Тысячелетний союз

ГлавноеИстория

1032 году состоялся легендарный совместный военный поход русов и народов Кавказа на помощь Дербенту

От редакции сайта «Народный Собор»
В настоящее время на юго-востоке Украины Россия проводит специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации этого постсоветского государства. В ходе её рядом с русскими и украинцами плечом к плечу сражаются представители многих народов нашего Отечества. В это военное братство входит немало и выходцев с Кавказа: Чечни, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и других республик Северного Кавказа. Все они также проявляют на поле боя мужество и героизм, отмечаются за свои подвиги разными высокими государственными наградами. Это складывающееся в боях новое воинское братство является продолжением лучших героических традиций российской истории. Наши народы сейчас также плечом к плечу сражаются с международным терроризмом в Сирии, вместе прошли ранее славный боевой путь в в Афганистане, во время Великой Отечественной и I Мировой войн…

И не случайно западные политики изо всех сил пытаются вбить клин в этот вновь формирующийся и укрепляющийся интернациональный боевой союз, объединенный общей высокой миссией и целью – освобождение Украины от «коричневой чумы». Именно поэтому сейчас и вбрасываются всевозможные провокационные заявления о, якобы, «зверствах» чеченцев и бурятов на Украине. Западные провокаторы на протяжении веков пытаются расшатать, поджечь и вырвать из состава России республики Северного Кавказа и другие национальные регионы.

Сплочение народа всегда проходит наиболее успешно вокруг совместных боевых и трудовых подвигов. В нашей многовековой истории было немало острых, трагических моментов, но еще больше было славных общих побед. Особенно, когда наши народы выступали единым фронтом против противостоящих врагов.

Пожалуй, одной из самых ранних задокументированных подобных побед стал состоявшийся в 1032 году совместный поход русов и народов Кавказа на помощь Дербенту. В ходе его сложился уникальный военный союз, в состав которого вошли также и представители значительной части древней Европы. Многие легендарные герои былин, преданий, сказаний и саг были участниками этой крупной военной эпопеи. Русско-кавказскому боевому союзу – тысяча лет!

Обо всём этом рассказывается в статье Виктора Ботова «Тысячелетний союз», где помимо военных аспектов хорошо отражены все сложные социально-политические переплетения древности, показаны давние родственные связи русских и многих народов Северного Кавказа.

О.Ю.Кассин,
председатель Общероссийского общественного
движения «Народный Собор»,
ответственный секретарь Общественного Координационного Совета по содействию денацификации Украины

Возникший  в 632 году Арабский халифат стремительно расширил свою территорию, и к 642 году его войска вышли к границе с Хазарией, вскоре превратившейся в могущественное государство. Жившие в предкавказских степях тюркоязычные хазары и кавказские народы в ряде войн остановили продвижение арабов, и к концу VIII века между двумя державами установились мирные отношения, скреплённые взаимовыгодным участием в торговле по Великому шёлковому пути.

На Северном Кавказе арабам удалось закрепиться только в Дербенте, который охранял самый удобный проход из Великой степи в Закавказье. По нему  кочевники обрушивались на земледельческую цивилизацию, и значение этого места было оценено давно. Во времена Сасанидского Ирана в Дербенте для  защиты от гуннов были построены укрепления, увенчавшиеся возведением  в начале VI века одной из самых мощных каменных крепостей того времени. Позднее для охраны владений халифата от набегов грозных степняков в городе был размещён арабский гарнизон.

Во второй половине IX  века власть багдадских халифов над окраинами их державы ослабела, и в Закавказье стали возникать независимые владения во главе с арабскими по происхождению династиями.  Дербент также превратился в небольшое государство, в котором правили эмиры, опиравшиеся на арабскую знать города. Южнее возникло более крупное государство Ширван со столицей в современной Шемахе. В нём правил знатный арабский род, принявший звание ширваншахов. Честолюбивый  ширваншах Минучихр решил расширить свои владения и попытался завоевать маленькую горную страну. Он разбил дербентское войско,  но захватить город-крепость не сумел.

Дербентский эмир Мансур для защиты от более сильного противника обратился за помощью к правителю соседнего Сарира, на дочери которого был женат. Многие горцы в ту эпоху было христианами, а гарнизон Дербента был из арабов-мусульман. Через Северный Кавказ проходили важные торговые пути, что обуславливало веротерпимость и мирные отношения между соседями.  

Эмиру Мансуру благоприятствовали родственные связи его тестя сарирского царя по имени Спас-Иисус. Одна его сестра была замужем за царём Алании Урдуром, другая –  за черниговским князем Мстиславом, сыном Владимира Святого. К этому времени Урдура уже не было в живых и Аланией правил его сын, приходившийся Спас-Иисусу племянником. В занимавшем западную часть Кавказа Тмутараканском княжестве правил другой его племянник Евстафий Мстиславич. Молодые правители откликнулись на призывы о помощи своему дербентскому родственнику. Мстислав дополнительно прислал сыну черниговских воинов, а его брат правитель Руси Ярослав Мудрый выделил своему племяннику  в помощь новгородско-варяжский отряд.

 За притесняемых могущественным соседом дербентцев вступился весь Северный Кавказ и русские князья. Воины из Новгорода прибыли в Дербент по Волге и Каспию, остальные русские отряды собрались в Тмутаракани, стоявшей на Керченском проливе в районе современной  станицы Тамань. Оттуда  они проследовали через весь Кавказ, собирая по пути союзников из горцев.

В походе приняли участие предки всех современных народов Северного Кавказа, включая осетин, адыгов, черкесов, кабардинцев, абхазов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей, кумыков, а также аварцев и многих других народов современного Дагестана. В варяжском отряде были шведы, норвежцы и исландцы, так что география воинов союзного войска охватывала значительную часть Европы.

