«Споёмте, друзья, ведь завтра в поход…»

Культура

Нужен всероссийский песенный конкурс, посвящённый Русской весне

Если бы министром культуры Российской Федерации был я, то обратил бы взор и на продуктивный опыт советского периода, в существенной мере послевоенного, когда у нас в стране созидались шедевры в разных видах искусств — кино, музыке, изобразительном, включая монументальное, литературе.

Особо выделю песенный жанр, в котором — как в лирической, так и гражданской сферах — были достигнуты грандиозные эстетические, а подчас и духовные высоты. Это сотни песен, затронувших многоразличные аспекты бытия, включая сакральные, даром что присутствие в текстах религиозных признаков тогда было в значительной мере табуировано. Тем не менее, национальный духовный код оставался подспудно встроенным в ткань художественных произведений. Существенно это касалось сочинений, посвящённых Великой Отечественной войне. Вспомним в этом свете великие русские песни «Враги сожгли родную хату» М. Блантера и М. Исаковского, «Заветный камень» Б. Мокроусова и А. Жарова, «На безымянной высоте» В. Баснера и М. Матусовского, «От героев былых времен» Р. Хозака и Е. Аграновича или «Соловьи» В. Соловьева-Седого и А. Фатьянова. Последнюю маршал Г. Жуков резонно ставил по силе воздействия рядом с песней «Священная война» А. Александрова и В. Лебедева-Кумача.

А «Журавли»! Можно скептически ухмыляться по поводу реальности или пропагандистского характера формулировки «единая общность — советский народ», однако великую песню «Журавли» создали аварец Р. Гамзатов и три еврея (переводчик Н. Гребнев, композитор Я. Френкель, исполнитель М. Бернес), а в результате мы получили шедевр русской (если угодно, советской, что, на мой взгляд, в данном случае не меняет дела) культуры, отозвавшийся эмоционально-смысловым эхом во всем мире.

Большая страна жила в едином духовно-эстетическом поле. Следует помнить, что всенародная песня «День Победы» была написана Д. Тухмановым и В. Харитоновым для всесоюзного песенного конкурса, посвящённого 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. 

Я к тому и клоню, что сейчас имело бы смысл — духоподъемный, эстетический, творческий — на государственном уровне провести такой песенный всероссийский конкурс, посвящённый Русской весне в Донбассе, в целом Новороссии. Всероссийский — для всей России, а не только для РФ. С хорошими премиями.

Нынче пишется много стихов и песен в этой связи, подчас они пишутся кровью, однако художественный уровень произведений, пробивающихся в эфир центральных теле- и радиоканалов, в девяти случаях из десяти в профессиональном смысле — мелическом и поэтическом — либо оставляет желать лучшего, либо отвращает, либо вызывает сокрушение, а то и ужас. И, скажем, повсеместная газмановщина на ТВ и площадях наших городов, удручающая песенным графоманством, как оказалось, еще не худший образчик патриотизма, предъявленного в меру скромных дарований. Порой возникают вопросы: а кто устроители и редакторы этих недавно появившихся передач (например, «Свои» на Первом канале), а также чёсов на открытом воздухе, зачем они это делают, нет ли какого умысла в профанировании темы или попросту корысти разного свойства.

И может быть, для соединения времен и смыслов следует предусмотреть в таком конкурсе номинацию новых песен на стихи поэтов-фронтовиков Великой Отечественной! Мне странно, что до сих пор не написана достойная музыка к таким пронзительным, «поющимся» стихам, как «Жаль мне тех, кто умирает дома…» Давида Самойлова, «Парикмахер пехотный…» («На пенсии») Вадима Шефнера, «Если б ты написала сегодня письмо…» Арсения Тарковского…

Понятно, что самодеятельное творчество всегда будет возникать из народной глубины, в том числе на огненной передовой, и пусть расцветают все цветы, если они кому-то строить, жить и побеждать помогают, но всегда перед отправкой песни в большой эфир следует помнить о наших великих песенных традициях, которые созидались профессионалами, опираться и ориентироваться на них, тем более что эти песни и сейчас живы. Следует не забывать скрижальные слова поэта «есть ценностей незыблемая скала». То есть недостаточно просто «быть в теме» или, простите, прикрываться ею в связи с новейшей конъюнктурой, а также потому, что на «патриотическом направлении» у кого-то вдруг появились возможности освоения «финансовых потоков».

