Учителям отменили отчеты

Образование

С 1 сентября педагогам в России разрешили не заниматься бумажными отчетами.

Также запрещено нагружать их работой, которая не предусмотрена законодательством. Предполагается, что у педагогов будет больше времени на занятия с детьми.

Отчетная нагрузка – одна из самых наболевших проблем учителей, которая обсуждается в профессиональном сообществе уже много лет. На горячей линии Министерства просвещения чаще всего жалуются именно на то, что львиная часть времени уходит на оформление бумажек. Причем приходится дублировать одни и те же отчеты в бумажной и электронной формах. Уже подсчитано, что в среднем на подготовку таких документов педагоги тратят до 5 часов в неделю – столько же, сколько на проверку письменных работ учеников.

«Сокращение объема бумажной работы – давно назревшая мера. Устранив непрофильную для учителей бумажную нагрузку, мы ограничим самодеятельность муниципальных и региональных органов управления образованием, директоров школ», – говорил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев еще в начале 2020 года.

«Наши педагоги готовят до 49 различных документов. Ситуация порой доходит до абсурда – педагогов заставляют писать отчеты, насколько меньше стало отчетов», – рассказала председатель по просвещению думского комитета Ольга Казакова.

Сегодня представлен список документов, с которыми учителя обязаны работать. В него входит четыре наименования: основная образовательная программа, журнал учета успеваемости, журнал группы продленного дня, личное дело ученика. И все. Остальную работу педагог может делать в том случае, если это оговорено в трудовом договоре за отдельную плату. «На учителях и без того колоссальная нагрузка – из-за нехватки в школах учителей и очень низких зарплат они вынуждены брать по несколько ставок. Ситуацию усугубляет чрезмерная, зачастую бесполезная отчетность», – пояснила первый заместитель председателя Комитета ГД по просвещению Яна Лантратова.

Между тем эксперты видят в нововведении много подводных камней. Председатель Общественного совета при Минпросвещения Виталий Сурвилло заявил, что пострадавшими окажутся классные руководители, на которых упадет огромный объем работы. «Это касается личных дел и портфолио каждого учащегося», – сказал он. Классные руководители должны вести протоколы родительских собраний и писать план воспитательной работы.

Непонятно, должны ли учителя вести родительские чаты, которые стали еще одной головной болью в современной школе. «Родительские чаты нужно регламентировать на уровне нормативных актов, чтобы у руководства школ или колледжей не было оснований заявлять, что этого требуют вышестоящие инстанции», – сказала куратор группы колледжа автомобильного транспорта №9 Людмила Власова. Не секрет, что такие мессенджеры часто становятся площадкой для выяснения отношений между родителями, и логично было бы разрешить педагогам самим выбирать форму общения с папами и мамами.

Также профессионалы сомневаются по поводу пункта, который допускает обязательное оформление документов, предусмотренных локальными нормативными актами. Например, такие бумаги должны составляться по поводу мероприятий, которые проводятся за пределами школ: экскурсии, походы, спортивные соревнования.

«В итоге посещение музея или театра занимает меньше времени, чем подготовка к такому мероприятию и отчет о нем», – добавила Власова. Под этот пункт можно подвести и другие мероприятия. Тогда число отчетов опять окажется неподъемным. Именно по этой причине педагоги просят депутатов внимательно изучить документ. Они боятся множества лазеек, которые сделают благое начинание совершенно бесполезным.

Наталья Пуртова.

Источник