В России наблюдается дефицит учителей

Образование

По данным Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в 2021/22 учебном году в большинстве регионов России сформировался дефицит работников общеобразовательных организаций.

Выяснилось, что в целом по стране число вакансий учителей, педработников и руководителей школ превышает число занятых в этой сфере работников на 3,1%, а по федеральным округам этот показатель варьируется от 4,8 до 1,2%.

Похоже, приехали! В стране не хватает тех, кто должен и хочет учить детей «разумному, доброму, вечному» и тем самым строить ее будущее. Как такое могло случиться?

Накануне десятилетия майских указов президента, которые требовали повышения «к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе», на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре было сказано: более 75% российских учителей имеют ставку заработной платы (оклад) ниже МРОТ.

Структура учительских зарплат состоит из нескольких составляющих. Базовая ставка начисляется за 18 часов, то есть уроков, в неделю. Если учитель ведет не 18 часов, а более (бывает и по 30, и по 40 часов!), оклад повышается. Вроде бы правильно, есть возможность заработать. Но возникает проблема дополнительной нагрузки и даже перегрузки, что, конечно же, сказывается на качестве работы педагогов. То есть страдают в итоге знания школьников и их воспитание.

В профильном проф­союзе говорят, что одна из причин дефицита кадров – именно большие объемы работы при низких зарплатах. «Чаще всего учителей не хватает в крупных и средних городах, где существует хоть какой-то рынок труда и можно найти другую работу», – рассказывает оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова.

По ее словам, даже если учителям где-то и удается зарабатывать в соответствии с нормативами майских указов, то это в большинстве случаев происходит за счет совместительства: «Чтобы в регионе могли платить, например, учителю зарплату выше средней, ему необходимо дать две ставки и классное руководство».

Для большинства специалистов очевидно, что систему оплаты труда в образовании нужно реформировать, и такие реформы вроде бы готовятся. Но объявленный Минпросвещения год назад пилотный проект по повышению зарплат учителей завис в коридорах ведомства и, по слухам, отложен на неопределенное время. А у нас временное, как известно, часто становится постоянным. И бедственное положение российского учительства может обернуться выстрелом в наше будущее.

Источник