс в интернете и увидите: там бесконечная “чёрная пятница”. Скидки у магазинов разные, а итоговая цена на один и тот же товар плюс-минус одинаковая.

Купить подешевле, якобы сэкономить – самое любимое оправдание для покупки, – комментирует Евгений Гиберт. – Человек не любит расставаться с деньгами, которые он заработал. Отдавая их, он каждый раз испытывает микрошок. Поэтому нужно чем-то оправдать свои траты. Скидка – это ли не аргумент?

Также здесь действует и хватательный импульс. Перед праздниками в магазинах обычно много народу. Все бегают, суетятся. Многие откладывают закупку продуктов, подарков на последний момент. А потом, когда видят уже пустеющие полки, сметают всё оставшееся. “Потому что каникулы, дороги заметёт снегом, все будут отдыхать и до 10 января продуктов не завезут”. Это, конечно же, не так.

Что делать? Проверять цену в интернете. Где-то даже без скидок может быть дешевле.

Товары-близнецы

Если магазин объявил распродажу, то, скорее всего, он не будет выделять для этих товаров отдельную полочку. Он перемешает их с продукцией без скидок. Покупатель в поисках выгодной цены пересмотрит всё и наверняка прикупит что-то по полной цене.

А ещё часто попадаются товары-близнецы. Например, в магазине косметики объявлены скидки на тушь. Почти все тюбики с одинаковым названием, различаются только цветом. А ценники кучей налеплены – попробуй, разберись. Вы покупаете по выгодному предложению, но на кассе вам пробивают товар по полной цене. Вы даже не заметите этого, если возьмёте несколько товаров.

Что делать? Обязательно проверяйте цену на кассе. И лучше до покупки, чем после. Потому что некоторые товары (например, нижнее бельё) нельзя вернуть.

“Извините, товар купили”

Допустим, магазин анонсировал огромную скидку на дорогой телевизор в честь Нового года. А вы как раз хотели заменить домашнюю технику. Подумаете: “Вот это удача!” И будете ждать заветного дня. А потом даже отпроситесь с работы, чтобы первым прибежать за желанным товаром. И конечно, удивитесь и расстроитесь, если вам скажут:

Простите, товар по данной акции уже раскупили. Это было ограниченное предложение.

Не думайте, что вы неудачник. Просто доверчивый человек. Ведь никакой скидки на этот телевизор не было. А может, и телевизора такого не было. Зато есть другие, хоть и без скидок, но ещё лучше. И менеджер непременно вам про них расскажет. Ведь если человек пришёл за техникой, значит, она ему точно нужна. Такого нельзя отпускать с пустыми руками.

Именно под Новый год чудеса случаются, а мечты сбываются. Люди верят в это, поэтому ни у кого не возникает сомнений, что желаемый товар вдруг стал стоить наполовину дешевле. Проверять эту акцию на себе придут многие,

– комментирует Евгений Гиберт.

Что делать? Наверное, не стоит доверять компании, которая так поступает с потенциальными клиентами. Не поддавайтесь на уловки продавца и сходите к конкурентам. Сверьте цены, потом сделайте выбор.

Идти до конца!

Конечно, скидки бывают и настоящие. Но не забывайте: никакой магазин не будет работать себе в убыток. Если вы видите рекламу “Распродажа на всё до 90%!”, будьте уверены, что максимальный сейл действует на пару товаров. И стоят они где-то в самом конце торгового зала с расчётом на то, что покупатель нахватает что-то по пути.

А теперь пристально посмотрим на товары со скидкой 90%. Такую участь они заслужили по одной из следующих причин: никто не покупал эту ерунду по полной цене, имеется брак, товар морально устарел, подходит к концу срок годности.

Что делать? Идти до конца. До конца торгового зала, где стоит заветный экземпляр со скидкой 99,9%. Стремительным и широким шагом, не глядя по сторонам. Если, конечно, этот товар вам нужен. Оцените его адекватно.

Акции и программы лояльности

В преддверии праздника магазины начинают розыгрыши призов. Лотерейные билетики выдаются, как правило, от определённой суммы чека. И чем больше чеков – тем выше шанс на победу. А накануне Нового года многие верят в чудо!

В будни же за покупку на определённую сумму часто дают какие-то безделицы типа ластиков в форме игрушек. А их целая коллекция. И вот уже вы собираете их всей семьёй. А для этого нужно купить как можно больше товаров.

А ещё у многих из нас не менее десятка карт постоянного клиента от разных магазинов. Они дают скидки и другие привилегии, думают покупатели. Они заставляют выбирать именно нас и тратить больше, – знают маркетологи. Ведь, допустим, за каждую тысячу рублей начисляется сколько-то бонусов. А поэтому, если человек купил на 2700 рублей, то постарается “добить” до 3000.

Что делать? Действенный совет: ходите в магазин сытым и со списком покупок.

Несоответствие цены и ценника

О, это совсем жестокий способ выманить у покупателя побольше денег. Он забирает массу времени. Так как, обнаружив несоответствие стоимости товара на ценнике и в чеке, приходится вызывать администратора магазина. А торговые сети уже настолько считают это нормой, что позабыли извиняться. Руководитель появляется с недовольным лицом, на котором читается “Ну что тут у вас опять?”. И даже ещё до выяснения может наехать: мол, сам дурак – не на тот ценник посмотрел.

В общем, нервные клетки тоже идут в минус. Так что, если торопишься или не в силах противостоять системе, бывает и плюнешь на эти 25 рублей.

Что делать? Проверять товары со скидкой на сканерах, которые есть в торговых залах. Уточнить цену на кассе. Не устраивайте скандал, а спокойно сообщите о проблеме.

Если же в каком-то магазине вам отказали продать товар по стоимости, указанной на ценнике, заявив, что акция закончилась, можно пригрозить Роспотребнадзором. В законе “О защите прав потребителей” написано: “Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора”. Цена товара – неотъемлемая часть этой информации.

По словам Евгения Гиберта, маркетологи изучали психологию, они знают, как заставить сделать покупку ненавязчиво. Уловки затрагивают все пять чувств человека:

Зрение: правильно расставляются товары на полках и по магазину в целом.

Слух: включается расслабляющая, вводящая в транс музыка или, напротив, энергичная, побуждающая к покупкам.

Обоняние: запах свежей выпечки и мандаринов стимулирует купить побольше еды.

Вкус: дегустация продукции тоже заставит купить побольше.

Осязание: оформление зала в выставочном стиле, где товар можно потрогать руками.

Советуем вам ещё раз перечитать этот текст, чтобы запомнить все советы и не потратить лишнего. Приятных покупок!

Источник