АНПА «Дагон» – неядерный наследник «Посейдона», крушитель военно-морских баз и прибрежной инфраструктуры

Оборона и безопасность

«Посейдон» и его технологии

«Посейдон» – стратегическое оружие нового типа, автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА) торпеда, с неограниченной дальностью подводного хода, с атомным двигателем, с ядерной боеголовкой повышенного могущества. С момента своего появления этот комплекс вызывает множество споров, причём позиции сторон при этом могут быть диаметрально противоположны – от восторга до полного неприятия. Впрочем, обсуждение целесообразности создания и развёртывания «Посейдонов» в их текущем виде не является целью настоящей статьи, да и смысла в этом особого нет, поскольку «Посейдон» уже почти стал реальностью. В любом случае «Посейдон» – это оружие стратегического ядерного сдерживания, применение которого означает бы начало (продолжение, завершение?) глобальной ядерной войны.


АНПА «Посейдон» (Статус-6). Изображение wikipedia.org

Есть ли целесообразность в создании «Посейдона» с конвенциональной боевой частью, или иного АНПА «камикадзе», использующего технологии «Посейдона»?

В материале «Операция «Балтийский балет» была рассмотрена возможность уничтожения военно-морских баз (ВМБ), портов и прибрежных объектов промышленности с помощью гражданских судов, превращённых в плавучие конвенциональные боеприпасы повышенного могущества, фактически сравнимые по тротиловому эквиваленту с тактическими ядерными боеприпасами.

Кстати, в комментариях к вышеуказанному материалу высказывалось мнение, что такой способ вооружённой борьбы может рассматриваться как акт терроризма. В связи с чем возникает вопрос, с каких пор уничтожение военно-морских баз, портов и промышленной инфраструктуры противника является терроризмом? Может, и бомбёжка заводов, топливохранилищ нацистской Германии – это тоже терроризм?

Погибнут мирные жители? Конечно, погибнут, и мирные жители, и даже котики и собачки, и это очень печально, но какая у нас есть альтернатива? Одно дело подвести сухогруз, гружённый тысячами тонн взрывчатки, к заведомо мирному прибрежному городу без промышленности и взорвать его – это действительно терроризм. Другое дело, если это ВМБ или топливный хаб противника, а то, что они примыкают к городу – что ж, это и есть ужасы войны.

Например, когда Польша накачивает Украину вооружением и боеприпасами, то её население не протестует, а даже поддерживает своё правительство – их не волнует, что из поставляемых вооружённым силам Украины (ВСУ) артиллерийских орудий и реактивных систем залпового огня (РСЗО) обстреливаются города и сёла, в который нет российских вооружённых сил. Можно только представить, какую кровавую баню устроят укронацисты в ЛНР и ДНР, в Крыму, в случае своей победы, и ведь никто в США и Европе и не пикнет, ни о терроризме, ни о геноциде. Так стоит ли нам лить слёзы о возможных «сопутствующих потерях» Польши и других открыто враждебных нам государств?

Впрочем, вернёмся к технической части вопроса.

В существующих габаритных ограничениях АНПА не может нести конвенциональную боевую часть, способную нанести существенный урон ВМБ или прибрежной инфраструктуре. Но необязательно использовать именно сам «Посейдон» и носители для него. Ранее мы уже говорили о том, как технологии, реализованные в АНПА «Посейдон», могут быть применены для решения иных задач.

Например, в статье «Ядерный реактор для НАПЛ. Отложит ли «Посейдон» яйцо Доллежаля?» рассматривалась возможность использования наработок по созданию источника энергии для АНПА «Посейдон» для создания малогабаритного ядерного реактора для перспективных подводных лодок малой размерности – атомных субмарин в габаритах дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ), которыми можно было бы массово насытить российский военно-морской флот (ВМФ).

Однако «Посейдон» скрывает в себе не только новейшие технологии строительства малогабаритных ядерных реакторов – не меньший интерес представляет собой его система управления, способная ориентироваться и управлять АНПА в толще воды, предположительно, обеспечивая высокую точность прохождения маршрута на межконтинентальных расстояниях.

Судя по тому, что, помимо «Посейдона», российский военно-промышленный комплекс (ВПК) разрабатывает ещё ряд АНПА различного назначения, определённые успехи в создании автономных систем навигации и управления подводными аппаратами у России имеются.

Остаётся вопрос: эту систему навигации и управления можно установить на какой носитель, обладающий достаточными габаритами для размещения конвенциональной боевой части, сравнимой по своему эквиваленту с тактическим ядерным зарядом?