Есть смысл сделать своего рода государственный заказ на актуальную песню новых времён, ведь сегодня в строю и наши живые классики А. Пахмутова, А. Рыбников, Д. Тухманов и не только, и много одарённых композиторов разных поколений в столицах и провинциях.

Разумеется, рокеры, барды, рэперы «всех стилей и направлений» смогут принять участие в конкурсе на общих основаниях, здесь уже имеются известные имена и достижения (хотя, признаться, от рэперов цельных качественных вменяемых текстов мне пока слышать не привелось).

Сильным духо- и душеподъёмным посылом стало бы написание «Вальса Новороссии», даже без текста. Гениальные вальсы написали Н. Мартынов к фильму «Жизнь Клима Самгина», а также Ганелин к фильму «Успех», Губайдуллина к «Чучелу». А как стал бы «Вальс Новороссии» в ряд с «Амурскими волнами», «На сопках Маньчжурии», «В лесу прифронтовом», подаренными нам прекрасными авторами ХХ века! Или был бы грандиозный вальс «Сны на Саур-могиле». А? Ау, сочинители музык!

Как стихотворец не могу не сказать и о появляющихся в последнее время коллективных поэтических сборниках, тематически связанных с СВО на бывшей Украине. Все сумели найти финансы на издание — на проект, как теперь принято выражаться. Но никто, даже из апологетов социализма, не выплачивает гонорары авторам, не без оснований полагая, что стихотворцы готовы в таком контексте публиковаться даже ради идеи. (А в советское время — платили, и порой весьма прилично!) Кто-то собрал шесть десятков авторов, кто-то — до полутора сотен. Кто-то опубликовал «не того» автора. Кто-то, непонятно почему занимающийся составлением такой антологии, поругался со значимыми авторами и потому остался в рамках почти местечковой тусовки. Кто-то радостно глядит на это со стороны: «патриоты грызутся».

Будучи участником нескольких таких сборников, отмечу, кроме прочего, провалы в стихосложении, небрежность письма и отсутствие школы у немалого числа авторов, порой вполне одарённых и ныне раскручиваемых, подчас в ущерб их дарованиям. Это тоже удручает и обескураживает. 

Московский поэт Игорь Караулов высказывается в своем Телеграм-канале так: «Поэты, которых прежде редко приглашали даже на книжные ярмарки (поскольку на стихах бизнес не сделаешь), неожиданно оказались в фокусе внимания. Их зовут на ТВ, им предлагают разделить сцену с рок- и поп-звёздами. В то же время голоса тех, кто разбирается в поэзии, тонут в разноголосице дилетантов. В числе последних есть люди влиятельные, известные или просто очень активные. Конечно, это явление неизбежное, раз уж многие из тех, в ком вдруг проснулся интерес к поэзии, не вспоминали о ней со школьных времен. И все же, когда речь идет об антологиях или иных проектах, предполагающих отбор и оценку, хотелось бы, чтобы эти проекты и вели, и критиковали люди, разбирающиеся именно в поэзии. А не в том, кто с кем дружил, кто как себя вёл и кто больше соответствует стандартам патриотической чистоты».

Меж тем, есть ряд первоклассных поэтов, создавших значительные в художественном смысле произведения в связи с событиями последних лет. Следует на государственном уровне издать основательный сборник с развёрнутыми подборками их сочинений на тему. Конечно, это не всегда стихи для пения, но, вполне возможно, композиторы и тут найдут основу для музыкального созидания. Если нужно подсказать имя кандидата в составители такого сборника, могу оказать содействие — у меня на примете как минимум три персоны. Это прекрасные поэты, имеющие существенный опыт антологически-составительской работы. Конечно, если они примут такое предложение.

Станислав Александрович Минаков, член Союза писателей России, Харьков  Белгород

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula