Учителям отменили отчеты
С 1 сентября педагогам в России разрешили не заниматься бумажными отчетами.
Также запрещено нагружать их работой, которая не предусмотрена законодательством. Предполагается, что у педагогов будет больше времени на занятия с детьми.
Отчетная нагрузка – одна из самых наболевших проблем учителей, которая обсуждается в профессиональном сообществе уже много лет. На горячей линии Министерства просвещения чаще всего жалуются именно на то, что львиная часть времени уходит на оформление бумажек. Причем приходится дублировать одни и те же отчеты в бумажной и электронной формах. Уже подсчитано, что в среднем на подготовку таких документов педагоги тратят до 5 часов в неделю – столько же, сколько на проверку письменных работ учеников.
«Сокращение объема бумажной работы – давно назревшая мера. Устранив непрофильную для учителей бумажную нагрузку, мы ограничим самодеятельность муниципальных и региональных органов управления образованием, директоров школ», – говорил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев еще в начале 2020 года.
«Наши педагоги готовят до 49 различных документов. Ситуация порой доходит до абсурда – педагогов заставляют писать отчеты, насколько меньше стало отчетов», – рассказала председатель по просвещению думского комитета Ольга Казакова.
Сегодня представлен список документов, с которыми учителя обязаны работать. В него входит четыре наименования: основная образовательная программа, журнал учета успеваемости, журнал группы продленного дня, личное дело ученика. И все. Остальную работу педагог может делать в том случае, если это оговорено в трудовом договоре за отдельную плату. «На учителях и без того колоссальная нагрузка – из-за нехватки в школах учителей и очень низких зарплат они вынуждены брать по несколько ставок. Ситуацию усугубляет чрезмерная, зачастую бесполезная отчетность», – пояснила первый заместитель председателя Комитета ГД по просвещению Яна Лантратова.
Между тем эксперты видят в нововведении много подводных камней. Председатель Общественного совета при Минпросвещения Виталий Сурвилло заявил, что пострадавшими окажутся классные руководители, на которых упадет огромный объем работы. «Это касается личных дел и портфолио каждого учащегося», – сказал он. Классные руководители должны вести протоколы родительских собраний и писать план воспитательной работы.
Непонятно, должны ли учителя вести родительские чаты, которые стали еще одной головной болью в современной школе. «Родительские чаты нужно регламентировать на уровне нормативных актов, чтобы у руководства школ или колледжей не было оснований заявлять, что этого требуют вышестоящие инстанции», – сказала куратор группы колледжа автомобильного транспорта №9 Людмила Власова. Не секрет, что такие мессенджеры часто становятся площадкой для выяснения отношений между родителями, и логично было бы разрешить педагогам самим выбирать форму общения с папами и мамами.
Также профессионалы сомневаются по поводу пункта, который допускает обязательное оформление документов, предусмотренных локальными нормативными актами. Например, такие бумаги должны составляться по поводу мероприятий, которые проводятся за пределами школ: экскурсии, походы, спортивные соревнования.
«В итоге посещение музея или театра занимает меньше времени, чем подготовка к такому мероприятию и отчет о нем», – добавила Власова. Под этот пункт можно подвести и другие мероприятия. Тогда число отчетов опять окажется неподъемным. Именно по этой причине педагоги просят депутатов внимательно изучить документ. Они боятся множества лазеек, которые сделают благое начинание совершенно бесполезным.
Наталья Пуртова.