Из ДЭПЛ в АНПА

В качестве возможного «донора» могут быть рассмотрены дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ), срок службы которых близится к завершению – обычно такие подводные лодки (ПЛ) или отправляются в резерв, или идут на металлолом. В российском ВМФ это, скорее всего, будут ДЭПЛ проекта 877/636.

Обозначим перспективный АНПК «камикадзе» с конвенциональной боевой частью, сравнимой по своему могуществу с тактическим ядерным боеприпасом, как «Дагон».


ДЭПЛ проекта 636 (слева) и демонтаж рубки в процессе превращения в АНПА «Дагон» (справа)…
(…конечно, это не так, просто выполнение работ на ДЭПЛ «Магадан»). Изображение wikipedia.org

Превращение ДЭПЛ в ударный АНПК «камикадзе» потребует внесения существенных изменений в её конструкцию. В первую очередь необходимо демонтировать и извлечь всё оборудование, обеспечивающее управление ПЛ экипажем, системы жизнеобеспечения, торпедные аппараты и стеллажи для торпед, дизель-генератор и топливные баки для него, аккумуляторные батареи, перископ, шноркель и многое другое, возможно, целесообразно будет полностью демонтировать рубку – это уменьшит подводное сопротивление и акустическую заметность будущего АНПА «Дагон».

Фактически от ДЭПЛ останется только корпус, электродвигатели, редукторы и органы управления с соответствующими магистралями, а также технологическое оборудование, необходимое для их функционирования. А взамен ДЭПЛ-АНПА «Дагон» необходимо будет укомплектовать источником электроэнергии, определяющим запас хода, и мощной конвенциональной БЧ.


Профиль АНПА «Дагон», выполненного на базе ДЭПЛ проектов 877/636

Какова может быть дальность подводного хода АНПА, использующего источник электропитания без возможности подзарядки? В качестве отправной точки могут быть рассмотрены новейшие японские неатомные подводные лодки класса «Сорю», оснащённые литиевыми аккумуляторами. По открытым данным, дальность их подводного хода может превышать 10 000 (!) километров.


Неатомная подводная лодка типа «Сорю». Изображение wikipedia.org

Поскольку АНПА у нас «одноразовый», то источник электроэнергии, соответственно, также целесообразно применять одноразовый, при этом может быть рассмотрено несколько вариантов.

Активируемые морской водой батареи, используемые в отечественных электрических торпедах, вряд ли можно считать оптимальным решением – по открытым данным, они обладают низкой эффективностью. Кроме того, использование морской воды делает их характеристики нестабильными (имеется зависимость их характеристик от солёности морской воды, которая неодинакова в разных точках Мирового океана).

Более оптимальным вариантом можно считать литиевые батареи – именно батареи, а не аккумуляторы (их часто путают). Удельная ёмкость современных литиевых аккумуляторов составляет порядка 265 Вт*ч/кг, при этом у литий-диоксид марганцевых батарей (Li-MnO2) она составляет до 280 Вт*ч/кг, литий-дисульфид железных батарей (Li-FeS2) – до 300 Вт*ч/кг, у литий-диоксид серных батарей (Li-SO2) – до 330 Вт*ч/кг, а у литий-тионилхлоридных батарей (Li-SOCl2) – до 600 Вт*ч/кг.

Саморазряд литиевых батарей составляет примерно 1–2 % в год, т. е. снаряжённые изделия могут храниться годами с минимальной потерей дальности хода. Температурный диапазон работы литиевых батарей также гораздо выше, чем у аккумуляторов – у некоторых типов минимальная температура использования достигает минус 80 градусов Цельсия.


Российское предприятие АО «Литий-Элемент» выпускает литий-диоксид марганцевые (Li-MnO2) и литий-тионилхлоридные (Li-SOCl2) промышленные батареи. Изображение lithium-element.ru

В качестве альтернативы может быть рассмотрено применение воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ), например, на базе топливных элементов. Её разработка для российских неатомных подводных лодок буксует, вопрос в том, в чём причина задержки? Если это малый ресурс или ограниченная мощность, то для одноразового АНПА это некритично.

И всё же литиевые батареи, предположительно, станут оптимальным вариантом по совокупности параметров, таких как срок службы, необходимость в обслуживании, удельная энергоёмкость.

Соотношение объёмов, занимаемых литиевыми батареями и боевой частью, будет определять дальность хода АНПА и мощность взрыва БЧ в тротиловом эквиваленте.

Сборка из литиевых батарей и боевая часть могут быть выполнены в модульном варианте, таким образом, варьируя количество секций батареи и боевой части в процессе изготовления, можно изменять соотношение дальности хода АНПА и мощности его боевой части. С учётом высокой удельной ёмкости литиевых батарей, а также демонтированного оборудования и элементов конструкции ДЭПЛ, для дальности хода АНПА порядка десяти тысяч километров, предположительно, может быть достигнута мощность боевой части на уровне 1–1,5 килотонны тротилового эквивалента.