Соединёнными усилиями удалось разбить ширванскую армию. Зачинщик конфликта Минучихр бежал из своей страны, угроза захвата Дербента была снята. Давние события подверглись в местных хрониках фальсификации. Хронисты преуменьшали неудачи своих правителей и преувеличивали их успехи. Но совсем недавно, благодаря исследованиям русских и скандинавских источников,  удалось восстановить истинный ход событий.

Это был не первый приход русов на помощь правителям Дербента. В 987 году Владимир Святой, будучи в военном походе в Хазарии, получил просьбу о помощи от дербентского эмира Маймуна, предка Мансура, против которого восстала часть его подданных. Флот Владимира Святого подошёл с Волги к Дербенту и помог Маймуну справиться с мятежом.

Обрывочные сведения имеются о более ранних походах русов на Кавказ и об их мирных поселениях среди горцев. Так в арабских географических сочинениях, чьи сведения восходят к началу IX века, описаны три группы кавказских русов. Одна проживала в дельте Кубани, где создала Тмутараканское княжество, вторая –  в Алании, в районе Садонского месторождения серебряных руд, третья – в Дагестане, в районе аула Кубачи, в котором сохранились предания о приходе их предков с далёкого запада.

Один из торговых маршрутов вёл от Тмутаракани вдоль Кавказа к Дербенту, что создало условия для дружеских отношений и взаимопомощи всех расположенных вдоль него стран, мирному проникновению русов вдоль этого пути на восток. Русско-кавказскому военно-экономическому союзу более тысячи лет.

Новые исследования только приоткрыли завесу над тайнами кавказской истории. Счастливым исключением стал поход 1032 года, отражённый в многочисленных письменных источниках. В нём принял участие ряд выдающихся личностей, ставших героями сказаний. Поэтому о нём мы знаем гораздо больше, нежели об иных сходных событиях.

Воеводой новгородцев в этом походе был шведский эмигрант на русской службе Эйлив, которого на русский манер звали Глебом Володьевичем. Он стал историческим прообразом богатыря Ильи Норманна, то есть скандинава. На Руси норманнов звали  мурманами, и отсюда происходит название Мурманский берег на Кольском полуострове, что сохранилось в названии города Мурманска. На русской почве имя былинного Ильи Мурмана трансформировалось в более понятное имя Ильи Муромца, уроженца города Мурома, которое принял более поздний богатырь, чьи мощи покоятся в Киево-Печерской лавре. Былины запечатлели кавказский поход Ильи.

Варяжский отряд возглавлял шведский принц Эмунд Старый, позднее ставший шведским королём, и поэтому поход был описан в скандинавских сагах. Внук Эмунда Симон Варяг стал русским святым, а его потомок св. Сергий Радонежский вошёл в число главных небесных покровителей России, о чём сообщается в трудах дореволюционных ростовских краеведов.

Одним из воевод тмутараканского войска, участвовавших в походе, был Роман, сын касожского князя Редеди, ранее погибшего в поединке с тмутараканским князем Мстиславом Владимировичем.  По условиям этого легендарного поединка касоги мирно вошли в состав Тмутараканского княжества, Мстислав же забрал детей Редеди и воспитал их в своей семье, выдав за Романа свою дочь.

Часть потомков Редеди и Мстислава после падения Тмутараканского княжества переселилась на Русь, и вошла в состав российского дворянства. Из их числа был знаменитый флотоводец  Фёдор Ушаков, не так давно причисленный к лику святых. Другая часть осталась жить в низовьях Кубани, чем объясняется странная на первый взгляд женитьба Ивана Грозного на кабардинской княжне Кученей. Потомки Редеди были среди приближённых царя и сохраняли память о своей кубанской родне.

Но самым знаменитым участником похода был Ян (Иван), предводитель живших в предкавказских степях булгар. Булгары были предками современных казанских татар, чувашей, карачаевцев и балкарцев.

Ян прославился ещё в юности, одолев в единоборстве печенежского богатыря-великана, которого во время схватки удавил руками. Он был из семьи простых  ремесленников, занимавшихся выделкой кож. Отсюда его прозвища – Усмошвец (портной по коже) и Кожемяка. За подвиг, позволивший одержать победу над грозными печенегами, Владимир Святой возвысил юношу и сделал его князем находившихся на русской службе  сородичей. Ян (Иван) Усмошвец был соратником  русского былинного богатыря Алёши Поповича, а позднее со своими воинами охранял восточную границу Тмутараканского княжества.

После своей смерти  Ян  под именем Никита Кожемяка стал героем былин и сказок, победителем змея (дракона). В музее Ставрополя хранится мраморный крест, стоявший над его могилой в станице Преградная. На кресте в вырезанной на славянском языке надписи он гордо поименован русским князем.

Воины легендарного похода 1032 года стали героями сказаний, святыми или предками святых, а сам поход –  олицетворением древнего союза русского и кавказских народов. Это особенно важно сегодня, когда геополитические враги России пытаются вбить клин между населяющими её народами, сделать из Кавказа, других многонациональных регионов пороховую бочку, чтобы взорвать Русский мир, а затем превратить всё человечество в рабов кучки обезумевших от власти и денег политиканов.

Тысячелетнее русско-кавказское боевое братство показывает свою прочность сейчас на полях сражений с украинскими нацистами, пошедшими в прислужники к коллективному Западу, творящими чудовищные преступления и  готовыми залить кровью всю Россию.

Подвиги древних и современных героев достойны мемориалов, полотен, памятников, фильмов. Возрождённый в новом материале крест Ивана-Никиты Кожемяки, героя кавказских и русских сказаний,  может стать одним из краеугольных камней в деле увековечивания памяти защитников Русского мира всех времён и народов.

Виктор Ботов