Дмитрий Швед: «Лучше нет родных песен»
Так считает известный исполнитель композиций на стихи Сергея Есенина
Имя Дмитрия Шведа хорошо известно почитателям русского романса не только в Москве, но и в разных городах России, в том числе и в Рязани. Он – яркий самобытный артист, лауреат международных фестивалей в Санкт-Петербурге (Флорида) и в Сан-Франциско (Калифорния). Певец обладает красивым баритоном широкого диапазона. Кроме того, Дмитрий Швед – единственный артист, представляющий на российской сцене уникальное направление – гусарский романс. Особое место в его репертуаре занимают песни на стихи Сергея Есенина. Побывав однажды на его эмоциональном выступлении, нельзя забыть его голос и проникновенную интонацию.
Р.В. – Дмитрий Иванович, зная вашу любовь к Сергею Есенину, наверное, каждому читателю и слушателю важно понять, каким образом приходит к человеку желание исполнять песни на его стихотворения…
Д.Ш. – Песни на слова Сергея Есенина для меня, действительно, как народные… К музыке я прикоснулся в раннем детстве, когда начал осваивать гармошку, подаренную дядей. Потом был баян. Затем окончил музыкальную школу в Рязани. Позже, зная нотную грамоту, самостоятельно научился игре на гитаре. Учась в музыкальной школе, начал выступать в клубной художественной самодеятельности. С шестнадцати лет играл в дуэте баянистов, потом стал солистом вокально-инструментального ансамбля, исполнял эстрадные песни того времени – было это в середине семидесятых годов. После окончания школы поступил в ГИТИС на факультет «Актёр театра и кино». Успешно окончив этот вуз, служил в армии, потом вновь служил, но уже в театре имени Гоголя в Москве, один сезон в Рязанском ТЮЗе, а после – в Музыкально-драматическом театре при Московской областной филармонии. В настоящее время – в Москонцерте.
Р.В. – В несколько предложений вы вместили всю свою творческую биографию. Но начиналось-то всё, видимо, с родителей, с их подсказки и поддержки. Кто они?
Д.Ш. – Мама – школьная учительница. Родом из Кадома, а живёт в Рязани. Отец – брянский, в своё время работал директором швейной фабрики. Они поощряли моё увлечение музыкой и пением и строго следили, чтобы я не валял дурака…
Р.В. – У кого вы учились?
Д.Ш. – Учителей было много, но особенно запомнился преподаватель по классу баяна в рязанской музыкальной школе Юрий Георгиевич Куприянов, отличавшийся необычайной требовательностью. С ним было трудно, не все выдерживали, но кто оставался, тот становился профессионалом. Нельзя не вспомнить профессора Всеволода Порфирьевича Остальского из ГИТИСа. Он относился с особой симпатией к моему неуёмному стремлению совершенствоваться. На одном из моих сольных творческих вечеров он, приглашенный в качестве гостя, вышел на сцену и сказал: «Я хотел бы отметить правильную речь, великолепную дикцию этого молодого певца, что, несомненно, влияет на лучшее восприятие песни». Эти заботливые, душевные слова запомнились навсегда.
Р.В. – Вы по специальности артист театра и кино, но, тем не менее, рискнули пуститься в опасное сценическое плавание сольного певца. Это, видимо, неспроста?
Д.Ш. – Да… С некоторых пор я почувствовал, что в профессии актёра меня смущает необходимость лицедействовать, надевать на себя маски других людей и проживать на сцене жизнь чуждых тебе персонажей, не всегда положительных. А мне очень хотелось заниматься музыкой, петь. По-моему, у артиста, выступающего с сольными программами, больше шансов добиться успеха, а главное – мне это приятно, доставляет радость.
Р.В. – Чему отдаете предпочтение в музыке?
Д.Ш. – Популярным старинным и современным романсам, духовной музыке, романсам и песням на стихи Есенина, а также песням на стихи современных поэтов России. Создаю и собственные авторские композиции. Во всех случаях тяготею к текстам душевным и образным, имеющим смысл.
Р.В. – Пристрастие к поэзии нашего великого земляка – случайность или настоящая любовь?
Д.Ш. – Случайности нет и не может быть, ибо любой грамотный человек не может относиться к стихам Есенина равнодушно, тем более родившийся на рязанской земле. Недалеко от Рязани есть станция Дивово, с которой Есенин отправлялся в Москву и на которую прибывал из столицы, добираясь до своего села Константиново. На этой станции в последние годы ему установили бюст, а саму станцию обновили, проложили дополнительные пути для стоянок экскурсионных поездов. Здесь словно попадаешь в музей под открытым небом, сразу вспоминаешь бессмертные строки таких стихотворений, как «Клён ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Над окошком месяц»… Когда эти стихотворения-песни звучат на моих концертах, они не оставляют никого равнодушными, заставляют заново почувствовать всю их прелесть, энергетику. В первые моменты зрители буквально замирают, а потом не могут сдержать эмоций. Когда зал начинает подпевать, прихлопывать в такт – создается такое впечатление, что я пою для слушателей, а слушатели поют для меня.
Р.В. – На последних концертах второе отделение вы посвящаете гусарской тематике, для которой, кстати, словно рождены, имея импозантную, гусарскую внешность. Это что – своеобразный шансон, ставший модным?
Д.Ш. – Нет. Не гонюсь за модой, особенно в годовщину событий двухвековой давности. Это гусарские романсы и полковые песни времён Отечественной войны 1812 года, которые я интерпретирую по-своему, не меняя мелодий и слов, а также мои авторские. Когда только начинал профессиональную деятельность, то увлекся гусарским романсом, пытался найти подлинные, но их сохранилось очень мало, и тогда решил написать целую программу собственных, сшил гусарские костюмы и для себя, и для артистов, выступающих со мной. Очень ценю этих людей: гитариста Алексея Сидорова, пианиста и клавишника Арсения Колесника, скрипача Александра Бронвейбера, аккордеониста Сергея Осокина. Выступление с ними радует и обогащает. Это высокопрофессиональные музыканты и отзывчивые люди.
Р.В. – Как часто бываете в Рязани? Не жалеете, что перебрались на жительство в столицу?
Д.Ш. – На родине нельзя бывать редко, тем более, если представляется такая возможность. Жалею ли, что перебрался в Москву? И да, и нет. В столице больше возможностей для творческого человека, хотя душой я всегда в милой Рязани, где родился и вырос, где живёт мама. А чтобы чаще вспоминать родную землю, навещаю Рязанское землячество в Москве. Совместно ходим на концерты, в музеи. Последнее посещение – музей Есенина в Строчановском переулке, где жил великий земляк в первые годы столичной жизни.
Р.В. – И напоследок традиционный вопрос: что в ближайших творческих планах?
Д.Ш. – Концертная программа в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра, где будет исполнено всё лучшее, что написал за четверть века работы. Наверное, будет двадцать пять песен и романсов. Работа предстоит большая, увлекательная и необходимая: нужно будет делать аранжировки для оркестра, подбирать исполнительниц для нескольких дуэтов. А в самых ближайших планах выступления в Константинове перед земляками.
Беседовал Владимир Пронский