Цели и задачи, тактика применения

Для решения каких задач может применяться АНПА «камикадзе»? Какие цели поражать?

В первую очередь в качестве целей могут быть выбраны объекты прибрежной инфраструктуры, например, терминалы приёма сжиженного газа, прибрежные газораспределительные хабы, порты приёма и перекачки нефтепродуктов, нефтедобывающие платформы, подводные участки газонефтепроводов.

Например, в случае перехода конфликта России и стран Европы в горячую фазу, с помощью АНПА «Дагон» можно было бы дегазифицировать Европу – уничтожить большую часть путей снабжения стран Европы трубопроводным и сжиженным газом, а заодно нефтепродуктами, сделав ролик ПАО «Газпром» о замерзающих европейских городах реальностью. Обеспечить охрану не только военно-морских баз, но и гражданских портов, а также прибрежных объектов промышленности странам Европы будет крайне затруднительно, тем более что для их уничтожения будет достаточно одного удачного проникновения АНПА в зону поражения.


На всю Европу приходится около 30 терминалов СПГ. Изображение wikipedia.org

Ещё один вариант – уничтожение боевых и вспомогательных кораблей противника, стоящих в ВМБ. Преимущества борьбы с флотом противника путём уничтожения кораблей и подводных лодок в местах их базирования ранее были рассмотрены в материале «Цели и задачи российского ВМФ: уничтожить половину флота противника».

При плотном размещении один АНПА «камикадзе» может уничтожить и/или повредить десятки кораблей и подводных лодок. Эта задача сложнее, поскольку ВМБ могут хорошо охраняться, а подходы минироваться. Но и здесь есть варианты, например, последовательная атака ВМБ двумя-тремя АНПА «камикадзе».


Полдюжины АНПА «Дагон» потенциально могли бы надолго лишить Великобританию звания морской державы

При этом возможность атаки АНПА «Дагон» кораблей противника в открытом море находится под большим вопросом – насколько точно удастся вывести АНПА на корабельную ударную группу (КУГ) противника и удастся ли вывести вообще, прежде чем его обнаружат и уничтожат? Какой эффект произведёт подводный/надводный взрыв мощностью 1–1,5 килотонны?

Даже в рамках проведения российской спецоперации на Украине АНПА «Дагон» может найти применение, хотя это крайне специфичное поле боя для АНПА «камикадзе». Например, мост через Днестровский лиман, вроде бы он был выведен из строя после неоднократных ударов высокоточным оружием, но однозначной информации у автора на этот счёт нет. А один АНПА «камикадзе» мог бы нанести такие повреждения, после которых восстановить мост через Днестровский лиман в обозримой перспективе не представлялось бы возможным.


Мост через Днестровский лиман (слева) и результат удара по нему высокоточным оружием (справа) – после подрыва АНПА «Дагон» мост бы пришлось строить заново

Или взять хотя бы возню с островом Змеиным, сколько техники было потеряно, сколько хлопот с ним было? Можно было бы просто дать вооружённым силам Украины (ВСУ) возможность укрепиться на нём получше, имитировать несколько попыток захвата, дать возможность усилить оборону. А затем, взрыв одной килотонны тротила не оставил бы на этом острове камня на камне. Военный эффект был бы не очень велик, но вот психологический – огромен.

Выводы

АНПА «Дагон» – это весьма специфичный комплекс вооружения, как и в случае с АНПА «Посейдон», у него просто нет прямых аналогов, а соответственно, нет ни опыта, ни отработанной тактики его применения.

АНПА «Дагон» – это не оружие массового производства, по крайней мере, не сразу – вначале необходимо понять, насколько оно окажется сложным в реализации и эффективным в применении.

В первую очередь представляет интерес сам факт применения конвенциональной боевой части, сравнимой по тротиловому эквиваленту с тактическим ядерным боеприпасом – прецедентов умышленного применения оружия такой разрушительной силы пока не было.

С другой стороны, не исключён факт того, что развёртывание АНПА условного проекта «Дагон» с конвенциональной боевой частью, сравнимой по своему могуществу с тактическими ядерными боеприпасами, может стать серьёзным фактором сдерживания для наших потенциальных и реальных противников, которые должны понимать, что, в отличие от ядерного оружия, сдерживающие факторы для неприменения АНПА «Дагон» отсутствуют, а значит – их военные и промышленные объекты реально могут стать целями для такого оружия.

Источник